ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Итоги визита Министра иностранных дел Сергея Лаврова в КНР и Республику Корея

10:47 25.03.2021 • Андрей Кадомцев, политолог

22 - 25 марта состоялся рабочий визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в Китайскую народную республику и Республику Корея.

Поездки в Китай уже давно стали регулярной и доброй традицией для главы российской дипломатии. Тем не менее, нынешний визит можно назвать особенным, поскольку это первая встреча на столь высоком уровне в год, когда Россия и КНР отмечают 20-летие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В интервью китайским СМИ, предварявшем визит[i], Сергей Лавров подчеркнул, что нынешний «беспрецедентный» уровень двусторонних отношений был заложен в июне 2001 года, когда Владимир Путин и Цзян Цзэминь подписали в Москве Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Сегодня «связи между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией характеризуются нашими руководителями и гражданами как лучшие за всю историю двусторонних отношений. Думаю, это абсолютно заслуженная, справедливая характеристика».

Ход переговоров и встреч в городе Гуйлинь Гуанси-Чжуанского автономного района подтвердил динамичный характер двустороннего сотрудничества. Москва и Пекин вновь выразили свою полную приверженность обязательствам, взятым каждой из сторон при подписании Договора о дружбе. Сергей Лавров и Ван И подтвердили, что в феврале 2022 года Договор будет продлен на следующие пять лет. К юбилею соглашения будет подготовлено совместное заявление руководителей двух стран, в котором «будет отраженно дополнительное качество, приданное нашим отношениям за истекшие 20 лет».

2020 и 2021 годы объявлены руководством двух стран Годами научно-технического и инновационного сотрудничества. По словам Сергей Лаврова, Москва и Пекин активно развивают сотрудничество в таких областях, как «робототехника, материаловедение, биотехнологии, информационные технологии, искусственный интеллект, математика, физика, экология, медицина, но также ещё и история, языкознание, культура, социология». В целом – практически на всех направлениях, «охватывающих … все мало-мальски значимые сферы, от которых зависит уровень развития современного государства».

В ходе визита российского Министра, представители Москвы и Пекина обсудили широкий спектр международных проблем. Высокая оценка была дана совместной работе двух стран в рамках таких международных форумов, как «ООН, «Группа двадцати», ШОС, БРИКС, РИК, АТЭС, а также ВАС и других созданных на основе АСЕАН структур регионального взаимодействия».

По итогам встречи российский и китайский министры иностранных дел подписали программное заявление «По некоторым вопросам глобального управления в современных условиях». В документе «отражены взгляды России и Китая на такие актуальные вопросы, как демократия, права человека, международное право и необходимость коллективных подходов к решению мировых проблем»[ii].

Как отметили в МИД КНР, министры «подробно проинформировали друг друга о подходах их стран к отношениям с Соединенными Штатами». Высказана общая оценка, что «США наносят вред делу мира и развития на планете». Лавров и Ван И призвали Вашингтон отказаться от вмешательства в дела других государств. Особо отмечена внешнеполитическая «новация» США на «сколачивание микро-групп из своих союзников», целью которых является оказание давления на Пекин и Москву. По словам официального представителя МИД КНР Хуа Чуньин (Hua Chunying), чем меньше стабильности в современном мире, тем больше потребность в продолжении сотрудничества Китая и России.[iii]

Global Times – международное подразделение «Жэньминь жибао», специально отмечает, что глава МИД РФ прибыл в Китай спустя всего лишь два дня после крайне напряженных китайско-американских переговоров в Анкоридже. Китайские наблюдатели расценивают консультации Москвы и Пекина в таком оперативном формате как «совершенно естественный» обмен значимой информацией. Вместе с тем, подобная доверительность не означает, что две державы формируют атни-американский альянс.[iv]

Байден пришел в Белый дом с «идеей», что Пекин или Москву можно «резко критиковать по одним позициям, но вести конструктивный диалог по другим, где это выгодно самим США», отмечает директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России Александр Лукин.

«Идея эта, может, и кажется в Вашингтоне удачной, однако неизвестно, согласятся ли на неё в Москве и Пекине. Государства эти обрели новую национальную гордость, и в них тоже есть внутренняя аудитория, которая не допустит безответных публичных унижений». Если Вашингтон продолжит линию на публичные «выговоры» и «нотации» по поводу российской или китайской политики, «ему придётся столкнуться с такой же критикой со стороны Пекина», а также Москвы. «…Причём в том числе и по внутриполитическим проблемам, которые в Америке всё острее. И критика эта в мире может быть воспринята как вполне обоснованная.»[v]

Россия и Китай осознают, что жесткое давление Америки на оба государства сохранится надолго. Поскольку подобное развитие событий является следствием усиления потенциала двух стран. В этой связи не вызывают удивления слова Сергея Лаврова о необходимости всемерно укреплять финансовую независимость двух стран, включая создание защищенной от внешних угроз платежной системы. Глава МИД РФ несколько раз, в том числе в ходе итоговой пресс-конференции в Гуйлине, подчеркнул необходимость качественно повысить независимость России и Китая от международных платежных систем, контролируемых странами Запада.

По мнению китайских экспертов, опрошенных Global Times, инициатива Москвы находит понимание в руководстве КНР. Как отметил Ян Цзинь (Yang Jin), эксперт по китайско-российским отношениям в Академии общественных наук в Пекине, доллар США вызывает всё меньше доверия со времен глобального кризиса 2008 года, а последние фискальные инициативы Белого дома лишь усиливают озабоченность относительно долгосрочной устойчивости американской валюты. Сергей Лавров также напомнил, что две страны активно работают над дедолларизацией взаимного товарооборота.

Вашингтон систематически злоупотребляет своей ведущей ролью в системе международных расчетов SWIFT с целью реализации односторонних планов в области политики санкций, отметил Дун Дэньсинь (Dong Dengxin), директор Института финансов и фондового рынка при уханьском Университете наук и технологии. Подобная политика вызывает растущее неприятие во всем мире. Если Китай и Россия сумеют бросить вызов гегемонии доллара, многие государства поддержат инициативу и присоединятся к новой системе. Между тем, по данным RT, ряд российских банков уже подключились к Китайской системе международных платежей с целью оптимизации расчетов по торговым операциям между РФ и КНР.

Важным позитивным сигналом в российско-китайских отношениях стал и недавний визит делегации бизнесменов из Поднебесной в Крым, в ходе которого обсуждались перспективы «партнерства в сфере торговли и туризма». Деловых людей из Китая интересовали винодельческие и сельскохозяйственные предприятия, перспективы развития туристического бизнеса. Российские наблюдатели полагают, «не исключено, что Пекин, в дополнение к развитию взаимовыгодных торгово-экономических отношений, со временем может изменить официальную позицию по Крыму, - если Россия, например, будет готова более активно поддержать возвращение Тайваня в «китайскую гавань»».[vi]

Лидеры России и Китая, Президент Владимир Путин и Председатель Си Цзиньпин, неоднократно подчеркивали, что отношения двух стран имеют практически неограниченный потенциал. Развитие ситуации как в Евразии, так и в мире целом, требует «более тесной координации подходов» Москвы и Пекина, в первую очередь, в вопросах обеспечения безопасности, выстраивания и продвижения конструктивных отношений между государствами. Совокупный экономический потенциал двух стран позволяет им внести значимый вклад в усилия мирового сообщества по защите принципов справедливой конкуренции в международных торговых и финансовых отношениях. Обе страны выступают против необоснованного, тем более, политически мотивированного протекционизма, поддерживают формирование как можно более открытой и честной системы международных экономических отношений.

Визит Сергея Лаврова в Республику Корея был приурочен к значимому юбилею – 30-летию установления дипломатических отношений. Выступая на церемонии открытия Года взаимных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея, Сергей Лавров подчеркнул, что Москве и Сеулу удалось пройти «большой путь» в развитии межгосударственных отношений за очень небольшой, по историческим меркам, период времени. Глава МИД РФ охарактеризовал российско-южнокорейские связи как «по-настоящему добрососедские…, опирающиеся на общность долгосрочных интересов и отличающиеся высоким уровнем взаимного уважения и доверия».

Политический диалог двух стран устойчив, постоянно укрепляется и расширяется. Регулярно происходят контакты на высшем уровне. «Динамично продвигается взаимодействие в торгово-экономической и инвестиционной сферах». Москва и Сеул реализую крупные проекты в Сибирском и Дальневосточном регионах РФ. Активно развиваются связи в рамках инициативы «Девяти мостов», автором которой является Президент РК Мун Чжэ Ин. Речь идет о расширении сотрудничества двух стран «в энергетике, транспортной отрасли, судостроении и судоходстве, сельском и рыбном хозяйстве и других областях». «Расширяются гуманитарные связи»[vii].

Как показали встречи Сергея Лаврова в Сеуле, большинство государств мира отвергают попытки навязать им «выбор стороны» в противостоянии великих держав. Комментируя российско-южнокорейские переговоры, Чен Ю, исследователь из Китайского института современных международных отношений (CICIR), напомнил, что в ходе недавних консультаций в формате «2+2» в Сеуле «Южная Корея не поддержала антикитайские высказывания Соединенных Штатов и их союзников». В «коммюнике по переговорам Южной Кореи и США слово «Китай» не было даже ни разу упомянуто. Сообщают, что в ходе тех переговоров министр Чон Ый Ён сказал: «Мы не собираемся выбирать чью-либо сторону между Соединенными Штатами и Китаем»»[viii].

В ходе визитов российского министра иностранных дел, российская и китайская, российская и южнокорейская стороны еще раз с сожалением констатировали, что для современной международной обстановки характерны вызывающая тревогу нестабильность, а также усиление напряжённости геополитического характера. Множатся вызовы многостороннему подходу к решению мировых проблем, общим правилам международных отношений, со стороны унилатерализма, попыток создания односторонних преимуществ для различных групп транснационального и местнического характера, а также отдельных государств мира.

Россия и Китай становятся всё более важными друг для друга стратегическими партнерами. Существующая модель взаимодействия динамична, адаптивна к новым вызовам, ее параметры постоянно совершенствуются на фоне положительной динамики в сфере общих интересов. Стороны ведут систематическую работу по совершенствованию модальности взаимодействия, регулярно контактируют на высшем уровне, а также на уровне министерств и ведомств, целенаправленно развивают все более тесные и глубокие экономические, деловые связи, культурные и гуманитарные связи.

В целом, Москва и Пекин, Москва и Сеул, демонстрируют твердую решимость к постоянному повышению уровня отношений, их адаптации к реалиям мировой политики XXI века. Россия и Республика Корея развивают взаимовыгодное сотрудничество, расширяют объем и тематику двусторонних связей. Россия и Китай последовательно работают на предупреждение попыток третьих стран оказать влияние на характер и динамику их двусторонних отношений. Как показал визит Сергей Лаврова в КНР и РК, Российская Федерация и ведущие государства Азии и дальше намерены взаимодействовать самым тесным образом в области укрепления стабильности, развития экономики, сотрудничать в выработке решений, нейтрализующих новые вызовы и угрозы.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати