В столице Италии впервые в мировой истории прошла встреча министров культуры стран «Большой двадцатки». Открытие культурного саммита состоялось 29 июля в одном из самых грандиозных сооружений Древнего мира – прямо на открытой арене римского амфитеатра Колизей. Россию на форуме представляла министр культуры РФ Ольга Любимова.
Главная тема встречи, волнующая всех участников и гостей форума, - состояние, значение и место культуры в эпоху пандемии. «Форум обозначает проблемы, имеющие мировое значение и требующие глобального сотрудничества. Культура, безусловно, относится к таковым сферам… Важнейшая роль культуры в обществе – способность создавать общие смыслы – никогда не была столь очевидной, как в последние месяцы. И хрупкость культуры, неустойчивое положение создателей и их доходов никогда не вызывали такого беспокойства как сейчас», – отметила в приветственном слове генеральный секретарь ЮНЕСКО Одри Азуле.
Министр культуры Италии Дарио Франческини признал, что невозможно оценить ущерб, нанесённый за два прошедших года не только культуре Италии, но и стране в целом. Ведь в связи с практическим прекращением международного туризма, ВВП Италии значительно упал, так как 13 процентов его приходится на сектор путешествий. Образные слова министра о том, что «культура является лимфой» вынесли в заголовки многие СМИ. «Эпидемия показала, что культура является «лимфой нашей жизни». Пустые площади, закрытые музеи, кинозалы, театры, библиотеки погасили наши города, поэтому мы знаем, что культура станет ключом для восстановления, мотором для инновационного роста, сбалансированного и устойчивого", – отметил он.
Церемония открытия саммита завершилась вечером торжественным и прекрасным концертом во Дворце Квиринале - историческом здании, расположенном на самом высоком из семи холмов Рима. Ныне дворец – один их трёх официальных резиденций президента Итальянской Республики.
Всемирно известный итальянский маэстро - дирижер Риккардо Мути выступил с созданным им молодежным Оркестром Луиджи Керубини. Они исполнили лишь одно сочинение, но какое! Симфонию No. 9 (e-moll), чешского композитора XIX века Антонина Дворжака. Симфония была написана в последний, американский, период жизни гениального музыканта, когда он, приняв приглашение возглавить Национальную консерваторию в Нью-Йорке, переезжает в США. Интересно, что в программке концерта известный критик Гвидо Барбьери, высказываясь в духе модных западных тенденций, трактует музыку, как гимн переселению: «Вся музыка - это музыка мигрантов. История западной музыки была бы необычайно бедной, инертной, безжизненной, если бы музыканты… никогда не покидали свое родное гнездо, чтобы открыть новые миры».
Следующий день саммита был очень насыщен. Главы культурных ведомств «G20» обсудили вопросы защиты культурного наследия, роль культуры в борьбе с климатическими изменениями, сохранение культурного наследия при природных катаклизмах и в зонах конфликтов, место культуры в развитии и образовании будущих поколений, использование новых технологий в культуре.
Министр культуры РФ Ольга Любимова выступила с докладом на секции «Культура и креативный сектор как факторы роста»
Свой доклад Ольга Борисовна начала с представления успешных международных проектов. Она подчеркнула, что у нас среди креативных индустрий особо выделяется кино. «Кинематограф является носителем элементов национальной культуры и позволяет лучше понять особенности народов и их ценности, что в свою очередь способствует сближению и сотрудничеству и в других отраслях экономики, например, туристической», – отметила Ольга Любимова.
Министерство культуры финансово поддерживает копродуктивные фильмы, отметила министр. Так, совместная с Финляндией, Германией и Эстонией картина «Купе номер шесть» в июле этого года была удостоена Гран-при 74 Каннского кинофестиваля. Развивая это направление, Россия уже подписала двусторонние соглашения о сотрудничестве с Францией, Канадой, Германией, Болгарией, Испанией, Индией, Китаем и Италией.
На опыте сотрудничества с Италией министр остановилась особо, так как между нашими странами действует соглашение о сотрудничестве в области кинематографии. В соответствии с ним, фильмы совместного российско-итальянского или итальянско-российского производства могут рассматриваться в качестве национальных фильмов и пользоваться соответствующими преференциями, как например проект 2019 года – фильм «Грех» Андрея Кончаловского.
Министр сообщила также, что российские фильмы в ближайшее время будут представлены на крупнейших международных кинофестивалях. В августе в Локарно -«Медея» Александра Зельдовича и «Герда» Натальи Кудряшовой, а на площади Piazza Grande состоится спецпоказ нового фильма Глеба Панфилова «Сто минут из жизни Ивана Денисовича». В начале сентября состоится Венецианский кинофестиваль, в основном конкурсе которого участвует лента Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», в конкурсе программы «Горизонты» – фильм Владимира Битокова «Мама, я дома».
На фестивале в Венеции планируется открытие площадки для двусторонней встречи продюсеров России и Италии. Там будет предоставлена возможность для обсуждения проектов по развитию совместной продукции и информация об инициативах Министерства Культуры РФ по поощрению совместного кинопроизводства, в том числе совместно с компанией «Роскино». Речь идёт о следующих инициативах:
Новый бренд Russian Content Worldwide объединяет российскую отрасль и становится входной точкой для зарубежных партнеров в сфере контента.
Russian Film Festival – международный фестиваль на территории стран-партнеров, проводящийся для зарубежных зрителей в трех видах: онлайн на VOD-платформах, живое мероприятие или гибридный формат. Фестиваль приняли уже 6 стран, планируется расширять его географию.
Key Buyers Event – международный рынок для прокатчиков и дистрибуторов российского контента. Проводился уже трижды, последние два года – в онлайн-формате. В июне этого года в нём приняли участие представители из 80 стран. Рынок дает возможность найти готовый коммерческий или фестивальный контент, а также проекты для совместного производства и новых партнеров.
Министр дополнила свой доклад данными о влиянии пандемии на российскую киноотрасль. Несмотря на закрытие кинотеатров (в зависимости от регионов – от четырех до девяти месяцев), кинопроизводство практически не останавливалось благодаря разработке и внедрению новых стандартов безопасности. Министерство Культуры РФ приветствует приезд в Россию международных съемочных групп: работать на территории РФ им помогают региональные кинокомиссии, в тестовом режиме запущена долгожданная система рибейтов.
Глава ведомства отметила важность возвращения после пандемии в учреждения культуры публики, особенно молодежи: «…мы уделяем особое внимание работе по возвращению посетителей и зрителей в наши учреждения культуры в постпандемийный период. В особенности это важно в отношении молодежи. В сентябре 2021 года мы запускаем новую инициативу «Пушкинская карта», которую поддержали Президент России, Правительство Российской Федерации, а также наши музеи, театры, библиотеки. Новая программа позволит гражданам России в возрасте от 14 до 22 лет посещать культурные мероприятия при помощи специальной «Пушкинской карты». Денежные средства на нее будут выделены государством, а потратить их можно в учреждениях-участниках программы по всей стране. Для обладателей «Пушкинской карты» будет доступна удобная навигация по афише мероприятий на портале «Культура.РФ» и в специально созданном приложении. Таким образом, учреждения культуры смогут расширить свой репертуар и привлечь новую целевую аудиторию, а у ребят появятся дополнительные возможности по получению новых знаний о культуре»…
В рамках саммита министров культуры «G20» глава российского культурного ведомства провела ряд двусторонних встреч.
На переговорах с министром культуры Италии Дарио Франческини Ольга Любимова подчеркнула, что развитие диалога с Италией является абсолютным приоритетом для международной культурной повестки нашей страны. «Очень рады, что в 2020 году, несмотря на специфические условия, нам удалось договориться о проведении «перекрестного» Года музеев Россия — Италия... Мы рассчитываем, что совместными усилиями нам удастся провести музейный «саммит» во второй половине сентября текущего года в Милане» — сообщила Ольга Любимова.
В свою очередь Дарио Франческини подчеркнул важность продолжения культурного диалога между Россией и Италией: «Мы выражаем безусловную поддержку проведению музейного «саммита» и окажем содействие в приглашении представителей великих итальянских музеев на наше совместное мероприятие», - сказал он. По его словам, сотрудничество в области музеев является фундаментом двустороннего диалога. «Несколько лет назад, когда мы в Италии проводили реформу музейного дела, мы во многом ориентировались на опыт, который получили от лидеров российского музейного сообщества. Я лично хорошо знаком с директорами российских музеев, например, с Михаилом Пиотровским. И считаю, что музейный «саммит» в Милане позволит директорам ведущих музеев наших стран зажечься новыми идеями и проектами для дальнейшего сотрудничества», - рассказал министр культуры Итальянской Республики.
Глава Минкультуры России отдельно отметила работу творческих групп на Венецианской биеннале, где в мае открыл свои двери для посетителей реконструированный российский павильон. Кроме того, Ольга Любимова обратила внимание на успешную совместную деятельность двух стран в сфере кинематографии: «Мы очень радуемся, когда в основные программы выдающегося кинофестиваля в Венеции попадают наши молодые кинематографисты, которые получают поддержку Минкультуры России, и наравне с заслуженными мастерами и лучшими кинематографистами со всего мира приезжают на праздник кино», - добавила она…
В Италии у министра культуры РФ состоялась также встреча с послом России С.С.Разовым. Ольга Любимова посетила уголок Родины - виллу Абамелек на Яникульском холме, резиденцию посла. Вилла получила название в честь российского промышленника Семёна Абамелика-Лазарева, который в начале ХХ века выкупил комплекс исторических зданий XVII века, расположенных за Тибром, рядом с парком. Территория эта огромна, всего на четверть меньше площади Ватикана. Это типичное средневековое городское поместье, которых не так много сохранилось в европейских столицах. Резиденция российского посла считается одним из украшений Рима: сами здания, уникальный этрусский саркофаг до древнеримского периода, «дом муз», «башня дракона», и другие, а также скульптуры, картины, фламандские гобелены, муранское стекло - всё это создаёт неповторимый колорит. Здесь были обсуждены мероприятия проекта Года музеев Россия-Италия и другие события…
Ещё одна важная и продуктивная встреча в рамках саммита министров культуры стран «G20» состоялась у министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой с Министром культуры, спорта и туризма Республики Корея Хван Хи. «Важной вехой для отношений между нашими странами является 30-летие установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. Специально к этому событию приурочены Год культурных обменов и крупномасштабный проект «Русские сезоны», который мы рассчитываем запустить уже осенью текущего года», - сообщила Ольга Любимова. Министр рассказала, что на данный момент под существующие реалии адаптируется программа открытия фестиваля: «Надеемся на улучшение эпидемиологической обстановки и планируем провести церемонию выступлением Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета», - подчеркнула Ольга Любимова.
Кроме того, она напомнила, что у «Русских сезонов» появилось образовательное направление «Школа Иннопрактики и Русских сезонов», в рамках которого талантливые ребята из разных стран приглашаются для прохождения обучения у именитых деятелей культуры России по различным направлениям. В рамках данного проекта приняли участие и корейские студенты.
«Конечно, мы понимаем, что фестиваль «Русские сезоны» в нынешних условиях будет провести достаточно сложно. Тем не менее, я надеюсь, что нам все же удастся реализовать этот проект, и предоставить возможность жителям Южной Кореи сполна насладиться российской культурой», - рассказал Министр культуры, спорта и туризма Республики Корея Хван Хи.
Ольга Любимова подчеркнула высокий темп развития культурного диалога между Россией и Республикой Корея, отметив его важность для укрепления двусторонних отношений между странами. По ее словам, на ежегодной основе проводится большое количество обменных проектов между нашими театрами, музеями и музыкальными коллективами. Особенно важно, что, несмотря на пандемию, российская и южнокорейская стороны стремились не отменять, а переносить совместные проекты или проводить их в онлайн-формате.
Хван Хи также подтвердил глубокое намерение южнокорейской стороны держать курс на дальнейшее углубление культурных связей с Россией и выразил готовность проработать возможность проведения концерта Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Кроме того, он предложил продолжить развитие культурного сотрудничества в рамках двусторонней рабочей группы.
«Наши страны связывает многолетний опыт двустороннего сотрудничества. Подобный формат создаст фундамент для прочного партнерства», - заверил Хван Хи. В завершение переговоров Ольга Любимова пригласила Хван Хи лично принять участие в IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который пройдет в Северной столице в ноябре этого года. При этом южнокорейская сторона представит яркую программу, посвященную Году культурных обменов и «Русским сезонам»...
По итогам работы первого в истории саммита министров культуры стран «G20» была принята Декларация, в которой подчеркивается, что творческая отрасль служит двигателем обновления, развития и важным источником дохода и рабочих мест. В тексте также говорится о потенциале культуры в решении проблемы изменения климата на планете.
Министры культуры договорились о том, культурный саммит стран «Большой двадцатки» станет регулярным. Следующая встреча пройдёт в Индонезии. Закрывая саммит, министр культуры Италии Дарио Франческини процитировал слова итальянского учёного, философа, писателя Умберто Эко: «Все войны и ненависть в прошлом и настоящем происходят от того, что мы не знаем друг друга в достаточной мере, и культура должна помочь нам узнать больше друга о друга». В этом и заключается цель проведения культурного саммита.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs