ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Итоги 76-й Генассамблеи ООН

10:17 30.09.2021 • Андрей Кадомцев, политолог

В Нью-Йорке прошла 76-сессия Генеральной ассамблеи ООН. Россию представлял министр иностранных дел Сергей Лавров.

Генассамблея проводилась в смешанном формате в связи с ограничениями, накладываемыми пандемией коронавируса. Одни участники присутствовали лично. Другие – посредством видеоконференции. Так, глава российской дипломатии, а также президент США Байден, приехали в зал заседаний и выступили с трибуны Генассамблеи. А, к примеру, председатель КНР Си Цзиньпин обратился к участникам форума по видеосвязи.

Официальная повестка сессии включала 176 пунктов. Важнейшее место занимали проблемы климатических изменений, «зеленой» энергетики и «устойчивого развития». По мнению генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, наиболее острыми остаются вопросы сохранения мира, экология, диспропорции социально-экономического развития, гендерное, цифровое и поколенческое неравенство.[i]

По мнению России, одной из важнейших задач повестки 76-й сессии ГА ООН, является необходимость «подтвердить центральную координирующую роль всемирной Организации в мировых делах».[ii] В ООН представлено наибольшее число субъектов международных отношений. Ее Устав является краеугольным камнем международного права. Организация остается наиболее авторитетной площадкой, позволяющей согласовывать интересы международного сообщества в самых разных областях человеческой деятельности. В наши дни возрастает риск столкновения и соперничества интересов между державами, по мере того, как усиливаются позиции новых центров международного влияния.В этих условиях, Москва выступает за комплексный подход, нацеленный на адаптацию механизмов работы ООН, которая бы способствовала не только сохранению, но и упрочению роли этой ключевой международной организации.

Сергей Лавров прибыл в Нью-Йорк заранее, что позволило главе российской дипломатии провести целый ряд содержательных и полезных встреч. В частности, состоялись беседы с генсеком НАТО Й. Столтенбергом, главой дипломатии ЕС Ж. Боррелем, министром иностранных дел Великобритании Э. Трасс, министром иностранных дел Японии Т. Мотэги, министром иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дрианом, министром иностранных дел Саудовской Аравии Ф. Бен Фарханом.

В ходе переговоров Сергей Лавров подчеркнул твердую позицию России в поддержку Устава ООН, а также приоритета коллективных действий по поискам решений современных проблем человечества, основой которых должны оставаться нормы международного права. Об этом, в частности, шла речь в ходе первой министерской встречи Группы друзей в защиту Устава ООН, а также во время переговоров глав внешнеполитических ведомств постоянных членов СБ ООН с генсеком Организации А. Гутеррешем.

Визит Сергея Лаврова на Генассамблею ООН проходил в то время, когда нижняя палата Конгресса США приняла поправку к закону об оборонном бюджете, угрожающую новыми санкциями в отношении России. В своем выступлении с трибуны Генассамблеи, как и в ходе итоговой пресс-конференции, глава МИД РФ еще раз напомнил о незаконности подобных мер, а также о твердом намерении Москвы противостоять «участившимися случаями использования односторонних подходов не только в ущерб многосторонности, но и международному сотрудничеству».

Обращаясь к участника Генеральной Ассамблеи, Сергей Лавров отметил, что «широкое сотрудничество Объединенных Наций особенно востребовано сейчас, когда число проблем на глобальной повестке дня продолжает расти. Расширяется спектр трансграничных угроз. Серьезный дестабилизирующий заряд несут многочисленные региональные очаги напряженности. Право сильного все чаще пытаются применять против силы права. Среди ведущих держав нет согласия относительно принципов мироустройства.»[iii]

Россию крайне тревожат участившиеся попытки «принизить роль ООН в решении ключевых проблем современности, «задвинуть» ее на второй план или превратить в послушный инструмент для продвижения чьих-то эгоистичных интересов». В последние десятилетия наметилась опасная тенденция, когда ряд государств действуют в обход Совета Безопасности, а подчас – и вовсе пытаются обойти всю нынешнюю систему международного права. Руководство России постоянно обращает внимание международного сообщества на эту проблему. Отмечается, что страны Запада всё чаще предпочитают использовать риторику не международного права, а нарратив «порядка, основанного на правилах». Между тем, в основе этого «порядка» лежат двойные стандарты. К примеру, когда речь идет о признании права народов на самоопределение. Подобные «односторонние методы и попытки навязывания другим собственных эгоистических» только еще больше затрудняют решение проблем глобального характера и преодоление транснациональных вызовов.

В ходе выступления с трибуны ГА, Сергей Ларов подчеркнул, что Устав ООН - это «свод правил… одобренных всеми странами мира». Глава российской дипломатии выразил тревогу по поводу таких инициатив, как немецко-французский план сформировать «альянс мультилатералистов». А также планы руководства США по созыву «саммита демократий». Российский министр назвал подобную политику возрождением духа «холодной войны» и попыткой возвращения к печальным временам «крестовых походов» против тех, кто не разделяет точку зрения стран Запада.

По мнению российских наблюдателей, со времен введения для постоянных членов СБ ООН права вето, «на Западе вынашивалось много планов, как вернуться к эффективной модели принуждения к соблюдению монопольно установленных Западом «правил игры», но всякий раз безуспешно». Именно подобные планы лежат в основе всех предложений по реформе ООН или ее Совбеза, исходящих и сегодня от Соединенных Штатов и их ближайших союзников.[iv]

Вместе с тем, Москва приветствует недавние заявления Президента США Байдена, в которых он декларировал отказ от политики силового переустройства других стран в соответствии с американскими представлениями. А также обозначил линию на сокращение военного участия Соединенных Штатов за рубежом. Однако Россия ожидает, «что США сделают следующий шаг и откажутся не только от силовых, но и от любых других методов навязывания своей модели развития».

Формально президент США Байден подтвердил свою позицию и в ходе Генассамблеи. Выступая с трибуны ГА «вживую», глава администрации США, по мнению французских СМИ, «старался дистанцироваться от своего предшественника Дональда Трампа и его разрушительного крестового похода против многосторонних институтов». «В своем первом выступлении в ООН с момента вступления в должность президент США призвал к многосторонности». Однако подобные заявления прозвучали «диссонансом на фоне кризиса с австралийскими подводными лодками».[v]

На словах, Байден, возможно, даже готов признать, что Вашингтон уже не способен играть роль гегемона в новой архитектуре международной системы. Президент США много говорил о необходимости сплоченности мирового сообщества, выразил убеждение, что наступающее десятилетие «может стать решающим для нашего мира. Десятилетия, которое в буквальном смысле определит наше будущее». В то же время, тема ведущей роли Америки в международных делах, остается основным лейтмотивом лидера США. Не упоминая напрямую о «порядке, основанном на правилах», глава Белого дома заявил о намерении Соединенных Штатов «отстаивать многолетние правила и нормы, которые на протяжении десятилетий составляли основу международного сотрудничества и имели большое значение для развития стран во всем мире».[vi] Тем не менее, полагает французская Le Monde, Байден де-факто в значительной мере продолжает линию на подрыв «многосторонней дипломатии» в международных отношениях.

Усиливающаяся тенденция к многополярности подталкивает ведущие страны мира к проработке сценариев действий на период угасания современного мирового порядка. Все более заметную роль играет политика санкций и финансово-экономического давления, последствия которой не только деструктивны, но и поощряют дискуссии о перспективах новых региональных политически объединений и финансово-экономических систем. Вместе с тем, порой складывается впечатление, что глобальная эпидемия «избавляет» государства от необходимости искать удобный предлог для разрешения споров любого характера вне рамок ведущих международных организаций.

Однако, напоминает известный британский историк Пол Кеннеди, в многополярном мире даже военный потенциал США окажется всё менее дееспособным. Если не произойдет формирования новой жесткой биполярности, по примеру прежней, когда многие вопросы решались «по звонку» между Москвой и Вашингтоном, новая многополярность будет ближе к классической системе международных отношений. Снова понадобится «умная и тонкая дипломатия». И даже Вашингтону «придется гораздо шире использовать международные институты, такие как Совбез ООН. Многим американцам не очень нравятся эти органы, однако они, вероятно, вынуждены будут прибегать к ним гораздо больше».[vii]

В этих условиях, международному сообществу необходимо найти пути преодоления вызовов, с которыми сталкиваются Объединенные Нации таким образом, который сделает механизмы ООН лучше и эффективнее, не поставив под угрозу весь положительный опыт, наработанный в течение предыдущих десятилетий. Необходимо искать пути продолжения конструктивного многостороннего диалога даже в отсутствие единодушного согласия. В то же время, поиск консенсуса не должен становиться предлогом для отказа от принципиальности и ответственности. Особая роль в согласовании разноплановых интересов вопросов принадлежит пяти постоянным членам Совета безопасности. В этой связи Сергей Лавров еще раз напомнил об инициативе Президента России Владимира Путина о созыве встречи пятерки постоянных членов Совбеза. Подчеркнуто, что работа по организации встречи продолжается.

Эпидемия стала удобным предлогом для легитимации философии мироустройства, основанного на «эгоизме и протекционизме». Под угрозой массовой гибели людей от болезни, можно отбросить официальную позицию осуждения политики унилатерализма и признать ее «нормой, естественной частью глобальной картины». Трансформировав подобное поведение государства в приемлемую для публики «нацеленность на национальные интересы».[viii]

Сессия ГА показала сохранение соотношения сил между ведущими государствами. При продолжении дрейфа в сторону многополярного мира. В тоже время, осознание невозможности принципиально изменить баланс сил в их классическом понимании, ведет к переходу великих держав к борьбе на «полях» экономической конкуренции. Набирает силу и тенденция к противостоянию на ценностном уровне. Международному сообществу предстоит поиск путей гармонизации интересов при решении задач развития на национальном, региональном и всемирном уровне. С учетом интересов стран и народов.

Мир становится слишком разнообразным, процессы, определяющие жизнь в различных уголках нашей планеты, обретают масштабы, не подвластные ни единоличному, ни даже узко-групповому контролю со стороны ряда ведущих государств. Мир меняется не просто быстро; изменения носят фундаментальный и разнонаправленный характер, а «многомерность противоречий» превосходит все известные примеры в истории. И роль ООН - наиболее представительной и легитимной международной организации, должна стать еще более значимой и незыблемой.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати