ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Иранский Азербайджан - история и политика

10:15 26.10.2021 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

Напряженность на Южном Кавказе, связанная сегодня с глубинными противоречиями между Исламской Республикой Иран (ИРИ) и Азербайджанской Республикой (АР), чреватыми серьезными последствиями, вновь отсылает нас к этно-национальным проблемам. Исторически эти проблемы играли существенную роль во взаимоотношениях т.н. Северного Азербайджана (входившего и в Российскую Империю, и в СССР) и, наконец, независимой АР с Южным Азербайджаном, являющимся частью сначала Персидской империи, Ирана и в настоящее время – ИРИ.

Журнал «Международная жизнь» неоднократно обращался к теме ирано-азербайджанских отношений.[1] В данной статье делается попытка сконцентрировать внимание на «азербайджанском факторе» в Иране и его влияние на иранскую внешнюю и внутреннюю политику. Однако понять сложнейшие процессы, происходящие в сфере межнациональных отношений в ИРИ, даже без краткого исторического экскурса невозможно.

Формирование азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основном к концу XV века.

После падения персидской династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы были дезинтегрированы на Кавказе между двумя десятками полунезависимых ханств, находящихся под контролем Персии.[2]

В 1722 и 1723 гг. Император Всероссийский Петр I осуществил Персидский поход, в результате которого к России отошли южное и западное побережье Каспийского моря с городами Дербент, Баку, Решт и провинциями Ширван, Гилян, Мазендаран и Астрабад. Однако после смерти Петра I в 1725 г. по Рештскому (1732) и Гянджинскому (1735) трактатам приобретенные им территории вновь возвращались Персидской империи.

К началу XIX века практически всё Закавказье и Дагестан находились под протекторатом Персии.

Победы России в двух русско-персидских войнах (1804 – 1813 гг.) и (1826 – 1828 гг.) поставили крест на иранской экспансии на Кавказе. По Гюлистанскому мирному договору (1813) Персия признала вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии и Северного Азербайджана, Имеретии, Гурии, Менгрелии и Абхазии; Россия получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море.

Согласно Туркманчайскому договору (1828), Персия подтверждала все условия Гюлистанского договора, юго-восточное Закавказье, включая побережье Каспия до Астары, а также Восточная Армения, где было создано особое административное образование – Армянская область с переселением туда армян из Ирана, перешли под контроль Российской империи. Границей между государствами стала река Аракс, а большая часть исторической области Азербайджан осталась в составе Ирана.

Кроме того, персидский шах обязывался выплатить России контрибуцию – 20 млн. руб. Что касается Южного Азербайджана, то Россия обязалась вывести из него войска по выплате контрибуции. Также персидский шах обязался предоставить амнистию всем жителям Южного Азербайджана, сотрудничавшим с русскими войсками.

После этих важнейших событий территории исторического проживания азербайджанского этноса (в Иране азербайджанцев называли и называют «азери» или «торк») были разделены на две части: земли севернее реки Аракс оказались в составе России, а южнее Аракса — в составе Ирана. В результате появились термины «Северный Азербайджан», а также «Южный или Иранский Азербайджан».

Не всё спокойно было в Иранском Азербайджане, где время от времени происходили протесты на этнической почве против центрального правительства. Наиболее мощные выступления отмечались в начале ХХ века, когда персидская династия Каджаров приходила в упадок.

В 1908 – 1909 гг. и в 1920 г. лидер Азербайджанской демократической партии Мохаммад Хиябани поднимал иранских азербайджанцев на борьбу. В 1920 г. во главе с ним было создано национальное правительство и принято решение переименовать Иранский Азербайджан в Азадистан (Страна свободы). При этом и в первом и во втором случае М. Хиябани не декларировал абсолютную независимость Иранского Азербайджана, настаивая на широкой автономии. Он верил в революционизирующую роль Азербайджана для всего Ирана и боролся против центрального правительства, против экспансии в Иране Великобритании и России, причем и царской и советской.   М. Хиябани и его соратники отказались сотрудничать с большевиками. Они заявили, что не согласны с вводом советских войск в Энзели (май 1920г.) и не признают правомочность договора русских с Мирзой Кучек-ханом Джангали, создавшего Гилянскую советскую социалистическую республику, известную также как Персидская советская республика, просуществовавшую чуть больше года (июнь 1920 – сентябрь 1921).

Все вспышки недовольства, все мятежи, все восстания были подавлены шахскими войсками, и Тегеран продолжал контролировать Южный Азербайджан.

В 1925 г. бывший рядовой, затем офицер Персидской казачьей бригады, затем военный министр и далее премьер-министр Реза-хан был провозглашен новым шахом Ирана, под именем Реза-шаха Пехлеви.

Поставив своей целью восстановить былое величие страны, он взял курс на европеизацию Ирана, укрепление государственности и армии. Идеологической базой внутренней и внешней политики стали идеи иранского (персидского) национализма, получившие в дальнейшем довольно сильное развитие. Господствующей концепцией официальных монархических кругов была концепция «единой иранской нации», согласно которой все народы страны представляют одну нацию на персидской основе. Особое место придавалось распространению персидского языка в неперсидских районах. Реза-шах запретил использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Губернаторами в Азербайджан были назначены персы, большинство высоких административных постов также занимали персы, а не азербайджанцы. В Иранском Азербайджане переименовывались топонимы, имеющие азербайджанское происхождение. Хуже того, Тегеран целенаправленно осуществлял политику экономической дискриминации региона, при этом наглухо закрыв границу с Советским Азербайджаном, куда ранее устремлялись иранские азербайджанцы на сезонные работы.

Такая шахская политика привела к серьезным изменениям внутри азербайджанской общины в Иране. Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. Это привело к тому, что в многонациональных городских «котлах» «выпаривалась» национальная идентичность иранских азербайджанцев (не в последнюю очередь, благодаря общей с персами религии – шиизму), постепенно терялся язык, и они становились просто иранцами. Именно тогда началась активная фаза ассимиляции значительной части мигрировавших в другие районы азербайджанцев. Этот процесс продолжается и сейчас.

В свою очередь, политическое, экономическое и культурно-языковое давление Тегерана на азери, проживающих на севере страны, разжигало и аккумулировало у них естественные националистические чувства, усиливая сознание национальной азербайджанской идентичности.

Во время Второй мировой войны, 25 августа 1941 г. Великобритания на юге Ирана, СССР – на севере ввели свои войска, чтобы предотвратить превращение Ирана в сателлита нацистской Германии. Красная армия заняла практически весь иранский Азербайджан.

Примечательно, что ещё до начала данной военной операции Москва и Баку рассматривали возможность советизации южного Азербайджана и присоединение его к Азербайджанской ССР. Руководитель этой советской республики Мир Джафар Багиров, инструктируя своих подчиненных, отмечал, что крупнейшие города Ирана: Казвин, Урмия, Миане, Марага, Тебриз, Ардебиль, Салмас, Хой, Энзели и другие — «были родиной наших предков. И если хотите знать правду, то и Тегеран — древний азербайджанский город».[3] Уже в мае — июне 1941 года для отправки в Южный Азербайджан в Азербайджанской ССР мобилизовали 3816 гражданских лиц. В группу «по советизации» входили партийные и советские работники, представители органов безопасности, милиции, судов и прокуратуры, работники типографий и издательств. Руководителем отправляемой в Южный Азербайджан миссии Советского Азербайджана был назначен секретарь ЦК КП(б) Азербайджана Азиз Алиев.[4]

Однако в тяжелый для СССР период Великой Отечественной войны Иран приобретал исключительно большое значение, как своего рода транзитный коридор для перевозки военных грузов, поставляемых СССР по ленд-лизу. Проблема Южного Азербайджана отошла как бы на второй план, и находившиеся там работники из АзССР были по указанию Москвы отозваны назад.

Реальная деятельность по советизации иранского Азербайджана началась в 1945 г., когда на этой территории, занятой советскими войсками, образовалось де-факто самостоятельное государственное образование - Демократическая Республика Азербайджан, созданное по прямому указанию Сталина. Вождь всех народов связывал создание просоветской азербайджанской республики и с общим процессом распространением социализма, и с возведением буферной зоны вокруг СССР, как это чуть позднее будет происходить в Восточной Европе. Но была ещё одна цель в Иране – получение от Тегерана концессии на разработку нефти на севере страны с определенным отчуждением территории.

Обеспокоенный Тегеран послал войска для подавления азербайджанского мятежа, но советская армия преградила им путь на север.

Как известно, 29 января 1942 г. был подписан англо-советско-иранский договор, по которому СССР и Великобритания обязались вывести свои вооруженные силы из Ирана в шестимесячный срок после окончания боевых действий Второй мировой войны. Как показала история, вывод должен быть осуществлен 2 марта 1946 г. Именно в этот день Англия объявила о завершении вывода из Ирана своих войск (американские покинули страну ещё до 1 января того же года). СССР поступил по-другому.

В распространенном ТАСС сообщении говорилось, что СССР выведет свои армейские части только из Мешхеда, Шехруда и Семнана (т.е. из северо-востока Ирана). В этой же информации подчеркивалось, что советская армия будет оставаться в других районах Ирана (надо понимать – в Иранском Азербайджане). Более того, 4 марта в Иран был введен дополнительный советский военный контингент, начавший движение к Тегерану. Это породило первый крупный политический конфликт холодной войны. 18 марта 1946 года правительство Ирана поставило перед Советом Безопасности ООН вопрос о советской агрессии. На московских переговорах в марте 1946 г. правительство СССР выступило со своими требованиями, предложив Ирану, «1) чтобы войска СССР оставались в определенных районах Ирана, 2) чтобы был обсужден вопрос о нефтяных концессиях и 3) чтобы было признано автономное правительство Азербайджана». Это не устраивало ни Иран, ни США, ни Британию. Усилилась бурная дипломатическая деятельность в рамках Совбеза ООН и в двусторонних контактах.

Под давлением Запада 24 марта СССР заверил Иран через своего посла, что завершит вывод своих частей из Ирана за полтора месяца. По некоторым данным, определенную роль в разрешении иранского кризиса сыграла угроза президента США Гарри Трумэна сбросить атомную бомбу на Баку. Сталин не решился обострять ситуацию и не стал оказывать помощь азербайджанскому правительству демократов.

9 мая 1946 года эвакуация советских войск и имущества с территории Ирана была полностью завершена, после чего новый состав иранского меджлиса отказался ратифицировать советско-иранское соглашение о совместном нефтяном обществе.

Летом 1946 г. руководство Демократической Республики Азербайджан, которая просуществовала ровно один год, согласилось отказаться от автономии, но это не остановило центральное правительство. В начале декабря шахские войска перешли границу той части Азербайджана, которая находилась под управлением демократов, вошли в Тебриз, и началась карательная операция. Было казнено около 14 тыс. азербайджанских демократов и их сторонников. (Правда, находясь у власти, демократы также казнили около 500 сторонников шаха). Демократическая партия Азербайджана была объявлена вне закона. Её активистов уничтожали, сажали в тюрьмы. Несколько тысяч спаслись бегством, эмигрировав в СССР.

С автономией иранского Азербайджана было покончено.

В азербайджанском кризисе новый шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви показал себя решительным сторонником идеи своего отца – Реза-шаха (отречённого от престола и передавшего бразды правления сыну в 1941 г.) о «единой персидской нации».

После Второй мировой войны постепенно в шахском Иране стала формироваться идеология, которую можно определить как «пехлевизм» - то есть персидский национализм, источником и вдохновителем которой объявлялась эпоха Великой персидской империи династии Ахеменидов (VI – IV века до н.э.), времен царей Кира и Дария, завоевавших полмира. И в этой идеологии мест для азербайджанского этноса не предусматривалось.

Именно в период правления М.Р.Пехлеви наиболее активно происходил процесс ассимиляции азербайджанцев в «персидский мейнстрим». Это не в последнюю очередь было связано с реформами «Белой революции», начатой шахом в начале 1960-х годов в целях ускоренного развития промышленности, современного сельского хозяйства, в целом - капитализма в стране.

Под воздействием шахских реформ азербайджанцы в Иране, говоря условно, расслоились на три, если так можно сказать, фракции. Это сельские жители северных, азербайджанских районов страны, приверженцы традиционного образа жизни; азербайджанцы – жители крупных городов, в том числе интеллигенция и образованные люди, продолжающие идентифицировать себя как азери; и, наконец, значительная масса людей, «растворившаяся» в титульной нации, считающих себя иранцами.

В такой, или приблизительно в такой, ситуации встретили иранские азербайджанцы исламскую революцию в Иране.

Стоит напомнить, что идеологи и практики исламской революции в Иране отрицали национальный вопрос, поскольку в принципе отрицали такое явление, такое понятие как нация, по сути, заменяя его религиозной идентичностью. Поэтому в основополагающих документах ИРИ нет термина «национальное меньшинство». Все граждане Исламской Республики – иранцы, некоторые из которых принадлежат к официальным «религиозным меньшинствам» - христианам (армяне), зороастрийцам и иудеям (евреи). Азербайджанцы – это братья – шииты, которые говорят на другом языке.

При этом именно иранские азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, которая привела к свержению шахского режима. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов в поддержку аятоллы Хомейни. На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам. Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе.

С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа (ОМИН или Моджахедин-э Халк). В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований.

Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской (т.е. неазербайджанской) буржуазией. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. Вокруг фигуры Шариатмадари сплотились и местные леворадикальные группировки, включая ОМИН.

После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту.

Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи (нынешний верховный лидер) и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство».

Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны (1980 – 1988 гг.) иранские азербайджанцы героически сражались за Исламскую Республику Иран.

В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев».[5]

Однако, несмотря на то, что азербайджанцы представлены во всех общественно-политических сферах жизни ИРИ, в политической, военной и интеллектуальной иерархии, так же как и религиозной иерархии, проблема Иранского Азербайджана по сей день остаётся непростым аспектом взаимоотношений между центральной властью и азербайджанским населением.

После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана (1991 г.) в истории ирано-азербайджанских связей начался новый этап, характеризуемый уже межгосударственными отношениями Тегерана и Баку. При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием.

Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику.

Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами.[7] Также правительство Ирана постепенно изменило свою позицию в Карабахском конфликте в пользу поддержки Армении,[8] так как считало, что победа Азербайджана вдохновит иранских азербайджанцев.[9]

Действительно, многолетний армяно-азербайджанский конфликт вокруг Карабаха, перешедший в две войны 1991 – 1994 гг. и 2020 г., по мнению Тегерана, угрожал подорвать безопасность ИРИ, распространившись в иранские провинции с азербайджанским большинством. Несомненно, эти войны послужили источником вдохновения для массы иранских азербайджанцев, чтобы попытаться вернуть отношения со своими «северными братьями» на прежний уровень после десятилетий взаимной изоляции. Аналогичным образом, экономический и политический подъем Турции, её активность в поддержке Баку заставил многих иранских азербайджанцев заново открыть свои этно-лингвистические и культурные корни и пересмотреть отношение к своему тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние 25 лет, гораздо больше иранских азербайджанцев стали больше уделять внимания и гордиться своим тюркским культурным наследием.

Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало. По данным материалов, подготовленных по заказу Отдела международной защиты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Австрийским центром исследований и документации в сфере информации о странах происхождения и по вопросам убежища (АККОРД), которые приводятся в сборнике 2015 г. «Иран: оппозиционные политические группы, силовые структуры, избранные проблемы в области прав человека, верховенство права» в ИРИ действовали более десятка различных оппозиционных группировок азербайджанцев.[10]

Цели этих организаций различные: от отделения Иранского (Южного) Азербайджана от ИРИ до национально-культурной автономии в рамках Ирана.

Выступления иранских азербайджанцев с разной интенсивностью происходят практически ежегодно.

В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в городах Ирана с преимущественно азербайджанским населением. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев. В 2011 массовые общеиранские антиправительственные выступления мотивировали даже политически индифферентных иранских азербайджанцев к протестам. Они были обеспокоены тем, что государство допускает дискриминацию азербайджанцев, неуважительное отношение к их наследию, а также экологическим проблемам.

С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. Представители азербайджанской оппозиции подвергаются тюремному заключению или даже казни. Об этом свидетельствуют доклады ООН по вопросу о положении в области прав человека в ИРИ.

Однако, объективно говоря, хотя «азербайджанский вопрос» неоднозначная проблема для Тегерана, но всё же национальное движение азербайджанцев в ИРИ, несмотря на множество различных группировок и организаций, несмотря на иногда массовые выступления, громкие заявления своих лидеров, не столь значительно и влиятельно.

Рассмотрим здесь численность иранских азербайджанцев, которая чрезвычайно приблизительна и вряд ли поддаётся точному подсчёту.[11] Турецкие и азербайджанские источники утверждают, что в ИРИ проживает 30 млн. азербайджанцев, что составляет 37% населения всей страны, в то время, как жители всех четырех азербайджанских провинций на севере страны (Восточный Азербайджан, Ардебиль, Зенджан, Западный Азербайджан) вместе составляет лишь 9 млн., включая местных курдов и персов. По данным переписи 2016 года, на всей территории ИРИ проживает 16,5 млн. азери (20% населения). В отчете Государственного департамента США от 2015 года упоминается о 13 млн. азербайджанцев, которые интегрированы в структуру власти и общество.[12]

Если исходить из приведённых выше трёх основных условных фракций азербайджанского населения, то, например, социально-консервативное население, проживающее в сельской местности, вероятно, в первую очередь идентифицирует себя как мусульман-шиитов, и только потом – как азербайджанцев. Для них верность иранскому шиитскому государству важнее их этно-лингвистических корней и региональной идентичности. Аналогичные позиции, правда, уже с ирано-националистическим оттенком разделяют, с одной стороны, лица, признающие себя азери, занимающие самые различные должности в иранском истеблишменте, и, конечно, ассимилировавшиеся «бывшие» азербайджанцы. Поэтому националистический азербайджанский флаг держат, прежде всего, часть ирано-азербайджанской интеллигенции и студенчества.

В заключении можно констатировать, что «азербайджанский вопрос» в ИРИ – это «вечная» историческая проблема для Тегерана, затрагивающая напрямую его нынешнюю внутреннюю и внешнюю политику.

В то же время, сегодня иранские власти уверенно контролируют все направления, все проявления национально-азербайджанского движения в стране. Пресекаются все акции, все протесты националистически настроенных азербайджанцев, осуществляются жесткие меры, проводятся аресты активистов.

В настоящее время широкомасштабные акции иранских азербайджанцев за свои национальные права, против существующего режима маловероятны. Однако в случае подъема общеиранского движения вследствие ухудшения социально-экономического положения всего населения ИРИ вполне возможно использование со стороны азери этой протестной волны для отстаивания азербайджанской автономии в стране.

Влияние азербайджанского фактора на внешнюю политику ИРИ также очевидно. На протяжении всех 30 лет независимости АР Тегеран действовал против светского характера Азербайджанской республики, стараясь насаждать идеологию иранского шиизма. Потерпев в этом фиаско, иранские власти силами КСИР в 2019 г. предприняли шаги по созданию в АР проиранской военизированной политико-религиозной группировки «Хосейниюн». Эта организация ещё одно звено в цепи проиранских шиитских группировок, активно действующих на Ближнем Востоке.[13] И это представляет определенную проблему для Баку.

Последние события на Южном Кавказе свидетельствуют о том, что кавказские субрегиональные проблемы, в том числе и «азербайджанский вопрос», становятся проблемами всего региона Ближнего Востока. При этом в аспекте внутренней политики Исламской Республики Иран этот вопрос в будущем не исчезнет.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1]     Владимир Сажин. Иран – Азербайджан: новый очаг напряженности на Южном Кавказе? Сайт Международная жизнь. 08.10.2021 https://interaffairs.ru/news/show/32005; Владимир Сажин. Кавказский излом: израильский фактор. Сайт Международная жизнь. 27.05.2021 https://interaffairs.ru/news/show/30249; Владимир Сажин. Иран и проблемы Нагорного Карабаха. Сайт Международная жизнь. 13.10.2020 https://interaffairs.ru/news/show/27745

[2]     Иранцы всегда называли свою страну Иран, за рубежом эту страну называли Персией до 1935 г.

[3]     Цитируется по: Джамиль Гасанлы. Иранский Азербайджан — эпицентр «холодной войны». Институт центральноазиатских и кавказских исследований (Швеция). Сайт Сa-c.Оrg. https://ca-c.org/c-g/2008/journal_rus/c-g-1/01.shtml

[4]     Там же

[5]  Владимир Виноградов. От шаха до Хомейни. Журнал Знамя № 2, февраль 1987. Стр. 184 – 210.

[6]     Азербайджанская Республика, значительная часть населения которой исповедует ислам шиитского толка, стала одной из первых и основных объектов экспорта исламской революции по иранскому образцу. Концепция экспорта исламской революции, разработанная аятоллой Хомейни, стала стержнем экспансионистской военно-политической доктрины Исламской Республики Иран.

[7]     Shaffer Brenda “Iran’s Internal Azerbaijani Challenge: Implications for Policy In the Caucasus”, in Gammer, Moshe, edt. (2004) The Caspian Region. A Re-emerging Region, Vol. I, London: Routledge, pp. 119-140. // URL: http://books.google.com/books?id=zDijSUd0DPQC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_similarbooks_r&cad=2#v=onepage&q=&f=false

[8]     Alberto Priego (2005). The Creation of the Azerbaijani Identity and Its Influence on Foreign Policy’, UNISCI Discussion Papers, Universidad Complutense de Madrid.

[9]     Michael E. Brown, ed. The International Dimensions of Internal Conflict. Cambridge, Mass.: The MIT Press. 1996 // URL: http://belfercenter.ksg.harvard.edu/publication/1806/international_dimensions_of_internal_conflict.html

[10]   Так, например:

Движение за национальное освобождение Южного Азербайджана, лидер/основатель: Пируз Диленчи; основано в 1991 г.;

Движение студентов Южного Азербайджана, основано в 2006 г. группой студентов;

Всемирный азербайджанский конгресс, лидер/основатель: Али Назми Афшар; основан в 1994 г.;

Организация национального возрождения Южного Азербайджана,  лидер/основатель: Атилла; основана в 1995 г.;

Национальный исламский фронт Азербайджана, основатель: Махмудали Чехрегани, основан в 1998 г.;

Парламент Южного Азербайджана,. лидер/основатель: Булуд Карапапак; основан в 1999 г.;

Организация национального освобождения Азербайджана, лидер/основатель: Эльдар Карадагли,основана в 1999 г.;

Движение за национальное пробуждение Южного Азербайджана, лидер/основатель: Махмудали Чехрегани; основано в 2002 г.;

Партия независимости Южного Азербайджана, лидер/основатель: Салех Илдирим; основана в 2006 г.;

Фронт национального освобождения Южного Азербайджана, основан в 2012 г.

[11]   Оценки численности иранских азербайджанцев, приводимые в тех или иных источниках, могут различаться на порядок — от 15 до 30 млн. См., например:,Looklex Encyclopaedia, Iranian.com, «Ethnologue» Report for Azerbaijani Language, UNPO information on Southern Azerbaijan, Jamestown Foundation.

[12]   Сайт Каспийский вестник. 13.10.2021. Азербайджанский вопрос в Иране: взгляд востоковеда. http://casp-geo.ru/azerbajdzhanskij-vopros-v-irane-vzglyad-vostokoveda/

[13]   Omar Ahmed. The Huseynyun: Iran's new IRGC-backed movement in Azerbaijan. Сайт MEMO. 09.10.2021. https://www.middleeastmonitor.com/20211009-the-huseynyun-irans-new-irgc-backed-movement-in-azerbaijan/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати