Фото: The Washington Post
Как и любой глобальный тренд, цифровая трансформация несет в себе не только позитивные моменты, но и серьёзные риски. Об опасности стремительного перехода к электронному образованию рассказали отечественные эксперты, а также представители исполнительной и законодательной власти во время пресс-конференции на площадке МИА «Россия сегодня».
Цифровое будущее уже наступило, но этого практически никто не заметил
Сегодня принято говорить, что именно коронавирус стал импульсом для цифровизации образования. Однако, как отметила член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации Анна Швабауэр, анализ правовой базы и методических документов РФ показывает, что цифровизация школы была задумана задолго до пандемии.
Действующий закон об образовании допускает образовательную деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, причем предусмотрен вариант реализации образовательных программ с использованием исключительно таких механизмов обучения. Никакого ограничения по форме получения образования нет. Это норма развита в приказе Министерства образования и науки № 816 от 23 августа 2017 года, в котором говорится, что допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагога с учащимися в аудитории.
В 2016 году по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утверждён паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». Ключевая цель проекта – создание платформы, работающей по принципу единого окна, для размещения онлайн-курсов, а также отечественного программного обеспечения, которое позволит массово разрабатывать и внедрять онлайн-программы на всех уровнях образования. Паспортом проекта предусмотрено, что к 2025 году более 11 млн. человек должны пройти обучение на онлайн-курсах, формального и неформального обучения.
А. Швабауэр заметила, что в этом множестве документов можно наблюдать несостыковки. К примеру, в 2018 году был утверждён нацпроект «Образование», согласно которому к 2024 году во всех субъектах России должна быть внедрена целевая модель цифровой образовательный среды. В конце 2020 года было принято постановление Правительства № 2040 о проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды на территории отдельных субъектов Российской Федерации до 2022 года. При этом в приказе Минцифры № 600 о цифровой трансформации, говорится, что доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля на платформе цифровой образовательной среды к 2030 году составит 100%. Также в этом документе сказано, что к 2030 году для заданий в электронной форме для составит 70%, а к 2024 году учащимся будет представлена возможность обучения по индивидуальному учебному плану. «Здесь подразумевается так называемая персонализация образования, которая, если детально проанализировать, способна подорвать образовательное единство страны. Согласно этому приказу, доля учащихся, которым предложена рекомендация по индивидуальным траекториям к 2030 году составит 80%», – уточнилаона.
Кто заинтересован в цифровизации России?
Анна Швабауэр считает, что цифровизация была навязана России западными структурами. «Если мы откроем сайт Всемирного банка, то обнаружим, что ещё несколько лет назад он рекомендовал России полную цифровую трансформацию государственного сектора. В докладах говорится, что в качестве первого приоритета трансформировать в цифровом ключе необходимо именно сферу образования», – заметила эксперт.
По её словам, влияние западных рекомендаций можно проследить в российских методических пособиях. Например, в 2014 году был опубликован доклад «Будущее образование: глобальная повестка», выпущенный при поддержке Cisco, Intel и PH International (последняя организация в 2020 году была объявлена генпрокуратурой нежелательной на территории РФ, поскольку представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности страны).
В докладе отмечается, что образование – это «нераспакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в неё пойдет, получают шанс захватить этот огромный рынок. К отмирающим форматам в этом документе к 2025 году отнесены учитель-репродуктор, оценки по итогам семестров и четвертей, общеобразовательная школа и текст как доминирующая форма знаниевой коммуникации. Элементами новой системы к 2035 году в докладе названы игра и командная работа как доминирующие формы образования и социальной жизни и искусственный интеллект как наставник.
«Формируемая система ведёт к разрушению традиционного образования, причинению серьезного вреда когнитивным способностям учащихся, к сегрегации граждан и создает условия для передачи рычагов влияния на образование частным, в том числе зарубежным структурам. Мы надеемся, что будут приняты меры на самом высоком уровне для того, чтобы приостановить цифровизацию школы и провести экспертные обсуждения», – заявила Анна Швабауэр.
Тезис о том, что в основе цифровизации образования лежит серьезный финансовый интерес поддержал член Совета по правам человека при Президенте РФ Игорь Ашманов. По его словам, речь идёт о приватизации образования под лозунгом цифровизации. «В нашей стране есть определенный азарт цифровизации и опасение того, что мы можем не успеть, хотя сформулированной цели куда мы идем нет. Мы имеем дело с маркетологами и продавцами, которые далеки от системы образования. И это несёт в себе определенные риски», – считает он.
В свою очередь журналист, теле- и радиоведущая Анна Шафран отметила, что основные проводники, инициаторы и выгодоприобретатели цифровой трансформации в области образования – HTC Corporation, Cisco, Intel, Google, Microsoft – подчиняются людям, выразителями интересов которых на текущий момент является Демократическая партии США. «Последние десятилетия мы находимся в состоянии гибридной и ментально войны с Соединенными Штатами. В этих условиях необходимо понимать, кто заинтересован в переходе к цифровому образованию, и какие компании будут этим заниматься», – заключила А. Шафран.
Однако пока серьёзных поводов для беспокойства нет – в конце прошлого года президент России Владимир Путин заявил, что онлайн-образование никогда не заменит прямого личного контакта между студентом, учащимся и преподавателем», но позволяет быть виртуально на лекциях «светил мировой науки». «Эти преимущества надо использовать, это стало востребованным, частью нашей жизни и не стоит этого бояться», – сказал российский лидер, выступая на ежегодной пресс-конференции.
Дистанционное обучение в разных странах мира
По данным ЮНЕСКО, закрытие школ из-за угрозы распространения COVID-19 затронуло более 90% учащихся во всем мире. Сначала их отправляли на каникулы, а затем правительства перевели систему образования на удаленную работу, и обучение продолжилось в онлайн-формате. Однако, как и в случае с Россией, коронавирус не является главным триггером ускоренного развития онлайн-образования в других странах мира. В США дистанционное обучение зародилось ещё в конце 1980-х годов в Национальном технологическом университете (National Technological University), а спустя 7 лет появилась Американская ассоциация дистанционного образования (тогда она больше предназначалась для людей с ограниченными физическими возможностями). Сейчас хоумскулинг популярен среди разных семей. В Великобритании, к примеру, онлайн-школы делятся на частные и государственные (в последних даже есть возможность учиться бесплатно). В Израиле также многие семьи предпочитают дистанционное образование. Там, чтобы учиться на дому, необходимо проходить регулярные проверки (офицер по вопросам образования приходит к израильским хоумскулерам примерно раз в год и оценивает уровень развития ребёнка).
Несмотря на все риски, цифровизация образования открывает новые возможности с точки зрения доступности. И этот тренд, вероятнее всего, будет активно развиваться в будущем во всех странах мира.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs