ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Большая семерка» о восточноазиатских сюжетах: декларации и нотации

09:33 09.05.2021 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Встреча министров иностранных дел «Большой семерки» в Лондоне завершилась принятием итогового коммюнике. На 27 страницах изложена позиция участников практически по всем мировым проблемам: G7 хочет показать, что ей до всего есть дело. И, конечно, до Восточной Азии тоже, тем более что на встречу были приглашены в качестве гостей Индия, Австралия и Южная Корея.

Изучение документа оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, изложение позиций (напоминающее, скорее, декларации о намерениях), с другой – бесконечные поучения и наставления о демократии и «хорошем поведении».

Прежде всего, это касается раздела, посвященного Китаю (он в коммюнике самый большой). Начинается он «за здравие»: «Мы призываем Китай, как крупную державу и экономику с передовыми технологическими возможностями, конструктивно участвовать в международной системе, основанной на правилах, принимать меры по решению глобальных проблем, включая изменение климата и утрату биоразнообразия, содействовать экономическому восстановлению от COVID-19, а также поддерживать борьбу с текущей пандемией и предотвращать будущие. Мы ищем возможности работать с Китаем для содействия региональному и глобальному миру, безопасности и процветанию».[1]

А дальше идут длинные нотации о демократии и правах человека в Синьцзяне и Тибете (с требованием доступа туда международных инспекций), о положении в Гонконге, и пр. После этого становится понятным пассаж о «международной системе, основанной на правилах»: семерка, судя по документу, желает вырабатывать их сама и при этом принуждать других их соблюдать. Пора понять - пустое это занятие…

В такой же стилистике выдержан и раздел о Северной Корее: «серьезная обеспокоенность» о нарушениях прав человека, повторение старых требований о предоставлении гуманитарной помощи под присмотром международных организаций и пр.

В коммюнике говорится о приверженности целям «полного, поддающегося проверке и необратимого отказа от всех незаконных программ КНДР в области оружия массового уничтожения и баллистических ракет согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН», о поддержке мирного урегулирования напряженности на Корейском полуострове и возобновлении межкорейского диалога.

При этом обращает на себя внимание тезис с пожеланиями о том, «чтобы санкции, направленные против незаконной разработки оружия КНДР, оставались в силе, пока существуют ее программы». А это повторение известного американского подхода на переговорах с КНДР (который, кстати, и завел их в тупик), согласно которому последняя должна сначала полностью отказаться от своей ракетно-ядерной программы, а уже потом рассчитывать на снятие санкций.

Авторы коммюнике выражают беспокойство ситуацией в Восточном и Южно-Китайском море и Тайваньском проливе (еще один камень в китайский огород). Они выражают приверженность Конвенции ООН по морскому праву, при том, что США, например, ее не ратифицировали, но призывают других ее соблюдать. Отдельно, в качестве «важной вехи», упоминается решение Арбитражного трибунала от 12 июля 2016 г. об урегулировании споров в Южно-Китайском море, - весьма сомнительное с точки зрения международного права (Китай, например, изначально не согласился на этот арбитраж и не признал его решения).

Коммюнике содержит дежурные фразы об «инклюзивности и транспарентности» проекта Индо-тихоокеанского региона, который в реальности уже претендует на монополию обсуждения и решения проблем региональной безопасности. Это вызывает озабоченность АСЕАН, которая претендует на свою «центральную роль» в этом процессе. Отсюда примирительная фраза в коммюнике о «решимости конструктивно поддерживать усилия АСЕАН», в том числе касающиеся нормализации ситуации после военного переворота в Мьянме.

Итак, «всем сестрам по серьгам» - G7 демонстрирует свою активную вовлеченность в международные дел. Но делает это таким ультимативным и менторским тоном, который подтверждает опасения о растущей маргинализации этого «престижного клуба мировой политики». 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати