Фото: bitofife.ru
В преддверии начала председательства России в Арктическом совете на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, в рамках которого был представлен доклад Российского совета по международным делам (РСМД) «Арктический совет: статус и деятельность».
К настоящему времени Совет, созданный арктическими государствами в 1996 году, не имеет аналогов как межправительственный форум. Один из авторов доклада, заведующий кафедрой международного права МГИМО (У) МИД России, член РСМД Александр Вылегжанин отметил, что сегодня именно Арктический совет обеспечивает наиболее авторитетный международно-правовой механизм сотрудничества стран региона, уточнения и согласования их официальных позиций по актуальным вопросам, а также создает условия для выявления новых возможностей регионального взаимодействия.
«Тот факт, что Арктику удалось уберечь от геополитического противостояния – несомненная ценность. А то, что Арктическому совету удаётся поддерживать и развивать плодотворное сотрудничество, притом, что в других регионах арктические страны имеют определенные противоречия – большой успех и Министерства иностранных дел России, и внешнеполитических ведомств других стран. Это надо ценить», – считает ученый.
По его словам, то, что сегодня Арктический совет с точки зрения международного права не обладает монополией на управление природоохранной и экономической деятельностью в регионе, представляет собой определенные риски для арктических государств. Например, без участия России создан в 1971 году и действует до сих пор Совет министров северных стран (the Nordic Council of Ministers), а без участия США и Канады функционирует Совет Баренцева/Евроарктического региона (Barents Euro-Arctic Council), созданный в 1993 году. «Несмотря на утверждения многих представителей государств-членов Совета о том, что следует беречь северные пространства от геополитических противостояний, в случае политико-правового разлада между членами Арктического Совета на авансцену неминуемо выдвинутся альтернативные международные механизмы, вопреки национальным долговременным интересам России, других приполярных государств. Опасность такого фрагментационного искажения сложившегося правового механизма управления Северным Ледовитым океаном существует, и, конечно же, в интересах всех арктических государств этой опасности избежать», – отмечают авторы доклада.
Программный менеджер РСМД Наталья Вяхирева подчеркнула, что главной стратегической задачей председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг. представляется предотвращение сценария падения роли Совета в управлении Арктикой.
В свою очередь посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо Арктического совета от Российской Федерации Николай Корчунов напомнил, что министерское заседание Арктического совета в Рейкьявике, на котором Россия примет эстафету двухлетнего председательства у Исландии, состоится буквально через несколько дней, 19-20 мая.
«Подготовка к предстоящему саммиту идет полным ходом. Мы надеемся, что в этот знаменательный год встреча министров ознаменуется политически емкими документами, учитывающими вызовы как сегодняшнего, так и завтрашнего дня, которые могли бы мобилизовать арктические страны и организации-наблюдателей Совета на работу и широкое международное партнёрство в интересах устойчивого развития региона», – добавил Н. Корчунов.
По его словам, в рамках своего председательства в Совете Россия будет большое внимание уделять именно обеспечению сбалансированного развития всех составляющих арктической политики в области устойчивого развития: и экономической, и экологической, и социальной.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs