Фото: tengrinews.kz.
На протяжении 19 лет своего военного присутствия в Афганистане США, вопреки своим изначальным заявлениям, так и не смогли установить мир и справиться с террористической угрозой. Подписанное в 2020 году в столице Катара Дохе мирное соглашение с «Талибаном» (движение запрещено в России) обернулось стремительным выводом войск Соединенных Штатов и их союзников из страны. В свою очередь, талибы захватили власть в стране, объявили об окончании войны и о своих планах по воссозданию Исламского Эмирата Афганистан.
Как изменится ситуация в многонациональном государстве с выводом войск США? С каким Афганистаном предстоит выстраивать отношения России? На эти вопросы попытались ответить участники онлайн-конференции, состоявшейся в Москве.
Председатель Комиссии по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации Совета Федерации Алексей Пушков отметил, что на протяжении всех двух десятилетий присутствия в Афганистане американских войск эта страна продолжала оставаться постоянной зоной нестабильности. При этом, как только США начали выводить оттуда свои войска, поддерживавшийся ими в этой стране политический режим рухнул, тем самым показав, что он не воспринимался местным населением в качестве своего, а представлял собой искусственную надстройку. Тем самым Афганистан подтвердил свою репутацию «кладбища империй»: за последние два столетия в нем последовательно потерпели поражение Великобритания, Советский Союз и США. Однако положение талибов, вновь занявших Кабул, не настолько прочно, как кажется. По-прежнему не подчиняется «Талибану» провинция Панджшер. Сложно складываются отношения у нового руководства, пуштунского в своей основе, с национальными меньшинствами – прежде всего, с таджиками и узбеками. Поэтому первые недели будуи для «новых старых» претендентов на власть проверкой на прочность.
По словам А.Пушкова, Соединенные Штаты подвела в Афганистане их излишняя самоуверенность и нежелание считаться с внутренней обстановкой в стране. «У американцев наблюдаются очевидные проблемы со страноведением. Они, видимо, были искренне убеждены, что стоит им сменить политический режим и найти на месте лиц, готовых с ними сотрудничать, как ситуация изменится в лучшую сторону. Выяснилось, что подобный подход не работает», - заметил он.
А.Пушков напомнил, что после поражения СССР в холодной войне на международной арене возобладала политическая концепция, с легкой руки известного американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы получившая название «конца истории». Согласно ей, на планете восторжествовал новый мировой порядок при безусловном моральном и политическом глобальном лидерстве США. За последние десятилетия эта концепция подверглась многочисленным испытаниям, а теперь окончательно сломлена. Речь не только об Афганистане. Соединенные Штаты потерпели несколько политических поражений на внешнеполитической арене: в Ираке, Сирии, Египте, Венесуэле. Конечно, США по-прежнему сильнее Китая и России, у них сохраняется значительный экономический потенциал. Но об абсолютной гегемонии на международной арене говорить не приходится. Это понимает и сам Фукуяма, который называет внутреннюю нестабильность в Соединенных Штатах главным вызовом положению этой страны в ближайшие годы.
Директор Института политических исследований Сергей Марков отметил, что приход к власти в Кабуле движения «Талибан» представляет собой серьезный вызов для соседних стран, и прежде всего для республик Средней Азии. «Несмотря на многочисленные заверения о том, что талибы сильно изменились по сравнению с прошлыми годами, верить в это сложно. В стране происходят бессудные казни. «Талибан» обещал ликвидировать наркотрафик в стране, но, когда его сторонники воевали с проамериканским режимом, они не отказывались использовать денежные средства, полученные от производства наркотиков. Кроме того, сохраняется опасность роста числа беженцев, прежде всего таджиков и узбеков, в соседние страны к северу от Афганистана, что может одновременно повлечь за собой и рост террористической активности в странах, сотрудничавших с прежним политическим режимом», - заметил он.
Причину поражения США в Афганистане С.Марков видит в слабой работе аналитических, в том числе разведывательных, центров, дававших ложную информацию официальному Вашингтону. «Этот кризис экспертного сообщества – большая проблема для Соединенных Штатов», - подчеркнул он.
Политолог Армен Гаспарян призвал российских аналитиков не акцентировать излишнее внимание на критике Соединенных Штатов и обратить внимание на вызовы и угрозы, которые приход талибов влечет для России. «Полагаю, что американцы сами разберутся в причинах своего поражения в Афганистане. Правда, для этого им нужно будет вырастить новое поколение политологов, которые не высмеивали бы десятилетний советский опыт в этой стране, а внимательно посмотрели бы на то, что они сотворили сами за двадцать лет, и сделали для себя необходимые выводы. Гораздо больше нас должно волновать постсоветское пространство, а значит и Российская Федерация», - заметил он.
А.Гаспарян отметил, что заявления о том, что никто не будет признавать «Талибан», не соответствуют действительности. «Уже и Узбекистан заявил о необходимости поддерживать отношения с талибами, и Туркменистан «вспомнил», что еще двадцать лет назад признавал их де-факто. Это уже само по себе большая опасность в регионе. Совершенно очевидно, что рано или поздно этот афганский эмират начнет продвижение. Куда ему двигаться? На постсоветское пространство, так же, как и тридцать лет назад. Это означает, что под ударом будут Таджикистан, Киргизия, а значит, возрастет нагрузка и на Россию. Обе страны состоят в Организации Договора о коллективной безопасности, и мы обязаны будем вмешаться», - пояснил он.
Главную проблему А.Гаспарян видит в том, что российское общество относится к вновь появившейся угрозе недостаточно серьезно. «Для обывателя талибы – история не более актуальная, чем татаро-монгольское иго. Что-то было, но очень давно, и даже какие-то памятники были взорваны. Теперь ему наперебой сообщают, что талибы «уже не те», и с ними надо договариваться. А в чем именно они «не те»? Они, например, полностью запретили музыку, и подтвердили свой запрет действиями - убили афганского фолк-певца Фавада Андараби, поддерживавшего их противников. И это не единственный прецедент», - заметил эксперт.
«Поскольку между Афганистаном и его соседями не существует полосы отчуждения, то религиозный радикализм будет рано или поздно экспортирован, а значит, эта проблема коснется и России. Не надо думать, что все это застрянет на уровне Киргизии и Таджикистана. Мы уже проходили этот урок в 90-х годах ХХ века, когда некоторые боевики из того самого региона потом проследовали транзитом на Северный Кавказ и воевали там. Поэтому для нас важно понимать потенциал развития этой ситуации, поскольку «управляемый хаос» в Центральной Азии каждый раз на выходе втягивает туда Российскую Федерацию. Одно дело, когда мы к этому готовы, и совсем иное, когда в обществе нет понимания серьезности угрожающей нам опасности», - подчеркнул А.Гаспарян.
Сильной стороной нынешней ситуации А.Гаспарян считает наличие военного и политического опыта России, которого у нее не было в первые годы после распада СССР. «По счастью, мы сейчас находимся не в состоянии 1992-1993 годов. У нас есть богатый опыт как действий на внешнем контуре постсоветского пространства, граничащего с Афганистаном, так и в Сирии. Его необходимо использовать на практике», - констатировал А.Гаспарян.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs