Фото: maritime-executive.com
В последние годы конкуренция великих держав на сопряженном пространстве Индийского и Тихого океанов усиливается стремительными темпами. В условиях обострения отношений между Соединенными Штатами и КНР на первый план традиционно выходит оборонное измерение соперничества двух претендентов на глобальное лидерство. Однако, в сегодняшних условиях, вести боевые действия ради своего доминирования в регионе стороны с большой долей вероятности не станут, но попытаются достичь своих целей с помощью расширения экономического влияния. В этом контексте, наряду со всем известными торговыми войнами, выходит инфраструктурное соперничество в регионе, которое навязывается Пекину со стороны Вашингтона и возглавляемого им Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad).
Значение инфраструктуры для стран Индийского и Тихого океанов
Страны Азии традиционно привлекают внимание мирового сообщества благодаря высоким темпам своего экономического, технологического и социального развития. Менее чем за три десятилетия их доходы на душу населения возросли на 74%, миллионы людей избавились от нищеты, в регионе оформился растущий средний класс.[1] Всё это стало возможным благодаря институционализации многостороннего сотрудничества и интеграции экономик региона. Однако укрепление торгово-экономических связей и будущее процветание Азии во многом зависит и от инфраструктуры (порты, автомобильные и железнодорожные магистрали, аэропорты, трубопроводы и др.), которая способствует более активному движению товаров в региональном и глобальном масштабах. Более того, еще в 2009 г. Азиатский банк развития (АБР) опубликовал доклад, согласно которому для поддержания быстрого экономического роста в странах Азии потребуются коллективные инвестиции в инфраструктуру в размере US$ 8 трлн.[2]
Наиболее известной инфраструктурной инициативой в последние годы выступает «Пояс и путь», о запуске которого лидер КНР Си Цзиньпин объявил в 2013 г. Китайская инициатива позволила устранить целый ряд так называемых инфраструктурных пробелов, однако Соединенные Штаты и их партнеры всё чаще обращали внимание на геостратегический аспект действий КНР. Ни для кого не секрет, что «Пояс и путь» играет важную роль в развитии и сопряжении китайских провинций с соседними странами. Однако по мере роста числа стран-участниц «Пояса и пути» и укрепления влияния Китая в региональном и глобальном масштабах, постепенно нарастала и критика инструментов расширения экономического влияния Пекина. «Пояс и путь» столкнулся с целым рядом замечаний, в том числе, связанных с обвинениями Китая в намеренном вовлечении стран региона в так называемые «долговые ловушки». Вне зависимости от степени правдивости или изученности вопроса, из года в год подобные сообщения в прессе способствовали формированию противоречивого отношения к китайской инициативе среди населения, экспертных и политических кругов из самых разных стран мира.
Более того, как только Дональд Трамп вступил в должность Президента США в начале 2017 г., Вашингтон изменил характер своей политики в отношении КНР в сторону большей конфронтации. Эта тенденция стала прямым выражением обострившегося соперничества великих держав и их борьбы за гегемонию в Индо-Тихоокеанском регионе, а также стимулом для возрождения Четырёхстороннего диалога по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue, Quad), включающего в себя США, Австралию, Индию и Японию. При этом взаимодействие «четверки» долгое время выстраивалось на военно-оборонной основе.
Эта тенденция продолжается и сегодня, подтверждением чему выступают участившиеся учения и рост присутствия военно-морских сил стран Quad в Индо-Пацифике, однако в 2021 г. страны Quad расширили спектр вопросов многостороннего сотрудничества. Теперь в повестку вошли вопросы вакцинной дипломатии (обещание предоставить 1 млрд. доз вакцин от COVID-19 странам Индо-Тихоокеанского региона), изменения климата, технологического сотрудничества, безопасности на море, кибербезопасности и предоставления внешней гуманитарной помощи. Согласно заявлению Курта Кэмпбелла, координатора политики США в Индо-Тихоокеанском регионе при Совете национальной безопасности, теперь Вашингтон намерен созвать осенний саммит лидеров стран Quad, чтобы обсудить инфраструктурные вызовы со стороны Китая.[3]
Инфраструктурная дипломатия Quad — продолжение вектора администрации Д. Трампа
Инфраструктурная повестка также стала немаловажной частью прошедшего саммита лидеров стран «G7», в ходе которого стороны выразили готовность создать аналог «Пояса и пути» под названием Build Back Better World (B3W). Всего в финальном коммюнике саммита встречается 22 упоминания об инфраструктуре.[4] Даже, несмотря на традиционно сдержанную позицию индийской стороны, которая взяла время «изучить специфику предложения»[5], инфраструктурная дипломатия Quad становится новой областью геостратегической конкуренции в Индо-Тихоокеанском регионе.
Здесь есть одно «но»: работа над инфраструктурным треком — далеко не новое веяние администрации президента США Джозефа Байдена, а продолжение вектора, заданного в годы президентства Дональда Трампа. Именно он перевел американо-китайское соперничество в геоэкономическую плоскость. Еще в августе 2017 г. министры иностранных дел стран Quad заявляли о необходимости качественного развития инфраструктуры с целью обеспечения свободы и открытости морских путей, а также улучшения внутрирегиональных связей. 12 ноября 2018 г. был заключен Меморандумом о взаимопонимании между Корпорацией иностранных частных инвестиций США (Overseas Private Investment Corporation, OPIC), Японским банком международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation, JBIC) и Министерством иностранных дел и торговли Австралии, нацеленный на реализацию крупных инфраструктурных проектов в Индо-Тихоокеанском регионе,[6] а 15 ноября 2018 г. страны Quad не обошли стороной и рост задолженности стран-участниц «Пояса и пути» в рамках своей официальной встречи в Сингапуре.
Не вызывает сомнений тот факт, что «Пояс и путь» воспринимается странами Quad в качестве главного фактора расширения экономического и политического влияния КНР, а также воздействия китайской стороны на внутриполитические процессы в странах региона. Вместе с тем сочетание экономической и оборонной конкуренции, навязываемой Пекину со стороны Вашингтона, а также стремление «четверки» сформировать баланс сил в Индо-Пацифике фактически свидетельствует о неприкрытом антикитайском характере Quad.
В этом случае стоит отметить, что у каждой из стран «четверки» есть свои рычаги влияния, которые они могут объединить в инфраструктурной конкуренции с Пекином. Например, в 2015 г. в ответ на реализацию инициативы «Пояса и пути» и учреждение КНР Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Япония создала «Партнёрство ради качественной инфраструктуры» (Partnership for Quality Infrastructure, PQI). Соединенные Штаты, в свою очередь, объявили об инфраструктурном проекте «Сеть голубых точек» (Blue Dot Network), а министерство иностранных дел и торговли Австралии — о новом Партнерстве в области инфраструктуры (Partnerships for Infrastructure, P4I). Все эти инициативы объединяет приверженность инклюзивному экономическому росту, «качественной инфраструктуре», вопросам изменения климата, ликвидации последствий стихийных бедствий и социальному развитию. Капитализация японской, американской и австралийской инициатив составляет US$ 110 млрд. (US$ 50 млрд. со стороны Японии и свыше US$50 от Азиатского банка развития)[7], US$ 30–60 млн.[8] и US$ 383 тыс. (включая доступ к US$ 4 млрд. внешней помощи и $US 2 млрд. австралийского фонда финансирования инфраструктуры)[9]. Учитывая неутихающие дискуссии о долговых ловушках, упор на «качественную инфраструктуру» может придать особенные черты инициативам «четверки», однако даже совокупные объемы финансирования не смогут соперничать с заявленными китайской стороной US$ 770 млрд. уже осуществленных инвестиций в 138 странах мира.
Так или иначе, Quad активизирует свою инфраструктурную дипломатию как минимум по трём направлениям, включая Юго-Восточную Азию (ЮВА), Океанию, Индийский океан. Так, например, Австралия, Германия и Швейцария уже выделили Комиссии по реке Меконг (Mekong River Commission For Sustainable Development, MRC) US$ 13 млн. для оказания помощи Камбодже, Лаосу, Таиланду и Вьетнаму в области «сохранения экологической функции реки Меконг и улучшении условий жизни населения».[10] Вместе с тем австралийская сторона подписала Меморандум о взаимопонимании с Папуа — Новой Гвинеей на сумму US$ 300 млн., рассчитанный на реконструкцию портов крупнейшего государства Океании (порты Ванимо, Кимбе, Мотукеа, Лоренгау, Оро-Бей, Дару, Лаэ и др.). Важно отметить, что столь активные действия Австралии в южной части Тихого океана, фактически являющейся зоной влияния Канберры, обусловлены усиливающимся экономическим и, что немаловажно, инфраструктурным присутствием КНР в странах Океании. Вместе с тем, расширение охвата австралийской помощи и инвестиций на более обширный Индо-Тихоокеанский регион носит согласованный характер и обусловлено приверженностью нынешнего австралийского правительства внешнеполитическому курсу Соединённых Штатов.
В свою очередь, реакция стран Юго-Восточной Азии на активизацию инфраструктурной дипломатии «четверки» будет носить более сдержанный характер. Как показывает актуальный опрос «Pew Research Center», наиболее негативно к Китаю относятся в США (76% выборки), Канаде (73%), Германии (71%), Японии (88%), Австралии (78%) и Южной Корее (77%), в то время как в Сингапуре — единственной стране-представительнице АСЕАН в опросе — процент негативного отношения к КНР находится на низком уровне (34%).[11] Более того, рассматривая аспекты инфраструктурной дипломатии в регионе, непременно стоит обратиться к опросу Центра стратегических и международных исследований (CSIS) политических элит региона «Powers, Norms, and Institutions: The Future of the Indo-Pacific from a Southeast Asia Perspective», вышедшему в 2020 г. Несмотря на намеренное исключение России из исследования, оно приблизительно отражает тенденции и настроения в странах Индо-Тихоокеанского региона на современном этапе. Так, в результате опроса американские эксперты выявили, что политические элиты Юго-Восточной Азии положительно оценивают деятельность Китая в области развития инфраструктуры, что принесло ощутимые выгоды большинству стран ЮВА.[12]
Ответные меры Пекина
Как известно, КНР активно реагирует на выпады в свой адрес со стороны США и Quad. Инфраструктурная повестка в этом случае не стала исключением, Китай ответил модернизацией своей глобальной инициативы «Пояса и пути». В ответ на критику о вовлечении участников инициативы в «долговые ловушки», Пекин разработал новую Белую книгу по внешней политике «China's International Development Cooperation in the New Era». Документ вышел в свет в начале 2021 г. Согласно положениям новой Белой книги, КНР будет уделять более пристальное внимание процессу реализации проектов в рамках внешней помощи, принимать активное участие в оценке проектов с целью надзора за их качеством, поддерживать должный уровень доверия к своим проектам, а также проводить двусторонние консультации, чтобы выявить трудности с погашением долга и убедиться, что партнеры не попали в «долговую ловушку»[13]. Вероятно, особенно быстро новое видение КНР проявится в странах, где страны Quad в первую очередь захотят реализовать свои инфраструктурные проекты.
Вместе с тем Китай выступает первым государством региона, уделившим столь значимое внимание вопросам масштабного развития инфраструктуры. На этом фоне у КНР есть ряд преимуществ перед конкурентом в лице Quad.
Во-первых, инициатива «Пояса и пути» носит более структурированный и целостный характер, направленный на интенсификацию торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества с соседними странами, в то время как зарождающаяся инфраструктурная повестка Quad «рассеяна» между множеством отдельных инициатив, не обладает той степенью целостности и стабильности, как «Пояс и путь», и даже спустя 3,5 года формирования повестки рассматривается через призму ожиданий.
Во-вторых, китайская инициатива направлена на единое инфраструктурное сопряжение КНР с остальным миром и выступает потенциальной основой для интенсификации глобальной торговли в будущем. В то же время, проекты стран Quad на сегодняшний день носят «точечный» характер и не могут способствовать инфраструктурному сопряжению Европы, Африки, Южной, Юго-Восточной Азии в глобальном масштабе.
В-третьих, уже сегодня КНР может предложить странам-участницам «Пояса и пути» не только логистическую инфраструктуру, но и является одним из мировых лидеров в области зеленой энергетики. В конце 2019 г. Китай производил примерно треть мирового объема солнечной энергии и сохранил лидирующие позиции по количеству ветряных турбин. Таким образом, в обозримом будущем странам Quad, и в особенности США, придется соперничать с КНР даже в области климатической повестки, столь близкой новой администрации Джозефа Байдена.
Наконец, во время своей недавней речи по случаю 100-летия Коммунистической партии Китая (КПК) лидер КНР Си Цзиньпин уверенно заявил о великом возрождении китайской нации, её вкладе в прогресс человеческой цивилизации и готовности построить новый мир, что, несомненно, говорит о решимости Китая ответить на выпады в свой адрес[14], в том числе и со стороны Quad.
Заключение
В постпандемийную эпоху важным аспектом станет продолжающаяся трансформация региональной архитектуры в Индо-Тихоокеанском регионе, причем как в оборонной, так и экономической сферах. КНР неоднократно заявляла о «завуалированной» деятельности Quad по сдерживанию китайской политики в регионе, расширение повестки «четверки» инфраструктурной дипломатией позволяет говорить о явной направленности стратегии Quad против КНР.
При этом на сегодняшний день страны Quad выступают в роли догоняющих. Китай уже располагает наиболее многочисленными в мире сухопутными войсками, крупнейшим военно-морским флотом, а также амбициозной глобальной инициативой «Пояс и путь», включающей в себя почти 140 стран мира и капитализацией, приближающейся к US$ 1 трлн. Безусловно, «четверка» движется в сторону институциализации своего инфраструктурного сотрудничества и потенциального расширения числа стран-участниц до формата Quad Plus. Однако, чтобы повторить достижения КНР за период 2013–2021 гг., новому альянсу понадобится как минимум десятилетие.
В то же время, соперничество «Пояса и пути» с инфраструктурной инициативой Quad поможет странам региона диверсифицировать свои инфраструктурные связи, но сделает выбор исполнителей проектов еще более сложным, так как он, в первую очередь, будет расцениваться в качестве поддержки внешнеполитического видения какой-либо из сторон, а не прагматичного расчёта экономических выгод. Всё это делает региональную среду в Индо-Тихоокеанском регионе всё более сложной и заставляет страны среднего и малого уровня адаптироваться к новым геостратегическим реалиям.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Achievements and Benefits // Asia-Pacific Economic Cooperation. URL: https://www.apec.org/about-us/about-apec/achievements-and-benefits
[2] Campbell, Kurt. (2016). “The Pivot: The Future of American Statecraft in Asia”, Twelve. Hachette Book Group. P. 76.
[3] U.S. says looking at Quad meeting in fall focused on infrastructure // Reuters. URL: https://www.reuters.com/world/us-says-looking-quad-meeting-fall-focused-infrastructure-2021-05-26/
[4] Carbis Bay G7 Summit Communiqué // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/13/carbis-bay-g7-summit-communique/
[5] G7 infrastructure plan may not match up with India’s goals // Global Times. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202106/1226219.shtml
[6] Joint Statement of the Governments Of Australia, Japan And The United States // Prime Minister of Australia. URL: https://www.pm.gov.au/media/joint-statement-governments-australia-japan-and-united-states
[7] Partnership for Quality Infrastructure // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/files/000117998.pdf
[8] Washington Slow to Connect Its Blue Dot Network // Geopolitical Monitor. URL: https://www.geopoliticalmonitor.com/washington-slow-to-connect-its-blue-dot-network/
[9] Partnerships for Infrastructure DFAT // Style International: https://www.sitradingme.com/xem4yf/archive.php?page=partnerships-for-infrastructure-dfat
[10]Australia, Germany, Switzerland to provide nearly USD13 million to improve the Mekong River Basin’s overall state // Mekong River Commission For Sustainable Development. URL: https://www.mrcmekong.org/news-and-events/news/pr-24june2021/
[11] Large Majorities Say China Does Not Respect the Personal Freedoms of Its People // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/global/2021/06/30/large-majorities-say-china-does-not-respect-the-personal-freedoms-of-its-people
[12] Powers, Norms, and Institutions: The Future of the Indo-Pacific from a Southeast Asia Perspective, 2020 // Center for Strategic and International Studies, CSIS. URL: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/publication/20624_Green_PowersNormsandInstitutions_WEB%20FINAL%20UPDATED.pdf
[13] China's International Development Cooperation in the New Era // XinhuaNet. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2021-01/10/c_139655400.htm
[14] Full text of Xi Jinping's speech on the CCP's 100th anniversary // NikkeiAsia. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/Full-text-of-Xi-Jinping-s-speech-on-the-CCP-s-100th-anniversary
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs