Состоялся виртуальный круглый стол, организованный клубом «Валдай» в партнёрстве с Институтом международных отношений (IAI, Италия) «Роль G20 в выработке международно-признанных рамок ESG».
Как скоординировать реализацию принципов ESG в странах с разной степенью готовности к «зелёной трансформации»? Как гармонизировать различия и избежать возникновения новых разделительных линий? Какую роль в этом могло бы сыграть итальянское председательство в G20? На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола.
В приветственном слове к участникам круглого стола председатель Совета Фонда клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий заметил, что вследствие глобального потрясения, вызванного пандемией, критерии ESG (экология, социальное развитие и корпоративное управление) становятся основными указателями на глобальном инвестиционном пространстве. Крупнейшие корпорации начинают конкурировать в сфере ESG, и всё большее внимание уделяется корпоративным рейтингам ESG, которые вскоре могут обрести такое же значение, как и финансовые рейтинги сегодня.
Исполнительный вице-президент IAI Этторе Греко, со своей стороны, обратил внимание на то, что переход к принципам ESG также связан с рисками. Развивающимся странам с высокой долей минеральных ресурсов в их экономиках, вероятно, будет сложнее конкурировать со странами с развитой экономикой в скорости ESG-трансформации. Он подчеркнул, что G20 должна отстаивать гармонизированное и прозрачное развитие стандартов ESG, чтобы согласовывать интересы развитых и развивающихся стран, поддерживать решения инвесторов и компаний и, в конечном итоге, обеспечить положительное воздействие принципов ESG на решение социальных и экологических вопросов.
Спикерами на круглом столе выступили: Агостино Ингушо, старший эксперт аппарата шерпы G7/G20 от Италии; Клод Лопез, руководитель департамента исследований в Институте Милкена; Мариано Мачадо, действительный член Аргентинского совета по международным отношениям (CARI); Акшай Матур, директор ORF (Мумбаи), руководитель Программы геоэкономических исследований; Дмитрий Пристансков, статс-секретарь, вице-президент ГМК «Норильский Никель» и Антон Цветов, заместитель руководителя Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации. Вел дискуссию Ярослав Лисоволик, программный директор клуба «Валдай».
Дмитрий Пристансков рассказал, что в «Норникеле» уделяют большое внимание критериям ESG при принятии инвестиционных решений. Он остановился на вопросах разработки и применения стандартов ESG, а также потенциальных рисков и последствий применения ESG в финансовом и инфраструктурном секторах. По его словам, основная цель этого документа укрепить основы международного сотрудничества и сделать его более приспособленным к национальным условиям и потребностям участников этого сотрудничества. Ключевым фактором внедрения стандартов и практик ESG стала пандемия COVID-19, которая привела к кардинальным изменениям в экономиках большинства стран мира. Текущие вызовы побуждают бизнес конкретизировать свои стратегии, ориентируясь на цели устойчивого развития и принципы ESG, как движущей силы прогресса. Пристансков отметил, что практическая реализация ESG очень часто затруднена из-за деятельности международных и национальных органов, которые дают свою собственную трактовку, что это такое. По мнению статс-секретаря, малый и средний бизнес, в отличие от крупных компаний, в настоящее время не имеет возможности организационно и финансово внедрять ESG, особенно в части составления планов и написания отчетов. Бизнесмен также подчеркнул, что ESG «ни в коем случае не должна использоваться в политических целях и служить инструментом давления в международных отношениях».
Мариано Мачадо обратил внимание на то, что тематика ESG обсуждается уже не первый день, но именно сейчас, во время председательства Италии в G20, появилась возможность ускорить решение связанных с ней вопросов. К ним относится конвергенция критериев из двух существующих наборов, а также универсализация стандартов, которых в разных странах в общей сложности насчитывается до 60. Также, по его словам, суверенные государства должны выполнять взятые на себя обязательства по устойчивому развитию до 2030 года, на что потребуется 25 млрд долларов. Аргентинский эксперт обосновал, почему именно G20 может сыграть большую роль, продвигая согласованные стандарты. «Двадцатка» обладает определенной легитимностью и авторитетом, которых не хватает многим другим международным объединениям и организациям. Она также разработала инструментарий принятия компромиссных решений. Поэтому G20 может возглавить движение в направлении реализации ESG.
Акшай Матур, во-первых, предложил отталкиваться от того, что уже создано, например, концепция устойчивого развития, «зеленая повестка приоритетов» и другие. Во-вторых, необходимо обратить внимание на международное финансовое регулирование, в частности, на добровольное раскрытие нефинансовой информации, принципы ответственного инвестирования, финансирование экологических проектов. Эксперт считает, что для ESG важно введение универсальной стандартизированной отчетности по национальным проектам устойчивого развития с акцентом на экологию. Необходимо конкретизировать требования к отчетности по устойчивости. В-третьих, это отчетность по работе институциональных инвесторов в рамках стандартов ООН. Их не так много, но под их управлением находятся сотни миллиардов долларов. Те из них, кто раскрывает финансовую информацию, соответственно, оторваны от Парижского соглашения.
Клод Лопез остановилась на национальных определениях ESG, которые значительно отличаются от страны к стране. По ее мнению, дискуссия показала, что большинство ее участников автоматически связывают национальные ESG с устойчивым развитием. По ее собственному определению, ESG – это не финансовые показатели, − это управление финансовыми и другими рисками. Так, при инвестировании средств в кампании необходимо понимать, насколько они устойчивы в долгосрочной и среднесрочной перспективах, а для этого надо знать в каком направлении они собираются двигаться для своего развития. Лопез предложила использовать для этого систему «бенчмаркинг» − выставления ориентиров, которые покажут не только направление движения кампании или государства, но и его скорость. Она считает, что таким образом, можно будет управлять рисками, и связать методики ООН по устойчивому развитию с ESG.
Антон Цветов дал официальную российскую оценку ESG и описал подходы России к ее реализации. Он отметил, ESG на сегодняшний день – это «очень популярный» термин, но помимо модной аббревиатуры у Правительства РФ есть реальные трудные цели и задачи. В частности, это достижение целей устойчивого развития, климатической устойчивости и энергоперехода. Цветов указал на то, что в рамках «Двадцатки» под председательством Италии велись широкие дискуссии о путях достижения устойчивости в глобальном масштабе. В этом контексте «Двадцатка» представляется ему очень удобной международной площадкой. Что касается России, то, по его словам, мы делаем ставку «на частный сектор» в решении тех задач, которые отнесены к области ESG и устойчивого развития. Он добавил, что в отношении институциональных инвесторов Правительство России не испытывает особого энтузиазма.
В целом, дискуссия показала, что представители академического сообщества, государственных структур и деловых кругов согласны в вопросе значения консенсуса между ключевыми экономиками мира для решения актуальных экономических, социальных, экологических, энергетических и иных задач современности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs