ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Водная блокада Крыма и иски России к Украине как тест международной правовой системы

10:08 09.08.2021 • Денис Батурин, политолог

Украина старательно готовится к учреждению «Крымской платформы» - площадки международных дискуссий, с помощью которой Киев намерен вернуть в международную повестку Крым.

Вокруг встречи заранее создается пропагандистская шумиха о том, как представитель США и другие «высокие» гости собираются в Киеве поговорить о Крыме, запротоколировать очередные намерения, презентовать и утвердить очередную «стратегию деоккупации», с элементами депортации, о которой в очередной раз недавно сказал министр по вопросам реинтеграции оккупированных территорий Украины Алексей Резников. Напомним, он заявил о возможном выдворении полумиллиона человек из Крыма после «деоккупации».[i] Арифметика у него простая – по данным Резникова в украинский период в Крыму проживало 2,5 млн. человек, сейчас 3 млн., значит – 500 тысяч надо будет выдворить. Вот так – просто и бессмысленно. А что еще делать, когда сказать больше нечего, надо же чем-то будоражить мировое сообщество и собственных граждан.

У России более практические и конкретные вопросы к украинской власти. Одним из ответов на эту и подобные инициативы становятся иски к Украине, подготовленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Крымом. 22 июля текущего года Генеральная прокуратура России подала в ЕСПЧ первую в своей истории межгосударственную жалобу.[ii] Она относится к событиям, последовавшим за насильственной сменой власти на Украине в феврале 2014 года. Жалоба касается нарушений по десяти статьям Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней, а также нарушения прав крымчан блокированием Северо-Крымского канала как основного источника пресной воды для жителей полуострова.[iii] Также в жалобе заявлено ходатайство о применении ЕСПЧ обеспечительных мер в соответствии с правилом 39 Регламента, обязывающих Украину незамедлительно прекратить такие вопиющие нарушения, как блокировка поступления пресной воды в Крым. Об этом водном геноциде сказано немало, и вот пришло время практических ответных действий.

Украинская сторона в лице министра юстиции Дениса Малюськи отреагировала в Facebook так: «…в заявлении в суд выложили все мифы российской пропаганды». По его словам, своими действиями Москва рассчитывает создать «медиа-площадку для промывания мозгов», но Киеву не стоит опасаться каких-либо юридических последствий. Посмотрим. Одним словом – водная блокада Крыма, как и энергетическая и транспортная – это мифы российской пропаганды, как и трагедия в Одессе и война на юго-востоке Украины. Это – без комментариев.

На обвинения в нарушении прав человека, в водном геноциде, Крым получает иезуитские ответы – смысл которых сводится к следующей логике: водная блокада не является геноцидом потому, что Крым оккупирован (правда, при этом забывают о волеизъявлении самих крымчан), и обеспечение водой жителей является заботой и ответственностью нынешних властей.

Тем временем работа российской стороны продолжается в направлении определения ущерба от действий украинской стороны в результате блокад Крыма всех типов – транспортной, энергетической, банковской, водной. На настоящий момент предварительно определен ущерб от водной блокады 1,4 триллиона рублей. Как сообщил председатель комитета по законодательству Госсовета Республики Крым Сергей Трофимов: «Ориентировочно мы подсчитали, что пока только по водной блокаде 1,4 триллиона рублей потенциальных убытков. На данном этапе сформировали исковое заявление в Арбитражный суд, и сейчас ведётся работа нашими коллегами из министерств. Они ведут подготовку пакета документов, который обосновывает каждую цифру, положенную в расчёт. Когда будет завершена эта работа, будем подавать в Арбитражный суд от юридических лиц. Это будут большинство предприятий, учреждений, организаций, которые непосредственно связаны с последствиями водной блокады. После того как мы подадим иск в Арбитражный суд о водной блокаде, приступим к подсчёту ущерба по энергетической блокаде, продовольственной, транспортной и банковской».[iv] 

Кроме того, Сергей Трофимов сообщил, что в Следственный комитет поданы заявления о возбуждении уголовных дел против физических лиц, причастных к водной блокаде полуострова. Привлечь хотят 12 организаторов блокады, в числе которых экс-нардеп Верховной Рады Андрей Сенченко, (а на момент блокады сотрудник администрации президента Украины при временно исполняющем обязанности президента Украины Александре Турчинове), лидеры т.н. меджлиса крымско-татарского народа (запрещен в России) Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, экс-вице-премьер Республики Крым Ленур Ислямов, а также бывшие президенты Украины Пётр Порошенко и Леонид Кравчук.

Таким образом, подготовлены иски и доказательная база как в отношении государства Украина, так и в отношении отдельных лиц, поставивших под угрозу жизнь и здоровье крымчан, работу инфраструктуры полуострова.

Надо сказать, что юристы не испытывают большого оптимизма в отношении подаваемых Россией исков международные инстанции, так адвокат, член-корреспондент РАЕН Янис Юкша что шансы России в Европейском суде по правам человека выиграть иски против Украины из-за водной блокады Крыма невелики из-за ангажированности судебной системы, но делать это необходимо: «Думать, что мы можем серьезно отстаивать свои права в судах Европы - это иллюзия, мне кажется. Будучи правой десять раз, Россия не сможет получить честного решения. Но делать это необходимо, это привлечение внимание к самой проблеме и как бы ангажированы не были судьи – они тоже люди и при изложении конкретных фактов, я думаю, всем становится понятно, что Украина ведет себя не просто неприлично, а на грани геноцида крымчан».[v]

Украина и Запад давно работают над созданием антироссийского информационного пласта и созданием антироссийских прецедентов на основе решений национальных судов и международных судебных инстанций. Последние иски направлены на создание такого же правового противодействия с российской стороны – документальная доказательная база, основанные на ней иски в судебные инстанции. Недавние изменения в Конституцию страны так же должны способствовать ответу на действия украинской стороны и Запада. Решения по организаторам блокады могут и должны принять российские суды, не оглядываясь на международные судебные инстанции и следуя новым положениям конституции о приоритете национального права над международным. В истории разных государств достаточно прецедентов, когда признанные виновными национальной судебной системой преступники, независимо от их местонахождения и гражданства преследовались спецслужбами и правоохранительными органами. Например, практика преследования со стороны Израиля.

Если Украина и Запад, одобрительно похлопывающий ее по плечу, и иногда подкидывающий денег, хотят разговаривать с Россией и трактовать международное право таким образом, как это происходит сейчас, то все же, может быть, стоит ответить не только ассиметрично, но и симметрично. Например, прекратить поставлять на Украину газ, прекратить транзит газа через Украину. И ведь с завершением «Северного потока-2» это станет вполне возможным. Но тогда Москву несомненно обвинят во всех смертных грехах и назовут это «газовым геноцидом» украинского народа. Но чем отличается перекрытие подачи воды для простых крымчан от прекращения подачи газа. Только одним – двойными стандартами. Так что один геноцид уже есть.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати