Time: Что могут потерять афганские женщины
Когда в воскресенье (15 августа) боевики "Талибана" вторглись в столицу Афганистана, Зейнаб, репортеер, которой около 20 лет, приняла решение покинуть страну. Она никогда не была за границей, но это ее не остановило. А наоборот, это подтолкнуло ее.
Она бросила в сумку кое-какую одежду, паспорт, два мобильных телефона и пачку наличных, прежде чем сесть в такси вместе с братом и отцом. Они отправились в аэропорт. Машины, полные людей, запрудили улицы Кабула, когда тысячи людей попытались бежать из Афганистана, который вскоре окажется под контролем талибов. Афганцы с недоверием наблюдали, как крупные столицы провинций быстро перешли в руки талибов в течение нескольких дней, и вскоре Кабул наполнился людьми, ищущими убежища.
Осталась только столица — и небольшой участок земли в соседней провинции Панджшер.
Зейнаб, которая не хочет, чтобы ее фамилия была опубликована по соображениям безопасности и безопасности ее семьи, писала для американских, британских и немецких СМИ — и работала над проектом для Фуллера, когда Талибы захватили контроль над властью. Она беспокоилась, что ее работа с иностранными СМИ сделает ее легкой мишенью для повстанцев, и опасалась за свою жизнь.
По дороге в аэропорт несколько мужчин на мотоциклах пробирались сквозь поток машин. Они направили свои автоматические винтовки на пассажиров, приказывая всем выйти. Затем мужчины отняли у Зейнаб сумку, ту самую, которую она несколько часов назад упаковала с несколькими предметами первой необходимости, чтобы покинуть страну. “Они забрали все. Я была так напугана.
Они добрались до аэропорта. Зейнаб попрощалась со своей семьей и вошла внутрь, где прождала несколько часов без каких-либо документов или доказательств того, кто она такая. С наступлением сумерек талибы пришли в аэропорт и вскоре открыли огонь по собравшейся большой толпе.
“Люди бежали во всех направлениях. Я села в самолет, даже не зная, куда он летит”. Он был похож на пещеру и битком набит афганскими семьями, которые вставали и толкались, чтобы освободить место. Зейнаб поднялась на борт ставшего теперь знаменитым самолета ВВС США, который стал символом отчаянного конца американской войны. Фотографии с рейса похожи на массовый исход, когда талибы захватили столицу, закрепив свою победу после двадцати лет борьбы с войсками НАТО и Афганистана.
С возвращением талибов к власти женщины по всему Афганистану готовятся к неопределенному будущему, ожидая. За последние 20 лет, под контролем талибов в стране, женщины заполнили университетские коридоры, выстроились в ряд в офисах, свободно путешествовали по стране и за ее пределами и участвовали почти во всех аспектах общественной жизни. Они стали частью военной, судебной систем и правительства. Список их достижений далеко не исчерпывающий: афганские женщины и девочки сформировали национальную команду по крикету, участвовали в Олимпийских играх и выиграли международные научные соревнования.
Все это было бы немыслимо при прежнем правлении, с 1996 по 2001 год, когда женщины подвергались «драконовскому» обращению, их заставляли носить паранджу с головы до ног, если они выходили на улицу, требовали путешествовать с махрамом, сопровождающим родственником-мужчиной, и лишали прав на образование и работу.
После захвата власти талибами международное сообщество, начиная с премьер-министров Великобритании и Новой Зеландии и заканчивая послом США при Организации Объединенных Наций, обратились к этой группе с просьбой защищать права человека, особенно права женщин. Улучшение тяжелого положения афганских женщин и девочек было центральным посланием 20-летней войны под руководством Америки. Вашингтон потратил, по меньшей мере 787 миллионов долларов, на попытки улучшить жизнь с 2002 года.
Экстремистская группировка позиционирует себя как преобразованную силу и заявила, что не будет осуществлять репрессии против афганского правительства и его сторонников. “Все прощены”, - заявил представитель талибов Забихулла Муджахид через два дня после того, как группировка взяла власть в свои руки. Но миллионы афганцев опасаются, что эта группировка вернется к своему жестокому и репрессивному прошлому.
Пресс-секретарь также заявил, что талибы будут уважать права женщин “в рамках ислама”, это высказывание вызывает много вопросов, и появляется все больше свидетельств об ограничении свобод. Когда в последние недели Талибан (запрещена в РФ) вернулся к власти, его боевики прогнали женщин с их рабочих мест и запретили им поступать в университеты.
Многие женщины боятся репрессий. В Кабуле несколько афганских женщин-журналистов заявили, что талибы были в их районах, ходили от двери к двери, составляя списки женщин, которые работали в средствах массовой информации и правительстве. Одна из них прислала видео, снятое ею со своего балкона, на котором вооруженные члены движения "Талибан" (запрещена в РФ) на крыше дома ее соседей, где они делали селфи на фоне Кабула. “Я чувствую, что умру здесь постепенной смертью”, - написала она в сообщении.
В пятницу немецкая государственная телекомпания Deutsche Welle заявила, что талибы убили родственника одного из репортеров. Салима Мазари, женщина-губернатор округа, которая в последние месяцы подняла оружие против талибов, как сообщается, была захвачена повстанцами вскоре после того, как они пришли к власти, и ее нынешнее местонахождение неизвестно. Многие ранее видные афганские женщины, в том числе бывшие политики, правозащитники и известные писатели, как в стране, так и за ее пределами, в последние дни отказались говорить даже анонимно.
"Мы чувствуем, что потеряли все".
Женщины в Афганистане, которые согласились выступить, описали чувство покинутости и предательства со стороны всего мира, журналисты стирают свои аккаунты в социальных сетях, а улицы Кабула все больше лишаются женщин.
“США забирают то, что они нам дали”, - сказала 30-летняя Хосни, которая последние пять лет работала в Кабуле в неправительственной организации, финансируемой Западом, и просила называть ее только по имени. “Что происходит с женщинами? Мы чувствуем, что потеряли все”, - сказала она.
До падения Кабула обычный день для Хосни включал посещение спортзала после рабочего дня в офисе или встречу с друзьями за чашечкой кофе в одном из модных кафе Кабула, где молодые женщины могли свободно общаться.
Сегодня ее офис закрыт, и она сидит дома, без цели. “Я даже не могу посмотреть фильм, я спрятала свои книги, я не могу танцевать или слушать музыку. Я ничего этого не делала в последние дни”, - сказала она.
Практически за одну ночь 32-летняя Лида из небольшого числа женщин в Генеральной прокуратуре Афганистана превратилась в безработную. “С возвращением талибов к власти все умрет для женщин”, - сказала Лида, которая попросила назвать ее псевдонимом из соображений безопасности.
Прокурор по борьбе с коррупцией в прошлом году получила степень магистра по специальности "криминология". Она уже давно добивается высоких результатов: когда она готовилась к получению степени бакалавра, она посещала занятия, будучи беременной первым из двух своих сыновей, которому сейчас девять лет. “Все, ради чего я работала, все мои мечты стали нулем, умноженным на большее количество нулей”.
Когда талибы постепенно приближались к Кабулу в прошлые выходные, Лида отправилась на рынок в поисках “одежды, которая защитит меня от ударов талибов”. Когда они правили в 1990-х годах, полиция талибов порола женщин за то, что они должным образом не прикрывались. В последние дни афганские социальные сети пестрят фотографиями мужчин и женщин, на которых видны свежие рубцы от избиения толпами талибов за то, что они не одевались в соответствии с исламскими обычаями.
Талибан сейчас стремится к легитимности в глобальном масштабе, и есть признаки того, что они становятся все увереннее. После падения Кабула Россия и Китай, два из пяти постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, намекнули, что они открыты для идеи признания группировки. Соединенные Штаты и их западные союзники заявили, что такое признание будет основываться на определенных условиях и зависеть от отношения группы к правам человека.
Но до сих пор неясно, насколько большим политическим рычагом и весом будет обладать остальной мир. “Самый важный вопрос заключается в том, будут ли женщины бороться с этим в одиночку или международное сообщество поддержит их. Это самое меньшее, чего они заслуживают”, - сказала Хизер Барр, временный содиректор Отдела по правам женщин Human Rights Watch.
What Afghanistan’s Women Stand to Lose in Taliban Regime | Time
Time: Байден пытается перезагрузить дипломатию в Европе
Бывший президент Дональд Трамп часто использовал свои выступления на международных саммитах для того, чтобы сыпать оскорблениями, изводить мировых лидеров и демонстрировать свое господство над традиционными союзниками Америки. Поскольку Байден проводил выходные, поедая гаспачо и местную рыбу на саммите G7 на юго-западной оконечности Англии, прежде чем отправиться в Брюссель на встречу с лидерами Организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейского союза, он работал над восстановлением отношений, натянутых непредсказуемым и грубым дипломатическим стилем Трампа. И он использует для этого дурацкие шутки. Когда Байден стоял для фотографий перед бирюзовыми водами залива Карбис, он посмотрел на прессу, поднял большие пальцы к волнам и сказал: “Все в воде”.
Стоя на том же пляже накануне вечером, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, казалось, наслаждался более спокойным изменением тона со времен Трампа. “Замечательно слушать администрацию Байдена и самого Джо Байдена, потому что они так много хотят сделать вместе с нами по вопросам безопасности, НАТО, изменения климата”, - сказал Джонсон. “Это фантастика. Это глоток свежего воздуха, много чего они хотят сделать вместе".
Поездка Байдена на саммит G7 и встречу НАТО - это одновременно и вызов, и возможность для него перезагрузить американскую дипломатию после четырех лет противоречивого поведения Трампа. “Дипломатия - это прежде всего проявление уважения, и это явно то, на что Трамп был неспособен, и именно поэтому мы потеряли так много влияния”, - говорит Бретт Брюн, бывший директор по глобальному взаимодействию в Белом доме президента Барака Обамы. Но европейские лидеры хотят, чтобы Байден работал над деталями решения серьезных проблем, таких как пандемия и изменение климата, а “не просто выпускал пресс-релиз”, - говорит Брюн. “Эти другие лидеры окажут некоторое давление, чтобы сказать: «Что это значит, когда вы говорите, что Соединенные Штаты будут работать над восстановлением доверия?»
Байден возглавил инициативу стран поставить 1 миллиард вакцин по всему миру, при этом США предоставили 500 000 вакцин. Байден также встречался и будет встречаться с союзниками, чтобы наметить пути совместной работы по сдерживанию пандемии, изменения климата и растущей мощи Китая, а также попытается убедить европейских союзников направить единое послание президенту России Владимиру Путину, чтобы остановить эскалацию, направленную на соперников России, включая США.
Кажется, что это очень далеко от тех дней, когда Трамп регулярно нарушал дипломатические протоколы и приличия. Во время своей первой крупной европейской поездки в мае 2017 года Трамп грубо оттолкнул премьер-министра Черногории во время экскурсии по новой штаб-квартире НАТО, чтобы встать рядом с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, как раз в тот момент, когда группа лидеров остановилась перед прессой.
Год спустя, в мае 2018 года, Трамп дал интервью The Sun непосредственно перед встречей с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, заявив, что она “сорвала” Brexit, и подразумевая, что Джонсон будет лучше справляться со своей работой. Во время той же поездки в Брюссель, незадолго до встречи с канцлером Ангелой Меркель, Трамп обвинил Германию в том, что она “полностью контролируется” и “находится в плену у России”.
Затем был случай во время саммита НАТО в Лондоне в декабре 2019 года, когда Трамп назвал премьер-министра Канады Джастина Трюдо “двуличным” после того, как микрофоны сняли. Во время той же поездки Трамп пошутил, что мог бы отправить боевиков ИГИЛ (запрещено в РФ) во Францию во время напряженной встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном.
Несмотря на то, что он был готов публично критиковать союзников, в июле 2018 года, после их печально известного саммита в Хельсинки, Трамп отказался критиковать президента России Владимира Путина, одного из самых «назойливых» соперников США, на мировой арене. Теперь у Байдена есть шанс исправить нанесенный ущерб. Подход Байдена к внешней политике уже оказывает влияние на то, как США воспринимаются миром. Процент людей по всему миру, которые положительно относятся к США, подскочил с 34% в конце правления администрации Трампа до 62% через пять месяцев после администрации Байдена, согласно опросу, опубликованному Pew Research.
Но в некотором смысле президентство Трампа изменило глобальную динамику таким образом, что ее нелегко будет повернуть вспять. Стремление Трампа вывести США из международных соглашений, таких как Парижские соглашения по климату и ядерная сделка с Ираном, дало Европе дополнительное международное влияние и сделало европейские страны более важными противовесами Китаю и России, говорит Брюн. Европейские лидеры не хотят отказываться от этого. “Они хотят продолжать играть активную роль, - говорит Брюн, - не только в поддержке американской внешней политики, но и в продвижении глобальной повестки дня”.
Joe Biden Tries to Reset Foreign Relationships After Trump | Time
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs