ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Латиноамерика станет к нам еще ближе?

18:36 22.09.2021 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В российской столице в Пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел Международный телемост Москва - Латинская Америка-2021.

Россия и Латинская Америка взаимодействуют по целому ряду направлений. Торгово-экономическое сотрудничество России с государствами Латинской Америки продолжает динамично развиваться, что в целом отразилось на росте объемов взаимной торговли. В 2020 году несырьевой неэнергетический экспорт Москвы в страны Латинской Америки составил 122,03 млн. долл. США. Основными торговыми партнёрами Москвы в Латинской Америке по итогам 2020 года стали Бразилия, Мексика и Куба.

Открыла телемост своим ярким и содержательным выступлением Генеральный директор Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Татьяна Машкова:

«Сегодняшнее наше мероприятие уже второе, которое наш комитет, НК СЭСЛА, проводит совместно с АНО Моспром. Отчего такая дружба у нас получилась? Всё дело в том, что у нас абсолютно общая задача. Наш комитет создан для того, чтобы развивать взаимоотношения с Латинской Америкой, в первую очередь торгово-экономические, и развивать российский экспорт.

Развитие экспорта, как всем абсолютно понятно, это основа развития любой экономики. Комитет наш уникален тем, что мы занимаемся не только развитием экспорта, но с удовольствием помогаем латиноамериканским государствам развивать экспорт оттуда, из Латинской Америки в Россию, то есть занимаемся импортом тоже. Мы считаем, что это единственный эффективный способ развития торгово-экономических отношений. И не только торгово-экономических — политических, любых. Или люди смотрят друг другу в глаза, идут навстречу, или взаимоотношений не будет. Один экспорт, один импорт проходит плохо.

Та же самая задача, на развитие экспорта в первую очередь и на привлечение инвестиций, у АНО Моспром. То есть сейчас мы дуем в одну дуду, мы решаем одну общую задачу. И надеюсь, что это будет ко взаимной пользе и удовольствию, заявила Татьяна Машкова.

…Мне было бы очень приятно сейчас сказать, что сотрудничество наше находится на высоком уровне и динамично развивается — но, к сожалению, это не так. И скажу об этом, потому что я считаю, это важный момент. Это некий вызов, который стоит перед всеми нами. Если пока нет ничего или есть очень мало — значит, у нас есть необходимость, потребность и вызов для того, чтобы делать всё, чтобы улучшить эти наши взаимоотношения торгово-экономические.

Сейчас я буду называть цифры не московские, я думаю что о Москве будут говорить специалисты, будет говорить госпожа Кузьменко. Я буду говорить о цифрах общероссийских. Причём 2020 год абсолютно не показателен, как вы все понимаете, это пандемия. А вот цифры 2019 года дают отличное представление о том, что такое наше торгово-экономическое сотрудничество, что такое торговый оборот между Россией и странами Латинской Америки.

Я понимаю, что цифры на слух воспринимаются очень трудно, поэтому буду их округлять, и вы легко поймёте, о чём идёт речь. Товарооборот между странами Латинской Америки и Карибского бассейна и США составляет, грубо, 800 млрд долларов.

Товарооборот между странами Латинской Америки и Карибского бассейна и Китаем — 324 млрд, скажем даже 300 млрд. Товарооборот между странами Латинской Америки и Карибского бассейна и Европой — 250 млрд.

А теперь товарооборот между странами Латинской Америки и Россией — 13 млрд. Особо запоминать не надо, даже если вы очень плохо воспринимаете цифры, порядок отлично ясен. И это говорит о том, что у нас такое поле деятельности непаханое, для всех нас — для московских компаний, российских, латиноамериканских. И при этом необходимо развивать несырьевой высокотехнологичный экспорт. Это очень важно. Хотя мы понимаем, что из стран Латинской Америки все мы ждём — а мы действительно ждём — вкусных экзотических фруктов, и не только экзотических. Потому что было такое время, когда мы даже картошку с Кубы получали, и она была кстати, потому что не в сезон, сезоны у нас противоположные. И яблоки, и груши мы едим аргентинские и чилийские, и виноград также. Рыбная продукция, дары моря — это всё то, что мы получаем из Латинской Америки. Может быть, текстиль — это те продукты, которых мы ждём. Вино, ром — всё это есть в Москве, а хотелось бы, чтобы было больше. Больше, качественнее, и чтобы было у нас больше выбора.

А из России мы должны поставлять высокотехнологичную продукцию. И был у нас опыт именно обмена — не поставок наших российских, а обмена по высокотехнологичным вопросам с Чили, в частности, с Аргентиной, в Сальвадоре есть интереснейшие лаборатории микробиологические.

Поэтому не нужно зацикливаться только на фруктах, овощах и вине.  Нужно думать о том, что экспорт из стран Латинской Америки — вернее, наш импорт — может быть весьма и весьма разнообразным. Нам есть, над чем поработать», - заключила Татьяна Машкова…

Довольно обстоятельными были также выступления на пленарном заседании Директора ИЛА РАН Дмитрия Разумовского, онлайн-доклад исполнительного вице-президента Мексиканского Совета по внешней Торговле, Науке и Технологиям, Президент Европейской секции Совета Предпринимателей Серхио Контрерас, Посла Аргентины в России Эдуардо Зуайна, представителей Торговых палат целого ряда латиноамериканских государств, а также руководителей ведущих московских компаний, которые представили кабели, в т.ч.  оптоволоконные (Москабель и Москабель-Фуджикура), энергосберегающие осветительные приборы (РЭСТО),  аккумуляторы (ЭНСОЛЬ), оборудования для пыле- и газоочистки (ФИНГО), огнеупоры (БАКОР),  технологии неразрушающего контроля (ТЕХНОВОТУМ).

Цель и НК СЭСЛА, И МОСПРОМА – развитие торгово-экономического сотрудничества между Россией и ЛАКБ. Мы ищем партнеров для российских предприятий в ЛАКБ и для латиноамериканских предприятий в России. Задача – наращивать российских экспорт, привлекать инвестиции в Россию.

На тему конкретного взаимодействия Москвы и стран Латинской Америки обстоятельно рассказала в своем интервью журналу «Международная жизнь» Заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Анна Кузменко:

 

- Страны Латинской Америки имеют для России стратегическое значение. Расскажите про сегодняшние реалии развития торговых отношений.

- Современная Москва - один из главных драйверов отечественного несырьевого неэнергетического экспорта, на ее долю приходится почти 20% от общероссийского объема поставок. В первом полугодии 2021 года несырьевой неэнергетический экспорт Москвы достиг 15,38 млрд долларов США, что на 31,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

В 2021 году наблюдается возрождение российско-латиноамериканских торговых отношений после пандемии коронавируса. Так, по итогам первого полугодия этого года товарооборот между Россией и странами Латинской Америки увеличился на 44,7% относительно соответствующего периода прошлого года и достиг 8,18 млрд долларов США, при этом на долю Москвы пришлось 22,5% (1,84 млрд долларов США). Надо отметить, что мы достигли таких результатов, в первую очередь, благодаря наращиванию поставок столичной несырьевой неэнергетической продукции. По данным Центра поддержки экспорта «Моспром», подведомственного Департаменту инвестиционной и промышленной политики, московский несырьевой неэнергетический экспорт в регион составил 212,58 млн долларов США (в 4 раза больше аналогичного периода 2020 года). 

Основной объем московского экспорта в латиноамериканский регион приходится на промышленную продукцию, которая в I полугодии этого года была поставлена на сумму 200,48 млн долларов США. Всего с начала этого года Москва отправила промышленную продукцию в 19 стран Латинской Америки (из 26; 6 территорий являются зависимыми).

По итогам первого полугодия 2021 года Москва увеличила поставки в Латинскую Америку следующих промышленных товаров: пластмассы и изделий из них, расфасованных лекарств, диагностических реагентов и моющих средств. Так, совокупный экспорт товаров фармацевтической, косметической, химической отраслей составил 90,1% от всего промышленного экспорта в страны Латинской Америки. Объем экспорта товаров фармацевтической и косметической промышленности составил 163,88 млн долларов США, а объём экспорта химической промышленности – 16,76 млн долларов США.

Несмотря на то, что экспорт товаров АПК занимает небольшую долю в общем объеме поставок – всего 12,10 млн долларов США – он демонстрирует положительную динамику. Так, если сравнивать первые полугодия 2020 и 2021 года, то в этом году экспорт агропромышленной продукции вырос в 5,5 раз. С начала этого года столичные компании агропромышленного сектора отправили свои товары в 11 стран латиноамериканского региона. А главными покупателями стали Никарагуа и Мексика – экспорт АПК в эти страны достиг 10,02 млн долларов США и 0,62 млн долларов США соответственно. При этом на эти рынки Москва поставляет 87,9% продукции АПК, экспортируемой в страны Латинской Америки.

 

- Какие регионы Латинской Америки являются ключевыми покупателями московской продукции? Какие направления могут быть перспективны?

- Ключевыми импортерами московских товаров промышленности среди стран Латинской Америки по итогам первого полугодия 2021 года стали: Аргентина, Мексика, Бразилия, Куба и Перу. Но также мы наблюдаем стабильный рост московского промышленного экспорта в следующие страны: Мексика, Гватемала, Парагвай, Чили, Колумбия. При этом основными покупателями московских товаров АПК стали: Никарагуа, Мексика, Бразилия, Чили, Колумбия. Конечно, Мексика – один из ключевых партнеров московских промышленников в латиноамериканском регионе. По итогу первого полугодия 2021 года столичные компании отправили в страну промышленных товаров на сумму 45,13 млн долларов США, что в четыре раза больше объёма в аналогичный период прошлого года. Наши экспортеры поставляют в Мексику расфасованные лекарства, косметическую продукцию, оптические приборы и медицинскую технику, а также другие промышленные товары.

Однако столичные компании могут диверсифицировать свой экспорт в страну за счет мексиканской инфраструктурной программы, включающей 39 проектов на общую сумму почти в 14 млрд долларов. Речь идет об автомагистралях, портах, железных дорогах, энергетических проектах, а также проектах по водоснабжению и удалению отходов. По мнению аналитиков Центра «Моспром», это открывает перед Москвой прекрасную возможность предложить мексиканскому рынку необходимое оборудование и стройматериалы. Более того, наши строительные товары, которые пока что присутствуют в стране не в особо крупном объеме, уже пользуется высоким спросом. К примеру, экспорт буровых инструментов не из металлокерамики в первом полугодии этого года достиг 25,70 тысячи долларов США, хотя в том же периоде 2020 года их поставки были существенно ниже – 5,89 тысячи долларов США.

Весьма активно наращивает товарооборот с Москвой и Чили. За первые шесть месяцев в этом году он составил 0,12 млрд долларов США (на 8,4% больше аналогичного периода прошлого года). В основном, наши компании поставляют в страну косметические товары, электрические устройства и аппаратуру связи, фармацевтическую продукцию – их совокупный экспорт составил 0,69 млн долларов США.

 

- Как столица поддерживает развитие внешнеэкономических отношений? Есть ли уже успешные кейсы поддержки?

- Московская высокотехнологичная продукция пользуется широким спросом на латиноамериканском континенте. Так, например, производитель оборудования для обеспечения безопасности на транспорте, стратегических объектах и контрольно-пропускных пунктах учреждений «Диагностика-М» поставляет свою продукцию в Мексику. В Чили активно используются фильтрующая керамическая продукция от НТЦ «Бакор» и газоочистное оборудование от компании «Финго».

Чтобы помочь столичным компаниям в выходе на зарубежные рынки, в том числе и на рынок Латинской Америки, в Москве действуют как финансовые, так и нефинансовые меры поддержки. Если финансовая поддержка идёт на переоборудование и увеличение производственных мощностей экспортёров, то нефинансовая форма поддержки помогает с преодолением институциональных барьеров на зарубежных рынках. Оказывают такую помощь специалисты Центра «Моспром», которые проводят индивидуальные аналитические исследования целевых рынков для будущих и действующих экспортёров. Подобные исследования помогают понять ёмкость рынка, потребность потребителей в той или иной продукции, перспективы конкретной компании с конкретным товаром. Кроме того, в рамках бизнес-миссий московских компаний в зарубежные страны специалисты Центра сами ищут потенциальных покупателей продукции и организуют деловые переговоры. Так, например, в этом году мы уже провели 10 бизнес-миссий для 70 московских производственных компаний, организовали участие 17 экспортёров в пяти международных выставках. Хочу отметить, что мы не останавливаемся только на презентации наших возможностей и сейчас продолжаем работу с целью доведения переговоров до экспортных контрактов.

Если говорить отдельно о регионе стран Латинской Америки – то весной этого года специалистами центра была организована онлайн бизнес-миссия для 7 столичных промышленных компании, среди которых производители фильтровального оборудования, кабельной продукции, измерительной техники, оборудования для горнодобывающей промышленности и другие. А летом этого года был организовано индивидуальное участие одного нашего известного производителя сладкой продукции на крупной кондитерской выставке в Мексике. По итогам выставки ведутся переговоры о поставках столичных сладостей в регион.

Также специалистами Центра «Моспром» был разработан первый в России цифровой тест экспортной готовности АДЕПТ 7. Тест, на основе множества факторов, помогает оценить успешность той или иной продукции конкретной компании и на конкретном рынке. Также среди нашего передового опыта хочу выделить онлайн технологические туры – возможность для зарубежных байеров удалено посетить производство московских компаний без посещения нашей страны. При помощи современных технологий, находясь на другом конце мира, потенциальные покупатели могут посмотреть продукцию, как она производится и из чего – то есть лично ознакомиться со всем технологическим процессом.

Заключая, хочу сказать, что Москве и Латинской Америке необходимо и дальше налаживать торговые связи. На мой взгляд, и столица, и латиноамериканский регион обладают достаточным потенциалом, чтобы в разы увеличить торговый оборот.

 

…По итогам телемоста уже поступило несколько обращений из стран региона. Латинская Америка – огромный рынок, население 680 млн человек.

Полезные ископаемые, леса, водные ресурсы. Политических конфликтов не наблюдается.

Как справедливо отметила Татьяна Машкова, нам еще есть, над чем поработать.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати