Фото: webcamerton.ru.
Восемь лет назад Россия официально вступила во Всемирную торговую организацию. Этому шагу предшествовал длительный период двусторонних и многосторонних торговых переговоров. Как считается, присоединение России к ВТО дало стране ряд преимуществ, получение которых и было прагматичной целью вступления. В чем они состоят и как реализуются сегодня? Есть ли альтернатива ВТО? На эти вопросы ответили участники круглого стола, состоявшегося в Москве.
Заведующий кафедрой торговой политики Института торговой политики НИУ ВШЭ, профессор Максим Медведков считает, что Россия получила от членства в ВТО целый ряд дивидендов. Первым и важнейшим из них стала стабильная система экономического регулирования. Для вступления в ряды организации пришлось пересмотреть более 1 тыс. документов и нормативных актов в течение нескольких лет. Поэтому российский бизнес в настоящее время живет в предсказуемых условиях. Вторым большим плюсом стала транспарентность (доступность информации). Многие еще помнят ситуацию конца 1990-х годов, когда не было понятно, по какой логике принимались и исполнялись законы. В этих условиях сложно было понять, что будет завтра. Эта эпоха ушла в прошлое тоже благодаря ВТО: бизнес получил возможность комментировать законопроекты и нормативные акты, которые должны быть заблаговременно опубликованы.
«К сожалению, пока нет точной оценки «в деньгах» (но подобные исследования в настоящее время ведутся), как от вступления в ВТО выиграл бюджет. Можно сказать лишь, что введение новой системы правил ограничило возможности предоставления субсидий, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. «Сейчас все знают, что производитель не может требовать от государства столько, сколько захочет. У скептиков возникает вопрос: «может быть, это было плохо? Возможно, необходимо было предоставить дополнительные средства ряду отраслей и предприятий с целью повышения их конкурентоспособности?» Считаю, что это было бы неправильно: от изменения форм субсидий никто не проиграл, а только многие выиграли. Яркий пример – агропромышленный комплекс, агропромышленного комплекса, где субсидии сократились более чем в 20 раз, а объемы производства, начиная с 2006 года, и объем экспорта постоянно растут. Вступление в ВТО позволило модернизировать систему поддержки и сделать ее оптимальной», - отметил М.Медведков.
Не менее важным следствием вступления в ВТО стал тот факт, что Россия научились влиять через систему ВТО на политику других стран. «Это делается разными способами: Россия участвует в торговых спорах и ряд из них уже выиграла, что не могло не иметь позитивных социальных и экономических эффектов», - заявил М. Медведков.
Генеральный директор Центра экспертизы ВТО Полина Тонких сообщила, что вступление во Всемирную торговую организацию привело к тому, что Россия стала нетто-экспортером ряда важных сельскохозяйственных товаров. При этом баланс по экспорту и импорту сельхозпродукции выровнен. Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса в настоящее время составляет 25 млрд. долларов, тогда как до присоединения к ВТО этот показатель не превышал 10 млрд.
В то же время Россия, по словам П.Тонких, недостаточно использовала меры по поддержке сельского хозяйства при вступлении в ВТО. «Согласно обязательствам, взятым нашей страной при вступлении в эту организацию, допустимый уровень поддержки агропромышленного комплекса составляет 4,4 млрд. долларов. Этот уровень сопоставим с показателями, демонстрируемыми ключевыми участниками сельхозрынка», - заметила она. Несмотря на эти обстоятельства, с момента присоединения к ВТО и до нынешнего времени этот объем поддержки ни разу не был выбран – ни полностью, ни наполовину. На этом основании генеральный директор Центра экспертизы ВТО сделала вывод, что проведенные в сфере АПК реформы возымели свое действие и позволяют использовать более «точечные» и адресные механизмы поддержки. Напомним, что в 2020 году на поддержку сельского хозяйства в бюджете страны предусмотрена сумма объемом в 319,5 млрд. рублей.
Как отметила П.Тонких, в настоящее время 80% внешней торговли России осуществляется в соответствии с правилами ВТО, а 20% приходится на зоны свободной торговли (ЗСТ) и торговые соглашения, заключенные как на пространстве СНГ, так и за его пределами. Конечно, в настоящее время организация переживает значительные трудности из-за торговых войн США и Китая и санкционных ограничений, которыми пользуются эти два крупнейших политических и экономических игрока. Однако именно из-за того, что 4/5 объема внешней торговли России идет в настоящее время через механизмы Всемирной торговой организации, выход из ее рядов грозит значительно более серьезными рисками для страны, чем сохранение членства в ней.
Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Алексей Портанский заметил, что, оценивая путь, который проделала Россия за годы своего членства во Всемирной торговой организации, уместнее все же говорить не о «плюсах» и «минусах», а о рисках и перспективах. Главной проблемой ученый считает, что Российская Федерация уделяет недостаточно внимания совершенствованию своей торговой политики. «Есть два пути – либо повышать конкурентоспособность своей продукции, либо прибегать к протекционистским и санкционным методам поддержки отечественного производителя, невзирая на собственные обязательства в рамках ВТО», - пояснил он.
Подводя итог состоявшемуся обсуждению, Максим Медведков напомнил, что ни одна страна-член ВТО пока еще не вышла из этой организации, хотя, согласно ее уставу, такая возможность существует. Для этого необходимо подать соответствующее заявление и через шесть месяцев освободиться от своих обязательств. Однако, прежде чем делать такой шаг, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», тем более, что альтернативы ВТО пока нет. Не исключено, что негативные последствия этого поступка могут перевесить все остальные доводы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs