Фото: anna-news.info.
В конце марта 2021 года состоялся рабочий визит Министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Республику Корея, в ходе которого, помимо тем двусторонней и международной повесток, состоялся обмен мнениями по ситуации на Корейском полуострове. Москва и Сеул, в частности, отметили необходимость скорейшего возобновления переговоров между всеми заинтересованными сторонами в двусторонних и многосторонних форматах.
Незадолго до этих событий, 21 марта 2021 года, через год после предыдущих испытаний, Северная Корея провела пуск нескольких ракет малой дальности в районе Желтого моря. Эти действия были проведены, несмотря на резолюцию Совбеза ООН, запрещающую КНДР любые пуски и испытания, связанные с технологиями баллистических ракет.
Современные проблемы Корейского полуострова и региона в целом были рассмотрены в ходе онлайн-конференции, прошедшей на площадке МИА «Россия сегодня». В мероприятии приняли участие ведущие российские востоковеды и военные эксперты. Они, в частности, рассказали о межкорейских отношениях, роли России и других стран в урегулировании ситуации, а также о влиянии пандемии на региональную безопасность.
Заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России Александр Воронцов отметил, что ситуация с урегулированием на Корейском полуострове стоит на паузе достаточно долго. «Другое дело, что последние два года ситуация была более благоприятной. За последний год пауза в отношениях между США и КНДР определилась достаточно четко, хотя и была достаточно миролюбивой», - заявил учёный.
По словам А.Воронцова, для визита Лаврова в Сеул был целый ряд причин. Одна из важнейших – стремление, наконец, отметить 30-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. В 2020 году это сделать не удалось из-за пандемии коронавируса, но в этом году появилась надежда на то, что хотя бы часть масштабной программы будет реализована. Этой теме было посвящено немало времени при обсуждении актуальных вопросов взаимодействия России и Республики Корея. Обсуждалась и инициатива «Девять мостов», предусматривающая привлечение инвестиций и реализацию проектов в ключевые экономические отрасли региона, а также перспективы производства российской вакцины «Спутник V» на территории Южной Кореи. Был открыт и Год взаимных обменов.
В ходе визита С. Лаврова обсуждались и проблемы безопасности на Корейском полуострове. Обе стороны подчеркнули свою приверженность политико-дипломатическим средствам решения ядерной проблемы КНДР, и безопасности в регионе в целом. Кроме того, российский министр недвусмысленно высказался по вопросу отношения к концепции «Индо-Тихоокеанского региона». По его словам, в отличие от Азиатско-Тихоокеанского региона, она направлена не на развитие взаимовыгодного сотрудничества, а на максимальное исключение из него КНР.
«Не менее показательно, что в Сеул Сергей Лавров прилетел из Китая, где встречался со своим коллегой Ван И, с которым обсуждал целый круг крайне концептуальных вопросов. Некоторые обозреватели даже пришли к выводу, что там была предпринята попытка представить миру новые принципы глобального взаимодействия. Особенно актуально это в контексте усиления санкционного давления и угроз, раздающихся из Соединённых Штатов», - заметил А.Воронцов.
Слова коллеги дополнил руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. Он уверен, что в Восточной Азии фактически стартовала собственная гонка вооружений, но происходит она на крайне тревожном внешнеполитическом фоне. Вашингтон пытается сформировать в регионе антикитайскую коалицию. Токио готов поддержать США, а вот Сеул вынужден считаться с тем фактом, что именно КНР является его крупнейшим партнером. Стоит вспомнить, что в 2019 году, когда Республика Корея предоставила свою территорию для размещения американских противоракетных комплексов THAAD, Пекин ввел против неё санкции, которые крайне болезненно сказались на экономике этой страны.
На усиление напряженности, которая усугубляется наличием американо-южнокорейской группировки на юге полуострова, вынуждает к действиям и КНДР. «Пхеньян в сложившейся ситуации вынужден демонстрировать, что он готов к отражению агрессии. Отсюда и запуски ракет», – считает эксперт.
В свою очередь, А.Воронцов добавил, что ракетные запуски стали своеобразным сигналом Белому дому, что Пхеньян готов к переговорам, но при условии соблюдения Джо Байденом прежних договоренностей. Проблема в том, что новая администрация США, как под влиянием корейских эмигрантов, так и штатных консультантов исходит из того, что «задачей-максимум» должна стать полная денуклеаризация Корейского полуострова, и первый шаг должна сделать КНДР. «В этом плане американцы сильно заблуждаются: Северная Корея никогда не пойдет на ограничение или, тем более, ликвидацию собственного ядерного потенциала», – пояснил востоковед.
Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев отметил, что истинная демонстрация силы со стороны Пхеньяна состоялась не в марте, а еще в октябре прошлого года, когда на параде впервые были показаны два новых ракетных комплекса. «Дальность стрельбы двухступенчатой жидкостной ракеты КN-16 составляет около 13 тысяч километров, что достаточно для стрельбы непосредственно по Вашингтону», - заявил он. Что же касается пусков, произошедших в марте, то они касались оперативно-тактических ракет.
«В целом Северная Корея обладает ядерным арсеналом, который представляет угрозу для США. Тем не менее, его боевая эффективность пока не слишком высока. Поэтому возможность договориться еще есть. Но в условиях, когда Вашингтон полностью поддерживают позиции Сеула и Токио, это вряд ли имеет слишком серьёзные перспективы», – уточнил Владимир Евсеев.
Эксперт также выразил опасение, что за пусками оперативно-тактических ракет могут последовать пуски гораздо большей дальности, а в дальнейшем – испытание термоядерного взрывного устройства, что в корне изменит ситуацию в Восточной Азии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs