ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Арктика и её народы. Часть вторая

10:49 07.07.2021 • Михаил Бронштейн, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного музея Востока Павел Севостьянов, кандидат политических наук, старший преподаватель РЭУ им. Г.В. Плеханова, действительный государственный советник РФ

Самобытная культура северян

Продолжаем рассказ о народах, населяющих Арктическую часть планеты. Начало – «Арктика и её народы. Часть первая».

Говоря о культурных достижениях северян, следует помнить о том, что географические и природные особенности Крайнего Севера – его удаленность от центров мировой цивилизации и экстремально суровый климат – во многом обусловили вектор развития арктических социумов. В исключительно жестких природных условиях полярных побережий, тундры и северной тайги исконными занятиями населения могли быть только охота, рыбная ловля и оленеводство. Занимаясь этими видами хозяйственной деятельности, люди были вынуждены жить небольшими коллективами на значительном расстоянии друг от друга. В Арктике не могли возникнуть ни земледелие, ни города, ни государственные образования, а обмен материальными и духовными ценностями, хотя он, несомненно, имел место, не мог достичь таких масштабов, как во многих других регионах планеты. Пестрота этнической карты высоких широт и небольшая численность едва ли не каждой живущей здесь этнической общности объясняются этими же обстоятельствами.

И все-таки, немногочисленные людские коллективы, затерянные в поистине бескрайних полярных просторах, внесли в мировую культуру существенный вклад. Они создали эффективную систему адаптации человека к экстремально холодной природной среде. Будучи предельно ограниченными в своих возможностях, северяне научились шить из меха и кожи, в том числе рыбьей, одежду, которая летом не пропускала воду, а зимой, длящейся в высоких широтах по девять-десять месяцев в году, позволяла выдержать пятидесятиградусные морозы. Покрытые звериными шкурами жилища северян – чумы и яранги – имели настолько устойчивые пирамидальные формы, что их не могли разрушить даже самые сильные ветры, постоянно дующие в Арктике.

Кожаные каяки, на которых вплоть до недавнего прошлого плавали зверобои полярных морей, были практически непотопляемы. Конструкция эскимосских каяков, ставших прототипами спортивных байдарок, была такова, что сидящие в лодках люди составляли с ними единое целое, и каждый мореход знал особые приемы, особые движения туловищем и руками, с помощью которых, если каяк переворачивался, его можно было вернуть в исходное положение. Столь же надежным транспортным средством являлись собачьи и оленьи упряжки: в пургу и в полярную ночь специально обученные олени и собаки всегда находили дорогу к дому.

Важным компонентом глубоко самобытной «культуры выживания», созданной арктическими народами, было художественное творчество. Оно играло в их жизни не меньшую роль, чем творчество «техническое». Резьба по моржовой кости, вышивка подшейным оленьим волосом, аппликации из нерпичьей кожи помогали полярным первопроходцам мобилизовать свои физические и душевные силы. Магический аспект изобразительного творчества был тесно связан у народов высоких широт с аспектом познавательным. Какими бы условными ни были созданные ими фигурки зверей и птиц, они всегда очень точно передавали пропорции тел полярных животных, их характерные позы и повадки. Выполняя подобные изображения, народные художники расширяли свои знания о природе Крайнего Севера. Арктика, безжалостно забирающая людские жизни и вместе с тем одаривающая охотников, рыболовов, оленеводов богатой добычей, становилась ближе и понятнее человеку.

Отношение северян к природной среде тоже было органичной частью их адаптационной культуры. Арктические сообщества не противопоставляли себя природе, а, напротив, считали, что являются лишь одной из ее составляющих, причем далеко не самой главной. Обряды благодарения духов гор, морей и рек, ритуалы «примирения» зверобоев с добытыми на охоте медведями, моржами, китами играли ведущую роль в ритуальной практике северян.  Познать окружающий мир, жить по его извечным законам – такими словами можно, на наш взгляд, описать поведенческую стратегию людей, поселившихся в высоких широтах.

Северный социум, как уникальное явление

Рискнем предположить, что стремление обрести равновесие, сгладить по возможности «острые углы» было характерно и для модели социального поведения арктических первопроходцев. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о культурных связях между различными этнокультурными сообществами, о том, что носители разных культурных традиций могли длительное время проживать буквально бок обок друг с другом. Особенно интересны в этом отношении данные, полученные в ходе археологических исследований на побережьях Берингова пролива. Одни и те же древнеэскимосские селения Чукотки и Аляски могли населять представители различных племенных групп.

Обращает на себя внимание и следующий факт. Отечественные и зарубежные археологи, проводившие раскопки на стыке Старого и Нового Света, обнаружили сотни предметов охотничьего вооружения морских зверобоев и лишь единичные экземпляры их боевого оружия. По-видимому, охотники и мореходы Древней Арктики стремились разрешать конфликты, неизбежно возникавшие в их среде, преимущественно мирными, а не военными методами.

Данные этнографии, относящиеся к более позднему времени, во многом перекликаются с этой гипотезой. У арктических народов существовали различные формы взаимопомощи, северяне усыновляли сирот, были гостеприимны, одаривали друг друга подарками. Эти обычаи и другие, подобные им, сглаживали имущественное неравенство в среде охотников и оленеводов, ослабляли социальные противоречия.

Так, в частности, рабство имело у северян достаточно мягкий, патриархальный характер: человек, попавший в зависимость от других людей, становился фактически членом их семьи, и достаточно быстро обретал те же права, что были у остальных представителей данного клана. В целом, можно уверенно говорить о том, что на протяжении столетий, когда взаимоотношения жителей Крайнего Севера строились на основе традиционных норм общественного поведения, Арктика представляла территорию сотрудничества.

Разумеется, не стоит переоценивать степень гуманности арктического социума, следует также помнить о том, что сходные культурные традиции существовали в определенные исторические периоды у большинства народов планеты, и, тем не менее, гармонизация общественных отношений, сотрудничество и взаимопомощь имели для северян особенно большое значение. Без стремления к взаимной поддержке, без умения действовать сообща, нивелировать конфликтные ситуации в отношениях между людьми человек далекого прошлого едва ли бы смог выжить в экстремально суровом климате высоких широт.

Что принесло сюда «новое время»?

Проходившее медленно и относительно плавно врастание человеческого сообщества в географическое и природное пространство Крайнего Севера резко изменило свой ход в «новое время». В этот исторический период на территории современной Российской Арктики аборигенная, полярная, практически изолированная от мира культурная традиция вступила в контакт с русской, по сути, общеевропейской, общемировой культурой. Взаимодействие двух столь разных цивилизаций было драматичным, а подчас и трагичным для обеих сторон и привело к кардинальным переменам в жизни коренных северян. Обозначим основные вехи на новом пути, по которому пошло развитие народов Арктики, начиная с рубежа XVI и XVII столетий.

Продвижение представителей русского этноса на Север началось еще в период расцвета Новгородской республики, в XIII-XIV веках, однако, собственно в Арктике русские землепроходцы оказались позднее. С известной долей условности за точку отсчета можно взять 1601 год, когда в Заполярье, в одном из глубинных районов Гыданского полуострова возник русский опорный пункт – Мангазея.

Из Мангазеи отряды русских землепроходцев – «служилых людей» и казаков – отправились дальше на северо-восток, создали опорные пункты на Таймыре, на севере Якутии, и спустя менее полувека подошли к границам Чукотки. Летом 1648 года Семен Дежнев с небольшим казачьим отрядом первым из европейцев прошел по Берингову проливу, а в следующем 1649 году основал в чукотской лесотундре Анадырский острог – самый дальний от Москвы русский опорный пункт в Арктике.

Появление нового этноса на Крайнем Севере было вызвано причинами, отличавшимися от тех, что приводили сюда более ранних переселенцев. Арктика и Сибирь в целом привлекали к себе выходцев из центральных районов России обилием пушного зверя. «Мягкая рухлядь», пушнина, была в те времена исключительно ценным товаром, завладеть которым стремились как ватаги «вольных людей», так и казачьи и стрелецкие отряды, посланные за Урал центральным правительством. Не умаляя смелости и стойкости русских землепроходцев, оказавшихся в непривычном для себя арктическом климате, следует признать, что их приход в Арктику имел захватнический, колониальный характер. Только небольшая часть этих людей стала вести на Крайнем Севере торговлю с местными племенами или самостоятельно охотиться на песцов. Главным занятием основной части новопоселенцев было наложение на коренных северян оброка, ясака, платить который они должны были шкурками пушных зверей, а также строительство укреплений, где находились воинские отряды и содержались взятые в заложники аборигены.

Новая историческая реальность заставляла коренных жителей Арктики переселяться на новые территории, удаленные от мест, контролируемых переселенцами, и ускоряла появление в их среде племенных старейшин, которые то мирно контактировали с царской администрацией, то возглавляли набеги своих соплеменников на ее опорные пункты.

В XVIII веке вооруженное противостояние северян пришельцам из Центральной России стало ослабевать и, хотя на Чукотке оно продолжалось еще достаточно долго, в целом, к рубежу XVIII и XIX столетий в высоких широтах сложились определенное равновесие сил. Правительство осуществляло политический контроль над арктическими землями, вошедшими в состав Российского государства, собирало с народов Крайнего Севера ясак и одновременно стремилось материально заинтересовать их в сотрудничестве с новой властью. В Арктике появились русские разъездные торговцы, стали периодически устраиваться ярмарки, племенной верхушке вручались подарки, стоимость которых подчас превосходила стоимость собранного с жителей данной местности оброка. Русские поселения, остроги, изначально представлявшие собой военные крепости, трансформировались в села, жители которых занимались преимущественно торговлей, охотой и ловлей рыбы.

Взаимопроникновение культур

Северяне, в свою очередь, в целом приспособились к присутствию на их территории носителей иной культурной традиции и научились извлекать для себя выгоду из контактов с русскими поселенцами. В их быт прочно вошли изделия из железа, сукно, бисер, а со временем и огнестрельное оружие, существенно повысившее результативность охотничьего промысла. Одним из важных итогов взаимодействия русской и аборигенной культурных традиций стало формирование в Арктике новых этнических общностей, в состав которых вошли «на равных» пришлые и местные жители.

На Чукотке тесные контакты казаков с юкагирами и чукчами привели к сложению особой этнической группы марковчан. Марковчане говорили на русском языке, исповедовали православие, жили в деревянных избах, однако в остальном практически не отличались от коренного населения чукотской лесотундры. Многие черты материальной культуры заимствовали у коренного населения северо-восточной Якутии колымчане и рускоустьинцы – две других этнических общности, возникшие так же как марковчане в результате браков русских казаков с местными женщинами.

Сходные процессы привели к возникновению на северо-западе Якутии и в центральных районах Таймыра долган. В формировании этой этнической общности участвовали эвенки, эвены, якуты и русские. «Русский компонент» изначально был ведущим. Так называемые «затундренские крестьяне», обслуживавшие Хатангский тракт – почтовую дорогу из низовий Енисея в низовья Лены, часто упоминаются в донесениях, которые посылали в столицу Российской империи сибирские чиновники в XVIII-XIX веках. Почту, торговцев, самих чиновников, объезжавших подвластные им территории, можно было везти по Хатангскому тракту только на оленях. Это стало одной из основных причин, по которым потомки русских землепроходцев начали осваивать культурные навыки аборигенов таймырского и якутского заполярья. Межэтнические контакты становились всё более тесными, и в конечном итоге русские и местные культурные и языковые традиции составили тесный сплав, а на Крайнем Севере появился новый народ.

Говоря об изменениях, происходивших в жизни коренных жителей Арктики в «новое время», с начала XVII до начала ХХ века, отметим сдвиги в их духовной культуре. Уменьшилась степень ее изолированности от мировой культуры. Связано это было, в первую очередь, с попытками администрации найти среди северных народов людей, которые могли ей помочь в решении определенных задач. Так, например, северян часто привлекали «на службу» в качестве переводчиков и проводников, причем не только военных отрядов, но и научных экспедиций.

Русская православная церковь стремилась распространить православие среди «инородцев», и, хотя эта деятельность не увенчалась большими успехами, она привела к проникновению в фольклор арктических народов новых образов и сюжетов. Необходимо также сказать о том, что, начиная с середины XIX столетия, сосланные на Крайний Север представители российской демократической интеллигенции прилагали усилия к тому, чтобы обучить русскому языку и грамоте местную молодежь.

Заметные перемены имели место в «новое время» и в других областях экономической и общественной жизни народов Российской Арктики, однако оценивая в целом этот период в их культурной и этнической истории, нам представляется возможным сделать следующий вывод. Хозяйственная деятельность северян, основы их социальной организации, их быт и мировоззрение не претерпели качественных изменений. Подобные изменения, глубокие и масштабные, произошли в следующую историческую эпоху.

Перемены нового века

«Новейшее время» началось для народов Российской Арктики позднее, чем для других народов нашей страны. Вплоть до начала 1930-х годов они жили практически так же, как до революционных преобразований и установления советской власти, однако последующие годы изменили их образ жизни самым решительным образом. В 30-е, 40-е, 50-е годы прошлого века был фактически повсеместно разрушен хозяйственный и бытовой уклад северян. Обобществление оленьих стад (коллективизация), перевод значительной части населения с кочевого образа жизни на оседлый, преследования шаманов – вот далеко не полный перечень нововведений, произошедших в Российской Арктике в середине ХХ века. Большую роль в трансформации традиционной арктической культуры сыграло широко практиковавшееся с начала 1960-х до конца 1980-х годов перевод детей из семей жителей небольших поселков и оленеводческих стойбищ в школы-интернаты, расположенные в районных центрах. Преподавание в этих школах велось, в основном, на русском языке. Дети в этих интернатах были по девять месяцев в году оторваны от родителей и в результате практически забывали родной язык. Утрата молодежью национальных языков приводила к ослаблению семейных связей, затрудняла передачу новым поколениям северян традиционных знаний и навыков.

Наряду с этими социальными переменами в жизни народов Российской Арктики произошли в середине – второй половине ХХ века происходили трансформации, имевшие положительный характер. На Крайний Север стали в значительно большем объеме завозить современное охотничье снаряжение, предметы быта, продукты питания. Большое число северян смогло приобрести профессии фельдшера, учителя, библиотекаря, у них появились свои строители и водители вездеходов, свои литераторы и живописцы. Значительно улучшилось медицинское обслуживание жителей высоких широт. Представители арктических этнических общностей вошли в состав местных органов власти.

…Советская эпоха завершилась тридцать лет назад, но ее наследие оказывает большое влияние и на нынешний период в истории народов российского Крайнего Севера. Разрабатывая модели международной гуманитарной поддержки коренного населения Арктики, мы обязаны учитывать это обстоятельство. И в еще большей степени, разумеется, необходимо учитывать современную социально-экономическую и культурную ситуацию, сложившуюся в высоких широтах в настоящее время.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати