ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Япония и страны Балтии: «Была бы причина, повод встретиться найдётся»

10:47 21.07.2021 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

В первых числах июля впервые состоялось турне министра иностранных дел Японии (Тосимицу Мотэги) по странам Балтии. Формальным поводом для визита стал столетний «юбилей» согласия Совета Лиги Наций, постоянным членом которого являлась Япония. При этом в японских СМИ в качестве основной цели турне главного японского дипломата было названо сдерживание возрастающей напористости Пекина в международных делах[1]. По итогам визита в этом не осталось сомнений.

Усилия Японии по вовлечению ЕС и Великобритании в Восточно-азиатскую повестку становятся всё более активными. 17 июня 2021 г. Нобуо Киси, глава оборонного ведомства Японии и родной брат бывшего премьер-министра Синдзо Абэ, в ходе своего выступления в подкомитете по безопасности и обороне Европарламента призвал страны Евросоюза к «заметному увеличению своего военного присутствия» в Индо-Тихоокеанском регионе.

Н. Киси стал первым министром обороны Японии, получившим доступ на эту важную европейскую политическую площадку, его выступление прозвучало явным «антипекинским манифестом». Министр заявил, что его страна противостоит односторонним попыткам Китая изменить статус-кво Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, при этом напомнив своим партнёрам, что 40 процентов внешней торговли ЕС проходит через эти акватории.

Не забыл Н. Киси напомнить и о новом законодательстве Китая о морской охране, позволяющем его силам применять оружие в случае вторжения иностранных кораблей в китайские территориальные воды. Также министр указал на риски, с которыми, по его мнению, связан рост напряжённости в Тайваньском проливе[2]. Так что в алармистских и пугающих заявлениях недостатка не было.

Впрочем, похоже, что сильно уговаривать европейских парламентариев и чиновников здесь не пришлось. Ведущие страны ЕС, а также Великобритания, и сами не прочь «вовлечься» в Индо-Тиххокеанскую повестку. Это странным образом оправдывается наличием «чувства сопричастности» к судьбе своих бывших колоний (Великобритания, Нидерланды), а также опасениями за безопасность своих заморских территорий (Франция). Германия как экономический и политический «локомотив» ЕС тоже не остаётся в стороне – она планирует направить фрегат в этот регион. Франция, Голландия и Нидерланды при этом уже разработали свои собственные подходы к Индо-Тихоокеанскому региону. В мае Силы самообороны Японии провели масштабные военно-морские учения с США, Францией и Австралией. Впервые французские военные подразделения прибыли на территорию Японии.

 

Что касается Великобритании, то её интерес к Индо-Пацифике является еще более заметным. Британская ударная группа во главе с авианосцем «Куин Элизабет» в мае направились в Индо-Тихоокеанский поход, который должен продлиться семь месяцев. Запланированы совместные учения в районе Аденского залива с морскими Силами самообороны Японии, ВМС США и Нидерландов[3]. Кроме того, ещё в прошлом году появилась информация о намерении британцев рассмотреть возможность участия в Соглашении о «Всеобъемлющем и прогрессивном Транстихоокеансоком партнёрстве» (далее - Соглашение). Данный проект и после выхода из него Вашингтона в 2017 г. и добавления к названию слов «всеобъемлющее и прогрессивное» по-прежнему сохраняет сильный антипекинский подтекст, и его ключевым модератором является Япония. Сохранилась в нём и заметная англосаксонская составляющая: Канада, Австралия, Новая Зеландия. В июне Лондон подтвердил готовность начать переговоры о присоединении к Соглашению. Впрочем, в рабочем порядке консультации по этому вопросу с участниками Соглашения по всей видимости, уже состоялись.

Участие в Соглашении не рассматривается Лондоном в качестве компенсации экономических и других издержек, связанных с Брекзитом. Это отдельное геополитическое направление, которое открывает Лондону доступ на новые рынки, а также рассматривается британскими политиками и чиновниками как возможность проецировать своё влияние на регион, где экономическая роль Китая возрастает. Премьер-министр Борис Джонсон заявил «Членство (в Соглашении) открыло бы беспрецедентные возможности для британских деловых кругов и производителей по участию в быстро поднимающейся Индо-Пацифике»[4]. Лондон заинтересован в снижении тарифов на экспорт ряда товарных позиций, в особенности на автомобили и виски, а также на мясо.

Но ожидания Лондона здесь выглядят несколько завышенными, поскольку в Восточной Азии Соглашение так и не стало «всеобъемлющим», многие страны региона отпугивают от него блокирующие нормы в отношении предприятий с госучастием, строгость требований в отношении раскрытия страны происхождения товара и ряд других ограничений. Однако, участие Лондона может придать новый импульс этому проекту. В настоящее время Токио рассматривает экономические инструменты сдерживания Пекина не менее важными, чем военно-политическое давление. Ещё при Д. Трампе этот подход стал разделять и Вашингтон.

Но при чем же здесь страны Балтии? Ведь они не имеют ни заморских территорий, ни бывших колоний, ни ударных авианосных групп. Судя по всему, геополитическое положение этих государств представляет значительный интерес для внешних игроков, в том числе, с точки зрения логистической составляющей международной торговли. Китай намерен вкладывать значительные инвестиции в инфраструктуру регионов Центральной и Восточной Европы, в том числе, в рамках мегапроекта «Пояс и Путь», но пока сталкивается здесь с определёнными трудностями, которые начал создавать Брюссель. В частности, пробуксовывает форум «17 плюс 1», включающий в себя Китай и страны Центральной и Восточной Европы, причём как члены ЕС, так и другие государства. В рамках форума Пекин планировал финансировать проекты, связанные с инфраструктурой, а в перспективе, и создание зоны свободной торговли. Однако в главных европейских столицах и Вашингтоне увидели в действиях Пекина «вторжение в зону свих интересов» и начали немедленное противодействие. И в качестве инструмента борьбы с инициативой «17 плюс 1» были избраны именно страны Балтии.

Литва вышла из формата «17 плюс 1», объявив о бесплатной поставке вакцины на Тайвань и желании открыть на острове своё представительство. Эстония и Латвия, наряду ещё с несколькими странами, отказались от участия в саммите «17 плюс 1» в феврале 2021 г., что поставило под вопрос будущее формата в целом[5]. Судя по всему, именно поэтому Токио и проявил особый интерес к государствам Балтии, использовав для этого и антиковидную дипломатию. В мае 2021 г. пресс-служба МИД Эстонии заявила о том, что страна первой получит от Японии лекарство Avigan для борьбы с коронавирусом[6].

 

Повестка переговоров Т. Мотэги с каждым из своих коллег из стран Балтии в целом была схожей.

На встрече с министром иностранных дел Эстонии Эва-Марией Лийметс обсуждались перспективы сотрудничества двух стран в сфере цифровых технологий. Т. Мотэги приветствовал недавно одобренную стратегию ЕС по кооперации в Индо-Тихоокеанском регионе. Много говорили и о Китае.

На переговорах с главой МИД Латвии Эдгарсом Ринкевичсом обсуждались вопросы взаимодействия по борьбе с изменением климата, стороны проявили заинтересованность в выстраивании регулярного политического диалога по различным направлениям. Экономическая часть переговоров касалась инвестиций японских компаний Марубени и Мицуи в латвийский энергетический и транспортный секторы, а также предварительной заинтересованности Японии в участии в проекте «Rail Baltica», который должен соединить страны Балтии, Восточную и Западную Европу. Министры согласились с необходимостью поиска возможностей для сопряжения Стратегии ЕС по кооперации в Индо-Тихоокеанском регионе и японской концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона»[7].

На встрече с литовским коллегой Габриэлюсом Ландсбергисом японский министр иностранных дел поделился своей озабоченностью возрастающим экономическим присутствием Китая в странах Балтии, а также согласился с продвижением стран к конкретной кооперации по «Свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону».

По результатам встреч с главами МИД трёх стран Балтии Т. Мотэги заявил, что у него сложилось впечатление, что страны Балтии не считают ситуацию в Восточно-Китайском море проблемой, которая не должна их касаться[8]. Судя по всему, визит японского министра на северную окраину ЕС имел основной целью заручиться поддержкой стран Балтии в его антикитайских усилиях.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати