ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

100 дней президента США Байдена

19:52 03.05.2021 • Андрей Кадомцев, политолог

29 апреля исполнилось 100 дней с момента вступления Джозефа Байдена на пост президента США. С 1933 года эта дата является традиционным моментом подведения первых итогов работы администрации Белого дома. Каковы же результаты?

Формальные показатели первых ста дней работы Байдена в Белом доме «впечатляют». Как отмечает ТАСС: «Байден успел принять больше решений и издать больше указов, чем любой из современных президентов, за исключением Франклина Делано Рузвельта». Новой администрации удалось наметить пути преодоления ряда острых проблем. В то же время, другие принятые решения уже порождают новые вызовы. 

Нужно признать, важным достижением Байдена является определенное улучшение в борьбе с пандемией коронавируса. Проблему преодоления накрывшей Америку эпидемии Байден унаследовал от Трампа. Предыдущая администрация явно не справлялась с работой по налаживанию производства вакцин и проведению кампании по иммунизации населения. Вместе с тем научная и технологическая основа для работы новой администрации по развертыванию программы массовой, общенациональной вакцинации – координируемый государством проект частных компаний, известный как Operation Warp Speed (операция "Невероятная скорость"), была заложена в течение 2020 года, при Трампе.

Другие внутриполитические вопросы даются нынешней администрации США значительно труднее. С самого начала новый глава Белого дома постарался демонстративно, нарочито дистанцироваться от своего предшественника, вызывающего сильнейшую ненависть в стане Демократической партии. Тем не менее, далеко не всегда борьба с «наследием Трампа» приносит желаемые результаты.

К примеру, Байден попытался в приоритетном порядке смягчить «драконовские» иммиграционные ограничения, введенные предыдущим президентом. Однако тем самым Белый дом лишь усугубил сложившуюся ситуацию и теперь вынужден отбиваться от обвинений в непродуманной политике. В США разгорается очередной миграционный кризис: десятки тысяч латиноамериканцев, жаждущих оказаться на территории США, осаждают пограничные пропускные пункты, а также пытаются проникнуть в страну нелегально. А ситуация на южной границе США остается крайне напряженной.

В результате миграционная проблема рискует превратиться в один из главных вызовов для демократической администрации. Вырасти до масштабов едва ли не определяющего фактора в раскладе сил в Вашингтоне, а также повлиять на динамику политической поляризации внутри Демократической партии. Наконец, обострение миграционного кризиса способно оказать влияние на предвыборную конфигурацию, в которой демократы поведут борьбу за кресло президента в 2024 году.

В обращении к Конгрессу, прозвучавшем 28 апреля, президент Байден окончательно сформулировал свою программу государственных мероприятий, призванных придать новое ускорение американской экономике, социально-экономическому развитию США, качественно повысить национальную конкурентоспособность на фоне внешних вызовов, в первую очередь, со стороны Китая. Речь идет о программах государственного стимулирования модернизации инфраструктуры, ускорения декарбонизации экономики, реформу трудового законодательства, а также меры, направленные на преодоление экономического, расового и гендерного неравенства, общая стоимость которых должна превысить четыре триллиона долларов.

По мнению Тhe Washington Post, хотя речь и не идет о «Новом курсе» Рузвельта или «Великом обществе» Джонсона, Байден предлагает «новый здравый смысл» (a new common sense), призванный объединить нацию. В свою очередь, Wall Street Journal указывает, что, умопомрачительная стоимость предлагаемых администрацией мер – «далеко не главная проблема». Наиболее же «деструктивная часть» - подход, предполагающий, что в обмен на государственные деньги, правительство потребует для себя права определять, как должна жить каждая американская семья.

Основным источником финансирования инициатив демократической администрации предполагается повышение налогообложения наиболее состоятельных граждан США. Критики уже называют планы Байдена «классовой войной». Они также напоминают, что демократы обладают крайне незначительным большинством в Палате представителей, а места в Сенате поделены пополам между партиями. Таким образом, в распоряжении Байдена может оказаться всего два года на то, чтобы «потратить как можно больше денег» до того, как республиканцы вернут себе контроль, по крайней мере, над одной из палат парламента. «Даже не считаясь с ценой, которую придется заплатить за его расточительность будущим поколениям».

Байден старается избегать откровенно «левой» риторики. Тем не менее, многие идеи не только левых, но даже центристов, существенно укрепивших свое влияние в Демпартии в последние годы, таят немало угроз для Соединенных Штатов. Их программы предполагают непропорционально большой акцент на расходах, на «справедливом» распределении государственного бюджета. Эксперты считают, рост государственных ассигнований на социальные нужды рискует превратиться в порочный круг, а повышение налогов для борьбы с неравенством способно подтолкнуть процессы бегства капиталов и снижения конкурентоспособности наиболее передовых секторов экономики.

В этой связи, Белому дому предстоит ожесточенная борьба в Конгрессе с республиканцами, которые стараются по максимуму использовать отсутствие у сторонников Байдена двух третей голосов в Сенате. В результате, способность администрации Байдена преодолеть проблему усиливающегося раскола во внутренней политики США будет, скорее всего, только ослабевать на протяжении всего следующего четырехлетия.

Как не удивительно, «огромный внешнеполитический опыт» Байдена пока не позволяет оценить его политику в международных делах как последовательную. Комментаторы практически единодушны: самый сложный вызов для Байдена – необходимость «по-новому установить баланс между американскими интересами и принципами, между внутренними делами и вовлеченностью в решение глобальных проблем», как сформулировал проблему журнал Foreign Policy.[i]

Перед администрацией Байдена стоят два главных вызова, отмечает глава московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин. Во-первых, США переживают серьёзный внутренний кризис, «и именно от того, справится с ним Байден или нет, зависит вердикт истории по поводу его президентства». Во-вторых, США уже открыто воспринимают Китай как главного противника. Мы также наблюдаем прогрессирующее «ослабление западных институтов». «Чтобы бороться с этим, Байден делает упор на идеологическую консолидацию и одновременно внешнеполитическую конфронтацию. Пока мостика между этими двумя разъезжающимися темами нет».[ii]

Скажем, Байден много рассуждает о «возрождении альянсов Америки». Партнеры и сателлиты Америки приветствовали победу демократического кандидата как «возвращение к нормальности». Тем не менее, одним из первых решений новой администрации стали новые ограничения на закупки иностранных товаров и услуг государственными ведомствами. Тем самым, идейный антагонист Трампа фактически продолжил линию предшественника - ту самую политику «Америка прежде всего», которая и вызвала столь сильное охлаждение между Вашингтоном и большинством его номинальных союзников.

Появляется всё больше признаков, что нынешняя администрация Белого дома под «восстанавлением» подразумевает взаимодействие в формате «по случаю» и при наличии у США собственных значимых интересов. Страны Азии ищут способы минимизации негативных последствий на случай геополитического отступления Америки. Европа мечется между желанием сохранить «особые» трансатлантические отношения и явным снижением лидерского потенциала США. Открытым остается вопрос, заинтересован ли еще Вашингтон в продолжении «особых» связей.

Другой пример: в свое время, когда Трамп решил прекратить поддержку курдских союзников США в Сирии, его обвиняли в «недальновидности» и «подрыве доверия к американской внешней политике». И вот теперь Байден, практически столь же внезапно, объявил о намерении вывести все американские войска из Афганистана к 11 сентября нынешнего года. Решение вызвало противоречивую реакцию как в политических кругах США, так и среди американских союзников. Аргументы Белого дома, похоже, кажутся большинству наблюдателей не слишком убедительными. А генсек НАТО едва сдерживал разочарование, объявляя о «единогласной поддержке» решения, единолично принятого в Вашингтоне. 

При всем том, нельзя исключать, что Афганистан станет не просто еще одним примером готовности Байдена де-факто следовать «заветам» Трампа, показавшего, что США могут по-иному взглянуть на вопросы внешней политики. Речь идет о готовности Байдена прислушаться к реалистам, полагающим, что «сдержанность Америки в мире снизит риски» и пойти против «классических неоконсерваторов и интервенционистов», поскольку Байден по-иному видит природу американского доминирования.

Тем не менее, в отношениях с Москвой и Пекином Байден в первые сто дней президентства прибег к тактике нарочитой словесной конфронтации. Одним из наиболее характерных примеров стала встреча глав Госдепартамента и Пентагона со своими китайскими визави в Анкоридже. «Китайцы рассчитывали на диалог, а получили прямо противоположное. Если намеченная американско-российская встреча завершится тем же, то ноги будут разъезжаться уже у всех нас», констатирует глава СВОП Федор Лукьянов.

Как представляется, «опыт» Байдена – это в первую очередь опыт противостояния времен «холодной войны», а также краткого периода «однополярного момента Америки», наступившего после ее окончания. Похоже, Байдену трудно представить себе мир, где США не занимают позиции абсолютного превосходства. Не ясно, готов ли и способен ли нынешний глава Белого дома адаптироваться к новым реалиям? В выступлении перед Конгрессом, Байден заявил, что не стремится к эскалации, в том числе с Россией, но враждебные действия (читай - те которые е нравятся Вашингтону) оппонентов Америки «будут иметь последствия».

В свою очередь, Президент России В.В. Путин отметил в послании Федеральному Собранию РФ, что Москва не приемлет попыток США действовать с позиции суверена, считает попытки Вашингтона возродить однополярный мир бесперспективными. Вместе с тем, «Россия всегда открыта для широкого межгосударственного сотрудничества», подчеркнул Владимир Путин. При этом у нее «есть свои интересы, есть, конечно, которые мы защищаем и будем отстаивать в рамках международного права, как это, собственно, делают и другие государства мира. А если кто-то отказывается понимать эту очевидную вещь, не хочет вести диалог, выбирает эгоистичный и высокомерный тон, Россия всегда найдёт путь отстоять свою позицию».[iii]

В целом одна из главных проблем Байдена заключается в завышенных ожиданиях: от него, как представителя традиционного истеблишмента, политики и общественность ждут комплексных, долгосрочных идей и решений по любой из многочисленных проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются США. Однако демократическая администрация, похоже, во многих случаях может предпочесть «синицу в руках» - ставку на тактику вместо стратегии, политику, ориентированную на промежуточные выборы 2022 и президентские выборы 2024 года.

Многие сторонники Байдена верят в способность его администрации «изменить всё», и президент-демократ явно старается не обмануть подобные надежды. Однако стремление выступить «за всё хорошее и правильное», сталкиваясь с реалиями политической жизни, регулярно оставляет впечатление двусмысленности и недоговоренности, неясности или даже отсутствия четкого целеполагания. Во внешней политике подобная линия только усиливает недоверие, без которого невозможно выстраивать конструктивное взаимодействие не только с оппонентами, но даже с союзниками и сателлитами.

При всём том, Джозеф Байден – не Трамп. Мало кто в Вашингтоне решится открыто обвинить его в «некомпетентности», и, тем более, в «предательстве». Теоретически, подобное положение «вне подозрений» открывает перед нынешним главой Белого дома бОльшие возможности с точки зрения пересмотра наиболее устаревших и не соответствующих современным международным реалиям подходов Вашингтона к решению важнейших мировых проблем. В том числе - к формированию более реалистичного подхода в отношениях с ведущими государствами мира.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати