На рубеже XX-XXI веков российско-американские отношения можно отметить активной работой политических элит и дипломатов. Так, В.Путин в качестве премьер-министра, а затем Президента России и Президент США У.Клинтон только за год - с сентября 1999 по сентябрь 2000 года - вместе участвовали во встречах на высшем уровне, в том числе на саммите АТЭС, «Группе восьми» и «Саммите тысячелетия», проводимого ООН в Нью-Йорке.
За семь неполных лет, с июня 2001 по апрель 2008 года, официальные и неформальные встречи президентов Путина и Буша-младшего оказались наиболее частыми. Их было 24: двусторонние саммиты на нейтральной территории (Словения, Словакия, Чили); государственные и рабочие визиты в Россию и США, юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 2005 года; ежегодные саммиты «Группы восьми» и АТЭС [11, с. 245-248].
Отметим, Москва первой среди иностранных государств протянула руку помощи после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Оба государства стали совместно бороться с международным терроризмом, распространением ядерного оружия и трафиком наркотиков на планете. Расширились двусторонние торгово-экономические связи, значительно укрепилось российско-американское сотрудничество в различных областях: авиационной, инвестиционной, космической, научно-технической и технологической, в топливно-энергетической дипломатии, а также в предоставлении различных услуг. Президентам РФ и США удалось скоординировать высокие цены на нефть. Однако эти цены до сих пор в большей степени привязаны к нефтедоллару, а бюджет России по-прежнему зависит от мировых цен на энергоносители.
Свой позитивный след в двустороннем взаимодействии оставили новые тогда структуры: Российско-американский совет делового сотрудничества (РАСДС) и Американо-российский деловой совет (АРДС), Российско-американский энергетический диалог и др. Их менеджмент осуществляли лично президенты двух стран.
На фоне общего позитива двусторонних отношений нарастала напряженность в политическом взаимодействии между РФ и США в решении международных проблем: продвижение НАТО на Восток, статус Косова, бомбардировка Ирака без санкции Совета Безопасности ООН, размещение американской системы ПРО в Европе и прочее. Ожидания России своей дальнейшей интеграции в глобальную экономику не оправдались: затягивалось ее вступление в ВТО, сохранялась ничем не обоснованная поправка Джексона - Вэника к Закону США о торговле 1974 года. Равноправное партнерство с США, к которому Россия проявляла стремление, находилось под большим сомнением. Экономическое и политическое сотрудничество шло в основном параллельно друг другу, особо не оказывая взаимного воздействия.
России удалось преодолеть последствия распада страны, финансовый дефолт и гиперинфляцию 1990-х, вернуть статус мировой державы, превратить государство из должника в финансового донора. К 2008 году значительно возрос отечественный ВВП, задолженность США России по кредитованию и вкладам в американские активы составила 65 млрд. долларов.
На этом фоне знаковым моментом стало выступление Президента России В.Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 года, где он заявил, что однополярная модель современного мира невозможна, и призвал Запад считаться впредь с интересами России.
С Президентом России Д.Медведевым и Президентом США Б.Обамой связана «перезагрузка» в российско-американских отношениях. Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон вместе нажали символическую кнопку 6 марта 2009 года в Женеве. Это послужило импульсом к развитию дальнейших двусторонних отношений на новом уровне, несмотря на явные расхождения стран по вопросам «бархатных» и «цветных революций» на Украине, в Грузии и среднеазиатских республиках бывшего СССР, произошедших не без влияния и участия США.
В июле 2009 года были созданы российско-американские президентские комиссии в различных областях сотрудничества. Их координаторами стали главы внешнеполитических ведомств стран. Численность комиссий достигла 25. Данные структуры работали весьма активно и функционировали до осени 2014 года.
В рамках военной дипломатии активизировалось сотрудничество Совета Россия - НАТО. В ходе рабочего визита Президента США Б.Обамы в Россию (июль 2009 г.) стороны заключили Соглашение о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию РФ (в связи с нахождением Вооруженных сил США в Афганистане и предполагаемым их выводом), сделали совместное заявление по ПРО (о размещении в Европе элементов новой противоракетной обороны).
На повестку дня двусторонних отношений вышли мировой финансовый кризис, иранская ядерная программа, нераспространение оружия массового уничтожения (ОМУ), проблемы глобального изменения климата, инновационная деятельность, российская инициатива о создании международного трибунала по морскому пиратству, вопросы торгово-экономического, научного и культурного сотрудничества. В Азиатско-Тихоокеанском регионе была предпринята попытка создать посткризисную модель экономической интеграции как систему свободной и открытой торговли. Однако этому помешал мировой финансово-экономический кризис, продолжающийся поныне и имеющий тенденцию к структурному углублению.
В ходе официального визита в США 23-24 июня 2010 года Президент России Д.Медведев посетил Кремниевую долину, где обсуждались вопросы развития и внедрения коммуникационных технологий с руководителями компаний «Сиско», «Твиттер инкорпорейтед», «Эппл», «Яндекс лаб» и другими [12, с. 112-114]; были организованы встречи с представителями российских и американских деловых кругов, американскими конгрессменами и научным сообществом. Председатель Совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг и губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер подписали соглашение о финансовой поддержке и сохранении крепости Форт-Росс в Северной Калифорнии [12, с. 112-114].
На встрече двух президентов обсуждались вопросы двустороннего экономического сотрудничества, перспективы вступления России в ВТО, а также итоги поездки Президента России в Кремниевую долину. По итогам российско-американских переговоров был принят ряд совместных заявлений. Президенты договорились продолжать сотрудничество по сокращению стратегических наступательных вооружений, стимулированию энергоэффективности, развитию экологически чистой энергетики, борьбе с терроризмом.
При президентах Д.Медведеве и Б.Обаме в Праге были подписаны Договор СНВ-3 о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений сроком на десять лет (вступил в силу 5 февраля 2011 г.) и Протокол о присоединении России к ВТО (подписан Россией 16 декабря 2011 г.). Соглашение РФ и США о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, подписанное 6 мая 2008 года, вступило в силу лишь 11 января 2011 года. В ноябре 2011 года началась процедура взаимного упрощения визовых формальностей между Россией и США.
Президенты Д.Медведев и Б.Обама с 20 января 2009 года по 7 мая 2012-го встретились 12 раз на двусторонних и международных саммитах.
Возвращение Владимира Путина в Кремль в мае 2012 года совпало с завершением трехлетней «перезагрузки» в отношениях РФ и США. Американский истеблишмент открыто выступал против Путина во главе России, забывая о законном праве народа выбирать лидера своей страны и недопустимости вмешательства во внутренние дела другого государства, что противоречит нормам международного права. Определенную роль в этом сыграла антироссийская пропаганда в период президентской кампании в США 2012 года, в ходе которой Барак Обама сохранил за собой свой статус и пребывание в Белом доме. В России значительно активизировались либеральная оппозиция, а также деятельность различных фондов и НКО, работающих на американские гранты, ежегодно закладываемые Конгрессом США в федеральный бюджет. Вскоре Москва была вынуждена принять «зеркальный» закон об иностранных агентах, как в США.
Частых прямых контактов между президентами Путиным и Обамой не получилось. Российскому президенту не удалось поехать на саммит «Группы восьми» (Кэмп-Дэвид, США, 18-19 мая 2012 г.) из-за необходимости формирования новой Администрации и Правительства РФ. Американский президент, будучи вовлечен в избирательную кампанию, отказался прибыть на саммит АТЭС во Владивосток и на остров Русский (2-9 сентября 2012 г.).
Тем не менее достаточно широкий круг вопросов обсудили президенты РФ и США на полях саммита «Группы 20» в Лос-Кабосе (Мексика, 18-19 июня 2012 г.). Заметно активизировалась деятельность Рабочей группы «Россия - США: взгляд в будущее» под руководством экс-министра иностранных дел, премьер-министра России в 1990-х годах академика Е.Примакова и бывшего госсекретаря США Г.Киссинджера. Был подписан ряд межгосударственных соглашений, в том числе Федеральный закон от 28 июля 2012 года №147-ФЗ «О ратификации Соглашения между РФ и США об упрощении визовых формальностей для граждан Российской Федерации и граждан Соединенных Штатов Америки». Тогда же, после 18 лет ожиданий, Россия на общих основаниях вступила в ВТО, когда весь российский рынок был давно открыт для западного бизнеса, а данную структуру уже начинал постепенно поглощать мировой финансово-экономический кризис.
В декабре 2012 года Конгресс США отменил в отношении России поправку Джексона - Вэника, но вскоре принял санкционный пакет - «Акт Магнитского» - о нарушении прав человека как рычаг политического давления на РФ, ее отдельные структуры и некоторых граждан. Россия ответила принятием симметричного «Закона Димы Яковлева», ограничив въезд для политиков, журналистов, бизнесменов и наложив вето на усыновление детей американцами. С конца 2012 года увеличивается конкуренция между Россией и США на поставку углеводородов в Европу, что до сих пор наносит урон национальным интересам двух мировых держав.
Сценарий ухудшения российско-американских отношений словно был расписан и сгенерирован в Америке на годы вперед. Так, 2013 год стал омраченным из-за событий по «делу Сноудена». До сих пор остается загадкой: зачем США выпустили из страны своего программиста, имевшего допуск к государственным тайнам?
Во втором десятилетии XXI века военная дипломатия США заметно деградировала из-за разногласий и непоследовательной политики в альянсе НАТО при решении многочисленных проблем: размещение американской противоракетной обороны в Европе, направленной против России; убеждение европейцев в российской военной угрозе; затягивание с выводом натовских войск из Афганистана; неудачные военные операции в Ливии, Ираке, Сирии; участие США (по инициативе России) в Женевских переговорах по «Иранскому досье», необоснованный разрыв Вашингтоном своих договоренностей с Ираном; общая тревожная ситуация на Ближнем Востоке; проведение крупномасштабных учений НАТО вблизи российских границ; выход США из основных договоров с Россией по стратегической безопасности и т. д.
Глубокую пропасть между Москвой и Вашингтоном создали госпереворот на Украине с участием США и последовавшие за ним трагические события на юго-востоке Украины [7]. Дипломатические встречи того периода проходили в основном между главами внешнеполитических ведомств РФ и США.
Непродуктивная политика Президента Обамы и Администрации Белого дома неоднократно подвергалась критике со стороны американских экспертов и государственных деятелей. Так, Джеймс Бейкер, госсекретарь при Президенте Джордже Буше-старшем, сетовал на испорченные отношения двух мировых держав. По его мнению, раньше у США были объективно хорошие отношения с Россией при Ельцине в 1990-х и при Путине в 2000-х годах, а теперь эти отношения скатились назад, к 80-м годам прошлого века. Избежать такого развития событий и многих конфликтов, в том числе событий на Украине, могло бы включение России «в свою команду», в НАТО. Однако этого не произошло [2]. Отечественные политологи считают, что вина за развязывание новой холодной войны полностью лежит на США и их европейских союзниках.
Конец декабря 2016 года продемонстрировал небывалое ухудшение отношений между РФ и США: Администрация Обамы приняла решение об экстренной депортации 35 российских дипломатов и членов их семей, а также о закрытии российских дипмиссий на Восточном побережье США (Сан-Франциско, Сиэтл) и объектов торговых представительств в Вашингтоне и Нью-Йорке. Россия со временем приняла ответные меры и привела к балансу численность российских дипломатов в США и американских дипломатов на своей территории. В дальнейшем отношения между Россией и Соединенными Штатами постепенно скатывались по наклонной плоскости вниз, пока снова заметно не деградировали. Существенную роль в этом сыграли ничем не обоснованные обвинения Москвы во вмешательстве в президентские выборы в США 2016 года, что будто бы помешало кандидату от Демократической партии Хиллари Клинтон стать президентом страны.
До недавнего времени отношения двух мировых держав продолжали президенты Владимир Путин и Дональд Трамп (20 января 2017 - 20 января 2021 г.). 7 июля 2017 года состоялась их первая встреча на полях саммита «Группы 20» в Гамбурге (Германия). Позитивных и ожидаемых сдвигов в двусторонних отношениях саммит не принес. Американский политический истеблишмент резко ограничил любые контакты Трампа с официальными представителями России из-за введенных антироссийских санкций и «охоты на ведьм» в поисках «невидимой руки» Кремля в делах США.
11 ноября того же года президенты Путин и Трамп обменялись рукопожатием на XXV саммите АТЭС в Дананге (Вьетнам), где состоялся их непродолжительный разговор и было сделано совместное заявление по Сирии перед журналистами.
Единственный и полномасштабный саммит президентов РФ и США прошел в финской столице Хельсинки 16 июля 2018 года. Вскоре после него американцы объявили о намерении выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и сделали это в одностороннем порядке.
Совместное участие президентов Путина и Трампа в саммите «Группы 20» (30 ноября - 1 декабря 2018 г.) в Буэнос-Айресе (Аргентина) не принесло новых личных контактов, кроме рукопожатия на полях форума и традиционного фотографирования на память всех лидеров наиболее экономически развитых стран мира.
Визиты официальных лиц Вашингтона в Москву, как и встречи в верхах, тоже стали редкими, за исключением контактов с советником Президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном. В апреле 2019 года в столице побывала также специальный помощник Президента США по делам Европы и России Фиона Хилл. Она встретилась с помощником Президента РФ по внешней политике Юрием Ушаковым, представителями МИД и Совета безопасности России.
Впервые после президентского саммита в Хельсинки министр иностранных дел Сергей Лавров встретился со своим визави в Финляндии лишь через год в рамках заседания Арктического совета (6 мая 2019 г.), а еще через неделю - в Сочи, на совместных переговорах с Президентом Путиным. Снова обсуждалась международная проблематика, а также пути улучшения двусторонних отношений. С.В.Лавров высказался тогда за создание Неправительственной экспертной группы США и России и Делового совета двух стран [4], что еще предстоит сделать.
Новая встреча президентов РФ и США на высшем уровне состоялась во время саммита «Группы 20» в Осаке (Япония, 28-29 июня 2019 г.). Президенты В.Путин и Д.Трамп, помимо общей повестки форума, обсудили острые региональные конфликты в Венесуэле, Сирии, Иране и на Украине, а также будущую модель контроля над вооружениями. Трамп не возражал относительно заявления Путина, что российско-американские отношения в последний период заметно деградировали. И хотя «русский след» в сговоре с Трампом на выборах 2016 года исчез буквально накануне (согласно доклада спецпрокурора США Р.Мюллера), тем не менее американскому президенту пришлось по требованию журналистки из США публично просить Президента Путина больше никогда не вмешиваться во внутренние дела Америки.
Помимо этого, 11 декабря 2019 года в американском Белом доме состоялась рабочая встреча Президента США Дональда Трампа и министра иностранных дел России Сергея Лаврова по вопросу контроля над вооружениями. Тогда же ветераны американской политики в очередной раз призвали Трампа устроить «перезагрузку» отношений с Россией. В газете «The Wall Street Journal» появилась статья экс-госсекретаря Джорджа Шульца, бывшего главы Пентагона Уильяма Перри и бывшего сенатора Сэмюэла Нанна. Авторы статьи заявили, что нынешняя политика Вашингтона в отношении Москвы изжила себя и требует пересмотра. Американские политики предложили создать парламентскую двухпартийную группу, которая отвечала бы как за укрепление НАТО, так и за диалог с Россией. По их мнению, Конгресс уже доказал свою эффективность в этом вопросе, сыграв важную роль в улучшении отношений между странами в 1980-х годах [3]. С Шульцем, Перри и Нанном сложно не согласиться, ведь добиться позитивных сдвигов всегда возможно, обладая политической волей.
Ныне действующий посол США в России Джон Салливан, вручая верительные грамоты Президенту РФ В.В.Путину 5 февраля 2020 года, озвучил свою приоритетную задачу: исправлять сложившуюся ситуацию в российско-американских отношениях без промедления. Он назвал работу по улучшению отношений между США и РФ «абсолютной необходимостью» [6] и по-прежнему выступает за диалог с Россией.
26 марта 2020 года оба президента - Путин и Трамп - участвовали в экстренной видеоконференции «Группы 20», проводимой Саудовской Аравией в связи с коронавирусом и его влиянием на мировую экономику. Запланированный саммит «Группы 20» с участием президентов РФ и США состоялся 21-22 ноября 2020 года также в дистанционном режиме.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров справедливо считает, что «осознание Западом того, что Россия является самостоятельной державой, для которой на первом месте всегда будут свои национальные интересы, - самое главное, что произошло с российской внешней политикой за последние 15 лет… Однако Запад делает все, чтобы не дать российской внешней политике достигать позитивных результатов, в том числе в ее ближайшем окружении» [5]. Последние военно-политические события в Белоруссии, Нагорном Карабахе, на Украине и на Черном море [1] это наглядно подтверждают.
Альтернативой либеральному мировому порядку и деградации российско-американских отношений вполне могла бы стать миролюбивая экономическая дипломатия на основе международного права, паритета отношений и взаимного уважения к национальным интересам [8, 9, с. 46-57; 10, с. 54-66].
Торгово-экономические отношения между РФ и США за последние 20 лет (более 700 американских компаний и 7 американских банков на территории России; многомиллиардные закупки Министерством финансов РФ государственных облигаций США) шли параллельно с кризисными отношениями в политике между Россией и США, постепенно деградировавшими со второй половины 2012 года и достигшими своего «дна» к 2021 году.
Частая смена Вашингтоном ключевых фигур во внешней политике США, особенно в российском направлении, не способствовала нормализации двусторонних отношений в XXI веке. Сноуден, Скрипали, Навальный и информационная шумиха вокруг них - это лишь звенья одной цепи взаимодействия западных спецслужб и медийных ТНК.
Пролонгация и вступление в силу важного Договора СНВ-3 по контролю над ядерными вооружениями без дополнительных условий сроком на пять лет, до 5 февраля 2026 года, стали конструктивным шагом вперед в двустороннем сотрудничестве.
Российско-американские отношения, как и мировое сообщество, нуждаются в новой модели политико-экономического сотрудничества и всей системы международных отношений.
Россия, главный победитель во Второй мировой войне, непременно одержит победу в «холодной интегральной войне». Ведь позади - святые ценности для каждого из нас: народ, семья, своя земля, гимн [13], герб, язык, традиции, культура, история, Москва и Отечество.
Источники и литература
1. Андреева В. В акваторию Черного моря из-за ситуации в Украине США и НАТО отправляют военные корабли. 02.02.2021 // URL: https://infosmi.net/politic/201527-v-akvatoriyu-chernogo-morya-iz-za-situatsii-v-ukraine-ssha-i-nato-otpravlyayut-voennye-korabli/ (дата обращения: 02.02.2021).
2. Бейкер: США должны были «включить Россию в свою команду». 6.04.2015 // URL: http://actualcomment.ru/ssha-dolzhny-byli-vklyuchit-rossiyu-v-svoyu-komandu.html (дата обращения: 15.01.2021).
3. В США призвали пересмотреть отношения с Россией // РИА Новости. 12.04.2019 // URL: https://ria.ru/20190412/1552625603.html (дата обращения: 12.01.2021).
4. С.Лавров высказался за создание экспертной группы США - Россия // РИА Новости. 14.05.2019 // URL: https://ria.ru/20190514/1553487652.html (дата обращения: 15.01.2021).
5. С.Лавров назвал главное событие для внешней политики России за 15 лет. 10.12.2020 // URL: https://russian.rt.com/world/news/811102-lavrov-nazval-glavnoe-sobytie-politiki (дата обращения: 24.01.2021).
6. Посол США в России озвучил свою приоритетную задачу. 8.02.2020 // URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3237798 (дата обращения: 18.01.2021).
7. Президент США подтвердил свое участие в госперевороте на Украине // РГ. 02.02.2015 // URL: https://rg.ru/2015/02/02/priznanie-site.html (дата обращения: 13.01.2021).
8. В.Путин: вступление России в ВТО требует повышения качества экономической дипломатии. 21.11.2012 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/2072362 (дата обращения: 14.01.2021).
9. Савойский А. Современная теория экономической дипломатии // Дипломатическая служба. 2015. №4. С. 46-57.
10. Савойский А.Г. Экономическая дипломатия как феномен международной жизни // Международная жизнь. 2013. №1. С. 54-66.
11. Савойский А.Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. 2-е изд. М. - П., 2011. С. 245-248.
12. Савойский А.Г. Хроника экономической дипломатии в российско-американских отношениях (1990-2010 гг.): Справочно-информационное издание. М. - П., 2011. С. 112-114.
13. YouTube бьет по патриотизму: правообладателем гимна России стали американцы. 28.01.2021 // URL: https://eadaily.com/ru/news/2021/01/28/youtube-bet-po-patriotizmu-pravoobladatelem-gimna-rossii-stali-amerikancy (дата обращения: 30.01.2021).