В пресс-центре «Парламентской газеты» прошла встреча с первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимиром Джабаровым и международным обозревателем Михаилом Таратутой.
16 июня в Женеве состоялась встреча президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена. По итогам встречи не было подписано никаких документов, но Кремль и Белый дом опубликовали совместное заявление. В нём сказано, что «даже в периоды напряжённости» две страны разделяют общие цели «обеспечения предсказуемости в стратегической сфере, снижения риска вооружённых конфликтов и угрозы ядерной войны». В ходе дискуссии речь шла о том, как изменится вектор отношений России и США после встречи двух президентов и какое это окажет влияние на антироссийскую риторику европейских союзников Вашингтона, может ли восстановление контактов на высшем уровне повлиять на частичное снятие санкций и снизить градус дипломатического конфликта, как влияют критические высказывания влиятельных политиков в отношении России на настроения американцев и каковы возможности гражданской дипломатии, в каких сферах сегодня возможно взаимовыгодное сотрудничество и какие спорные темы можно решить уже сегодня, как будет решён визовый вопрос и когда будет можно говорить о перезагрузке отношений России и США.
За встречей президентов последовал еще один позитивный сигнал – приезд в Москву бывшего госсекретаря и сенатора-демократа Джона Керри, специального представителя Джо Байдена по климату, который в американском сенате считается сторонником диалога с Россией. Формально целью его визита было обсуждение вопросов изменения климата. Это первый визит в Россию чиновника такого высокого ранга действующей администрации Белого дома. Если судить по заявлениям с американской стороны, тематика переговоров Керри не будет исчерпываться только климатическими вопросами.
По мнению Таратуты, встреча Путина с Байденом, последовавший за ней визит Керри и его переговоры с Сергеем Лавровым позволили «открыть шлюз» для прямого общения двух сторон. Но не нужно при этом питать иллюзий: политический класс Америки рассматривает Россию как противника, так как в основе двусторонних отношений лежат очень серьезные геополитические противоречия. Соединенные Штаты стремятся сохранить мировое лидерство и, продолжая выступать в присвоенной роли мирового арбитра, не допускать на эту площадку никого. Россия же рассматривает себя, как игрока мирового уровня, отсюда – конфликт национальных интересов.
Владимир Джабаров согласился с тем, что приезд Керри в Москву – это добрый знак, свидетельствующий о том, что Байден хочет начать восстанавливать отношения. Он противопоставил такой подход подходу к отношениям с Россией со стороны Западной Европы, которая, с точки зрения сенатора, продолжает двигаться по инерции в русле антироссийских настроений. В этом он усматривает влияние на Байдена его политического опыта, который он накопил, занимаясь нашей страной еще со времен Советского Союза.
Отвечая на вопрос модератора о ближайших перспективах российско-американских отношений (конец лета, осень текущего года), Таратута сказал, что уже сейчас ведутся предварительные переговоры по отдельным вопросам в тематических группах. Он не ожидает каких-то ярких прорывов и изменений. Скорее всего, если они и будут, то в сфере восстановления визовой работы и нормализации деятельности дипломатических представительств, где достаточно решений американского Госдепа и Российского МИД, и не требуется одобрение Конгресса США и Федерального Собрания РФ. Также ждет своего решения вопрос российской собственности в Нью-Йорке и Сан-Франциско, которая была законсервирована по решению американских властей.
Джабаров поддержал эксперта и подчеркнул, что введенные американцами визовые ограничения серьезно настраивают рядовых российских граждан против США. Необходимость выезжать в третьи страны для оформления рабочих, учебных, гостевых или туристических виз препятствует гуманитарным связям между Россией и Соединенными Штатами. Сенатор выразил надежду, что ограничения будут сняты уже в ближайшее время, так как даже выезд в третьи страны – Армению, Грузию, Казахстан, Швейцарию – не всегда приводит к получению россиянами американской въездной визы.
Говоря о том, на каких «полях» возможно российско-американское взаимодействие, наряду с противодействием международному терроризму и изменением климата, модератор упомянул кибербезопасность. Таратута высказал мнение, что на сегодняшний день – это одна из самых острых тем. На протяжении последних шести лет, с приходом на президентство Трампа, вся антироссийская политика строилась на обвинениях нашей страны в кибератаках, хакерских взломах и «проникновении» в американские базы данных. По сведениям обозревателя, Россия неоднократно предлагала США начать сотрудничать в области обеспечения кибербезопасности, но американцы под любыми предлогами отвергали наши предложения. Сейчас ситуация изменилась. Особенно это стало заметно после недавней хакерской атаки, в результате которой было отключено газоснабжение всего Северо-Востока Соединенных Штатов, что позволило сравнить по разрушительной силе кибероружие с ядерным. Уязвимость перед ним США, впрочем, как и России, ставит вопрос о необходимости договариваться.
Его поддержал Джабаров, который добавил, что компьютерные технологии теперь позволяют проводить кибератаки «под чужим флагом», что делает возможным осуществление анонимных провокаций, направленных на разжигание конфликтов между «третьими» странами. Это является дополнительным аргументом в пользу того, что необходимо договариваться об общих правилах поведения и противодействия угрозам кибербезопасности.
Джабаров, отвечая на вопрос о соотношении экспертной и гражданской дипломатии с парламентской дипломатией, посетовал на то, что в отношениях с США последняя находится в состоянии глубокой «заморозки». Все попытки российских сенаторов их «разморозить», включая многолетние усилия Константина Косачева на посту Председателя Комитета по международным делам Совета Федерации, ни к чему не привели. Межпарламентские связи с американцами если и осуществляются, то на дополнительных площадках, таких как Парламентская Ассамблея ОБСЕ, и носят протокольный характер. С его точки зрения, нынешний состав Палаты представителей и Сената США настроены крайне антироссийски, что находит свое выражение в многочисленных санкциях против России, принимаемых по их инициативе. Сенатор считает, что потребуется еще 8-10 лет, когда сменится поколение американских законодателей, заставших распад Советского Союза и относящих это к своим заслугам.
Реагируя на вопрос модератора о роли и перспективах гражданской дипломатии в улучшении российско-американских отношений, Таратута обратил внимание на то, что демонизация России была принята в США на вооружение как средство борьбы с Дональдом Трампом в период его президентства. С учетом того, что Трамп собирается вновь баллотироваться на следующих выборах Президента Соединенных Штатов, журналист не ждет снижения градуса антироссийской риторики. По его словам, и в президентство Байдена не следует ожидать каких-то значительных подвижек, так как общественные институты в США слишком глубоко отравлены русофобией.
Оба спикера увязали перезагрузку российско-американских отношений с внутренней политикой США, которая привела при Трампе и продолжает влиять при Байдене на глубокий раскол в американском обществе по расовому (BLM и белое большинство), гендерному (ЛГБТ, трансгендеры), политическому (демократы и республиканцы), религиозному (протестанты и католики), географическому (Юг и Север, Запад и Восток) и другим признакам. Преодолеть этот раскол в ближайшее время нереально. Но, как сказал Джабаров, «вода камень точит». Поэтому перезагрузка отношений все равно когда-нибудь произойдет, пусть и в неблизкой перспективе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs