ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

19:49 09.09.2021 • А. Федоров, журналист-международник

Gatestone Institute: Последствия для Афганистана: Байден разрушает самые важные отношения Америки — Индия

Хаотичный уход президента Байдена из Афганистана разрушил, возможно, на десятилетия самые важные двусторонние отношения Америки этой эпохи.

Если Вашингтон собирается сдерживать воинственный Китай, ему нужна поддержка демократической Индии. К сожалению, Индия выглядит страной, наиболее негативно — пострадавшей от фиаско, вызванного Байденом. В результате Нью-Дели может принять решение встать на сторону не Америки, а китайского союзника - Москвы.

Нью-Дели был одним из самых убежденных сторонников поддерживаемого Америкой афганского правительства и работал вместе с Вашингтоном в войне против талибов и других повстанцев. Например, индийская разведка сыграла важную роль в разгроме афганской группы китайских шпионов, работающих с сетью Хаккани. Администрация Трампа полагала, что китайские члены этой группировки, взятые под стражу в декабре прошлого года, среди прочего предлагали наличные деньги за убийство американских военнослужащих в стране.

Индия рассматривала афганское правительство как друга в борьбе с экстремизмом в соседнем Пакистане, который всегда считал себя врагом Индии. Исламабад постоянно разжигает беспорядки в контролируемом Индией Кашмире и постоянно поддерживает повстанцев, нацеленных на Индию. Например, террористы «Лашкар-и-Тайба», атаковавшие цели в Мумбаи в ноябре 2008 года, прибыли из Пакистана и в значительной степени полагались на ресурсы правительства Пакистана.

Поэтому падение афганского правительства стало ударом по Нью-Дели. Хуже того, неспособность администрации Байдена организовать упорядоченный вывод войск нанесла ущерб интересам Индии.

«США оставили после себя активизированные сети джихадистов, десятки миллиардов долларов в виде вооружений и систем связи, критически важную стратегическую инфраструктуру и даже, как сообщается, информацию не только о том, кто работал с США, но и о некоторых, кто работал с Индией», - сказала Клео Паскаль из Фонда защиты демократий. «Физически ближайшей целью для этого массового вооруженного и уверенного в себе джихадистского возрождения является Индия. В результате решений, принятых в Вашингтоне, Индия сегодня значительно менее защищена, чем несколько месяцев назад».

Чтобы обеспечить безопасность, Нью-Дели смотрел в сторону США, следовательно, друзья России и Китая в индийских политических кругах теряли влияние, тенденция, особенно очевидная после китайских вторжений в Ладакх, начавшихся в мае прошлого года. Друзья России были делегитимизированы этим событием, потому что Москва заверила Нью-Дели, что перемещение китайских войск в Тибет, которое произошло непосредственно перед вторжением, было всего лишь учением.

В результате Ладакха и других инцидентов правительство Нарендры Моди активно работало над налаживанием военных связей с США. Однако после падения Кабула отношения с Вашингтоном были заморожены. «Индийские стратеги, которые говорят, что впереди ждет более тесное сотрудничество с США, открыто подвергаются насмешкам со стороны тех, кто имеет более промосковские взгляды», - сообщает Паскаль.

«Идет переоценка», - добавила она,- «Одним из возможных результатов является то, что Дели более тесно сотрудничает с Токио и, возможно, с Канберрой и Тайбэем». Япония, Австралия, Индия и США образуют так называемую Четверку, которая до падения Кабула объединялась в эффективную группировку.

Другой сценарий заключается в том, что Нью-Дели решает более тесно сотрудничать с Россией, восстанавливая давние связи. Россия, конечно, все больше ориентируется на Китай.

После падения Афганистана Тайвань стал критическим испытанием американской решимости, особенно после того, как президент Байден обосновал вывод войск как стратегический шаг по противодействию России и Китаю. «Мир меняется», - сказал он американскому народу 31 августа. «Мы вступаем в серьезную конкуренцию с Китаем. Мы сталкиваемся с вызовами на нескольких фронтах с Россией».

Поэтому знаменательно, что 27 августа американский эсминец с управляемыми ракетами USS Kidd и катер береговой охраны USCG Munro прошли транзитом через Тайваньский пролив. Транзитные рейсы последовали за приветственными комментариями вице-президента Камалы Харрис как в Сингапуре, так и в Ханое по поводу «издевательств» Китая в Южно-Китайском море.

Администрация Байдена, возможно, действительно готова защищать Тайвань, но это не все, что имеет значение в этот критический момент. Что также имеет значение, так это восприятие, и особенно важно то, как все воспринимается в Пекине. Китайские пропагандисты продвигали две версии после падения Кабула: Соединенные Штаты не будут защищать Тайвань, и Америка, неспособная иметь дело с Талибаном, не сможет противостоять Китаю.

Эти два тезиса, по-видимому, на самом деле отражают китайское мышление, особенно потому, что вывод войск из Афганистана сигнализировал Пекину о полном провале разведывательного сообщества США, Пентагона и аппарата национальной безопасности Белого дома. Китайские учения в районах, прилегающих к Тайваню в августе, и имитация нападения 13 августа на Тайвань ракетой малой дальности в этом контексте являются зловещими.

Другое мнение, которое имеет значение, - это восприятие Нью-Дели, которое постепенно продвигалось к более тесному сотрудничеству с Тайванем. Индийские эксперты поняли, что им нужно бросить вызов Китаю в его «периферийных» морях, как Китай бросал вызов Индии в ее близлежащих водах. Тесные связи Индии с Вьетнамом свидетельствуют о том, что Индия воспринимает свою безопасность как зависящую от открытого Южно-Китайского моря и даже Восточно-Китайского моря. Тайвань, который находится на пересечении этих водоемов, играет важную роль в сохранении там открытых морских путей.

Америка больше, чем когда - либо, нуждается в помощи Индии в обеспечении мира в кольце стран, окружающих Китай и прилегающие к нему воды. Однако теперь Индия может покинуть Америку, как Америка только что покинула Индию. Клео Паскаль отметила: «Сказать, что в нынешней политике США в Нью-Дели наблюдается кризис доверия, - это не сказать ничего».

Источник: https://www.gatestoneinstitute.org/17724/afghan-fallout-india-china

 

Chatham House: Уроки должны стать практикой

Теракты 11 сентября побудили международное сообщество принять широкий спектр контртеррористических мер. Продолжаются дебаты по поводу их соответствия международному гуманитарному праву (МГП) и правам человека, а также их эффективности.

Стало ясно, что некоторые из этих мер затрудняют оказание гуманитарной помощи миллионам людей, проживающих в районах, находящихся под контролем вооруженных групп, признанных террористическими, или там, где такие группы имеют значительное присутствие.

К ним относятся «Аль-Каида» (запрещена в РФ) на Аравийском полуострове Йемена, филиалы ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии, «Аш-Шабааб» (запрещена в РФ)  в Сомали, «Боко Харам» (запрещена в РФ)  в Нигерии, ХАМАС в Газе и различные филиалы «Аль-Каиды» в Сахеле. Извлеченные с трудом уроки необходимо применить к Афганистану, находящемуся под властью талибов.

Препятствие гуманитарной работе

Традиционно правовые меры по борьбе с терроризмом криминализировали акты насилия, но в последние годы меры, принятые Советом Безопасности ООН, Европейским союзом и некоторыми государствами в одностороннем порядке, расширились, чтобы охватить все формы групп, признанных террористическими.

Когда эти меры применяются в ситуациях вооруженного конфликта – и в отсутствие надлежащих гарантий – они могут помешать гуманитарным организациям действовать так, как это предусмотрено МГП и в соответствии с гуманитарными принципами, которые требуют, чтобы помощь, спасение жизней, осуществлялись «беспристрастным» образом. Ограничения санкциями, вводимые для политических целей, отличных от борьбы с терроризмом, создают аналогичную напряженность.

Запрет на предоставление средств или других активов, прямо или косвенно, лицам или группам, признанным террористическими, может привести к задержке платежей, произведенных в ходе гуманитарных операций, и отправлений чрезвычайной помощи, которые перенаправляются и оказываются в руках этих указанных групп.

Ограничения касаются оказания медицинской помощи в нарушение основополагающего принципа МГП, согласно которому каждый раненый и больной – гражданский или боец – имеет право на медицинскую помощь без дискриминации.

Гуманитарные организации освещают эти проблемы уже более десяти лет. Последние события дают основания для осторожного оптимизма в отношении того, что наступил поворотный момент, поскольку органы, вводящие контртеррористические меры и санкции на международном и национальном уровнях, начали требовать соблюдения норм международного права и МГП.

В 2019 году Совет Безопасности ООН единогласно выдвинул обязательное требование к государствам-членам обеспечить, чтобы все принимаемые ими меры по борьбе с терроризмом соответствовали обязательствам по международному праву, включая МГП.

Недавние продления санкций ООН в отношении конкретных стран включали аналогичные требования в отношении мер, принимаемых государствами-членами для их осуществления.

Аналогичная обнадеживающая практика прослеживается на уровне ЕС, и новые внутренние законы о борьбе с терроризмом, принятые несколькими государствами, включают гарантии эффективной гуманитарной деятельности.

Применение уроков Афганистана

Еще слишком рано говорить, какую политику примет движение «Талибан» (запрещена в РФ)  и какие меры примет международное сообщество для содействия соблюдению МГП, прав человека и задач по борьбе с терроризмом. Тем не менее, политики, осуществляющие санкции – и рассматривающие их расширение – не могут игнорировать их потенциальное негативное воздействие на гуманитарную деятельность. Они должны помнить о пяти ключевых уроках.

Во-первых, должна быть ясность в отношении действующих правовых ограничений. Совет Безопасности ООН еще не принял резолюцию по официальному статусу талибана. Вместо этого в нем перечислены «отдельные лица, группы, предприятия и организации, связанные с движением «Талибан»». В настоящее время в этот список входят 135 физических лиц и пять юридических лиц, четыре из которых являются «хавалами» – обменщиками, а другая - Сеть Хаккани, суннитская исламистская группировка.

Финансовые санкции ООН требуют от государств замораживать активы указанных лиц и групп и обеспечивать, чтобы им прямо или косвенно не предоставлялись средства, финансовые активы или экономические ресурсы.

Санкции ЕС и Великобритании просто повторяют ограничения и обозначения, введенные ООН, но США определили «Талибан» как «глобального террориста», что делает применимыми Положения о глобальных санкциях против терроризма. Они запрещают гражданам США вносить какой-либо вклад или предоставлять средства, товары и услуги талибам.

Во-вторых, хотя включенные в перечень лица могут играть определенную роль в предстоящей администрации движения «Талибан», санкции не запрещают предоставлять ресурсы правительственному департаменту, возглавляемому назначенным лицом.

Существует различие между отдельным лицом и департаментом, и запреты в рамках контртеррористических мер или санкции в отношении предоставления средств или других активов применяются к указанному лицу, а не к департаменту, который они могут возглавлять.

В-третьих, санкции и меры по борьбе с терроризмом должны быть разработаны таким образом, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на гуманитарную деятельность. Один из способов сделать это - определить руководителей, а не группу. Новая администрация США приняла такой подход к хуситам в Йемене, при этом статус группировки был изменен.

Сдерживающий эффект санкций гораздо шире, чем фактические ограничения, которые они налагают. Коммерческие субъекты, в частности, ограничивают свою деятельность в областях, которые они считают областями с высоким риском. Ввиду этого расширение существующих обозначений для включения талибов в список теперь, когда они контролируют Афганистан, превратит адресные санкции во всеобъемлющие.

Негативное воздействие санкций США в отношении глобального терроризма до сих пор было ограниченным, поскольку лишь небольшое число гуманитарных организаций, подпадающих под действие мер США, действовало в районах, находящихся под контролем талибов. Теперь это изменилось, и крайне важно, чтобы США выдали «обширную генеральную лицензию», чтобы исключить помощь, оказываемую в ходе гуманитарной деятельности, из санкций.

В – четвертых, ограничения в соглашениях о финансировании не должны быть более обременительными, чем основополагающие меры, на соблюдение которых они направлены, - в частности, они не должны требовать проверки или исключения конечных бенефициаров из помощи, в которой они, как было определено, нуждаются.

Наконец, взаимодействие с негосударственными вооруженными группами в гуманитарных целях имеет важное значение для эффективного и безопасного проведения операций, как для гуманитарных организаций, так и для людей, которым они пытаются помочь. Контртеррористические меры и санкции не запрещают такие контакты.

Последние два десятилетия дали государствам достаточно времени для того, чтобы научиться избегать негативного воздействия санкций и контртеррористических мер на гуманитарную деятельность. Народ Афганистана заслуживает того, чтобы эти уроки были применены сейчас.

Источник: https://www.chathamhouse.org/2021/09/learnings-must-become-practice-taliban-return

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати