Накануне своего европейского турне президент США Джо Байден написал для The Washington Post статью, посвященную его предстоящему участию в саммитах G7, НАТО и США - ЕС, а также встрече в Швейцарии с российским президентом Владимиром Путиным. В этой статье есть любопытный пассаж: «Мы уделим основное внимание тому, как обеспечить, чтобы рыночные демократии, не Китай или кто-либо еще выработали правила торговли и технологий XXI века».[1]
Это означает, что вопрос о правилах мировой торговли и реформе ВТО будет активно обсуждаться Дж. Байденом и его партнерами, и особенно активно на саммите G7, о чем ранее договорились министры иностранных дел «семерки». Не секрет, что спор о выработке новых правил мировой торговли идет не первый год, но пока без видимого результата. В его основе – непримиримые позиции «рыночных демократий» и большой группы развивающихся стран. Первые настаивают на том, что существующие правила мировой торговли несправедливы, поскольку предполагают льготы и преференции для вторых, а также на том, что ВТО устарела и не способна генерировать правила торговли, соответствующие текущей ситуации.
А текущая ситуация такова, что ВТО, при всех нареканиях в ее адрес, регулирует до 97% всей мировой торговли. По прогнозам Секретариата ВТО, предполагаемый восстановительный рост объемов мировой торговли на выходе из пандемии в 2021 году составит 8%. При сохранении таких тенденций экспорт из Азии к концу 2021 г. будет на 10% превышать показатели 2019 г. Ожидается прирост в Азии (+5%) и Северной Америке (+7%), что свидетельствует о высокой степени устойчивости экономик данных регионов и положительном влиянии вовремя принятых стимулирующих мер. При этом, по мнению Гендиректора ВТО Н. Оконждо-Ивеала, неравномерные темпы восстановления усиливают риски введения протекционистских мер. Это может привести к нарушению производственно-сбытовых цепочек и крайне негативно сказаться на мировой экономике и торговле в целом.[2]
Сама же ВТО, безусловно, нуждается в обновлении и реформировании. К наиболее серьезным вызовам, с которыми столкнулась организация, российские эксперты относят проблему развития и эффективности в условиях нового баланса сил, обусловленного резко возросшим влиянием новых индустриальных стран (Китай, Индия, Бразилия и др.) и в целом большой группы развивающихся стран; ослабление роли США в торговых переговорах; кризис системы принятия решений в ВТО в условиях значительно выросшего числа членов организации; как следствие предыдущего – серьезное замедление функции ВТО по генерированию новых правил мировой торговли.[3]
Пока не ясно, какие идеи по поводу реформы ВТО везет с собой в Европу американский президент, но мы помним новый этап роста протекционизма после прихода к власти в США Дональда Трампа и готовность его администрации нарушать правила ВТО ради национальных интересов США. По сути, Трамп исповедовал ультимативный подход: либо ВТО меняет правила торговли и обмена технологиями в соответствии с американскими интересами, либо Соединенные Штаты будут игнорировать организацию, вплоть до ее фактического разрушения.
При этом Европейский Союз ранее выработал свою концепцию реформирования правил мировой торговли, которая не совпадала с радикальным американским подходом. А такой влиятельный в мировой торговле игрок, как Китай, в специальной Белой книге изложил свои подходы к реформе ВТО на основе сохранения центральной роли организации в мировой торговле.
Вывод очевиден: реформа правил мировой торговли – сложный и длительный процесс, затрагивающий подчас противоположные интересы разных групп стран. Не «кавалерийская атака» на ВТО со стороны США или G7, а согласование этих интересов, выработка их баланса – вот единственно приемлемый и реалистичный путь решения проблемы.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «США намерены исключить КНР из процесса выработки правил мировой торговли», https://iz.ru/1174893/2021-06-06/ssha-namereny-iskliuchit-knr-iz-protcessa-vyrabotki-pravil-mirovoi-torgovli
[2] «Минэкономразвития: для восстановления мировой торговли нужно смягчать инвестиционные ограничения», https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_dlya_vosstanovleniya_mirovoy_torgovli_nuzhno_smyagchat_investicionnye_ogranicheniya.html
[3] А.П. Портанский. Императив реформирования ВТО в эпоху роста протекционизма и торговых войн // Вестник международных организаций. Т. 14. № 2. С. 306-307.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs