Фото: Reuters
В этом году Всемирная торговая организация (ВТО) отметила свой 25-й юбилей. Однако, как утверждают эксперты, с каждым годом ВТО все труднее сохранять статус регулятора мировой торговли. 2020 год стал беспрецедентным для организации в связи с падением торгового оборота в мире, вызванным коронакризисом. По данным Global Trade Alert, в текущем году в среднем каждые 3,5 часа вводились новые меры, оказывающие влияние на трансграничную торговлю. Ситуация усугубилась еще и тем, что за прошедшие годы переговорный процесс в рамках ВТО замедлился, от чего пострадали качество и темпы принятия решений. Организацию стали всё чаще обвинять в несоответствии современным реалиям, а в мире всё громче говорят о необходимости ее реформирования. Есть ли альтернатива ВТО на данный момент? На этот вопрос ответила участница экспертной дискуссии «Реформа ВТО: может ли организация вернуть прежний авторитет?» директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РоссииЕкатерина Майорова.
Несмотря на то плачевное состояние, в котором находится ВТО, Россия всё равно связывает свое будущее с этой организацией. Этому, по словам Екатерины Майоровой, есть серьезное экономическое объяснение. «Российская экономика очень сильно зависит от внешнеэкономических связей, которые практически полностью регулируются правом ВТО. Почти каждый шестой рубль доходов нашего бюджета приходится на внешнеэкономическую деятельность. Сейчас на долю товарного экспорта приходится четверть российского ВВП. Конечно, в этом показателе велика доля углеводородов, а объем неэнергетического экспорта не так велик, как хотелось бы, но правительство продолжает добиваться экономической диверсификации, в том числе и диверсификации внешней торговли», – пояснила представительница Минэкономразвития.
Диверсификации невозможно будет достичь без трех базовых условий. Во-первых, России должны быть доступны эффективные инструменты защиты торговых интересов отечественных компаний. Во-вторых, необходимы комфортные для нашего бизнеса правила игры на внешних рынках, а проще и удобнее всего формировать такие механизмы в одностороннем формате, так как только он обеспечивает их универсальность. В-третьих, России важно сохранять статус надежного торгового партнера, а это, по мнению Екатерины Майоровой, можно достичь через добросовестное выполнение международных обязательств, прежде всего принятых в рамках ВТО. «Ни один другой институт не дает такую эффективную площадку для переговоров по новым правилам и внесудебной защиты своих интересов. В экономическом смысле для нас ВТО безальтернативный институт», – считает эксперт.
Помимо экономических объяснений необходимости продолжения членства в ВТО и активного участия в деятельности организации, есть еще и правовое объяснение. Дело в том, что правила ВТО для России являются обязательными к исполнению, независимо от её членства в организации. Такая ситуация возникла в связи с участием России в Евразийском экономическом союзе. Поскольку в соответствии с договором, который учреждает Союз, обязательства его участников являются частью правовой системы ЕАЭС, то в случае гипотетического выхода из ВТО одного из членов, он все равно будет связан обязательствами и правилами ВТО через договорную базу Евразийского союза.
«Помимо правовой базы ВТО, есть большое количество международных торговых соглашений. Однако именно правила Всемирной торговой организации являются основой для любого рода таких договорённостей: в базе любого соглашения о свободной торговле лежат базовые дисциплины ВТО, и именно на этих дисциплинах надстраиваются торговые преференции. Кроме того, для многих стран членство торгового партнера в ВТО является необходимым условием для начала диалога по выстраиванию каких-либо экономических отношений. Ни одно региональное торговое соглашение не сможет обеспечить соответствующий уровень однородности, простоты и прозрачности правил регулирования и универсальности. Тем более в рамках таких соглашений невозможно будет обеспечить тот масштаб и эффект, которых можно добиться в многостороннем формате ВТО. Что же касается попыток некоторых экономик урегулировать споры на двусторонней основе, игнорируя принципы ВТО, такие попытки мы считаем крайне опасными. Они ведут к фрагментации мировой торговой системы, а последствия таких сделок отражаются на всех игроках мирового рынка», – пояснила директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России.
По её словам, ситуация с пандемией COVID-19 показала необходимость формирования антикризисных механизмов в деятельности ВТО, однако, сама пандемия не добавила организации принципиально новых проблем. «Это иллюстрация тех проблем, которые существовали в ВТО до коронавируса, а некоторым из них уже десятки лет. На мой взгляд, пандемия лишь «подсветила» необходимость формирования новых, общих, универсальных договоренностей в некоторых сферах, актуальность которых возросла на фоне повсеместных локдаунов», – заключила Екатерина Майорова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs