Этот вопрос активно обсуждается в Киеве и за его пределами после того, как недавно делегация бизнесменов из Китая нанесла визит в Крым для обсуждения партнерства в сфере торговли и туризма. Предприниматели из КНР посетили предприятия винодельческой отрасли и сельского хозяйства, а также курортных районов. Украинские политики сочли, что визит китайских предпринимателей в Крым - еще один шаг в рамках ответа Пекина на историю с украинской компанией «Мотор Сич».
«Международная жизнь» подробно писала об этой истории. Санкционные действия Киева против китайского холдинга, который приобрел 56% акций предприятия по разработке и производству авиационных газотурбинных двигателей и промышленных газотурбинных установок, были предприняты под давлением США, которые не хотели, чтобы стратегические технологии и ноу-хау достались Китаю. Пекин, как всегда в подобных случаях, отреагировал жестко и потребовал защитить китайские бизнес-интересы и инвестиции.
Но идет ли при этом речь, что Китай начинает менять свою позицию по Крыму? "Китайские компании поддерживают контакты с Крымом и сотрудничают с ним в соответствии с принципами рынка. Нельзя политизировать это взаимодействие в коммерческой сфере", - заявил в этой связи официальный представитель МИД КНР.[1]
Он добавил при этом, что связи китайских компаний с Крымом обусловлены «исторически сложившимися обстоятельствами и практической необходимостью». Некоторый экскурс в недавнюю историю здесь действительно необходим.
Крым изначально рассматривался как ключевое звено продвигаемой Китаем мега-инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). Значительная часть соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве и кредитах, подписанных еще президентом Януковичем в Китае в декабре 2013 г., накануне драматических событий, связанных с его отстранением от власти, касалась именно Крыма.
В рамках этих соглашений Украина была готова предоставить Китаю территории для создания так называемой крымской зоны экономического развития, которая должна была войти в ЭПШП, - так же, как и Севастополь, и территорию в районе Евпатории, где предполагалось строительство глубоководного порта. Кроме того, в рамках ЭПШП планировалось построить в Крыму новый аэропорт, верфи, нефтеперерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха. Китайские инвестиции должны были составить до $7 млрд. со сроком реализации не более двух лет, прибыль ожидалась через 6 лет после ввода всех объектов в эксплуатацию[2]. Эти планы мало изменились и после воссоединения Крыма с Россией. Но начало санкционного давления на Россию после 2014 г. заставило «заморозить» эти план – китайский бизнес опасался попасть под эти санкции тоже. Но еще тогда газета «Хуаньцю шибао» опубликовала статью «Китайское общественное мнение должно быть на стороне России и Путина», в которой говорилось: «В своей внешней политике по отношению к Москве Китай занял позицию «нейтралитета с легким креном в сторону России». Эта точка зрения не вызывает раздражения у большинства стран и дает Китаю возможность выступить в нужный момент в качестве посредника, чтобы помочь сторонам найти решение, которое устроит всех. Таким образом, мы не окажемся вовлечены в противостояние с западными странами и в то же время сможем помочь Москве».
«Однако, - говорилось далее на страницах «Хуаньцю шибао, - китайскому общественному мнению сейчас можно быть максимально прямым и откровенным, нужно клеймить западные страны за их участие в незаконном перевороте на Украине. Это они завели страну в тупик, в котором она находится сегодня. Следует раскрыть миру глаза на то, что в нравственном плане Россия вовсе не одинока. Ее реакция выразила мнение многих стран мира, недовольных гнетом со стороны Запада. Мы хотим, чтобы появилась возможность достижения компромисса между Западом и Россией, но если западные страны действительно наложат санкции на Москву, то китайское общество непременно окажет России еще большую поддержку, особенно в плане экономического сотрудничества»[3].
К этому нечего добавить и сегодня. Разве что уточнить, сейчас то Китай уже совсем не питает иллюзий в отношении Запада. В Пекине понимают, что если отношения Китая с США или ЕС ухудшатся, то точно не из-за Крыма, а потому не стоит бояться развития взаимовыгодных отношений с этим российским регионом. Исчезли также иллюзии в отношении надежности Украины как китайского партнера – готовность жертвовать украино-китайскими отношениями «по первому свистку» из Вашингтона в определенной мере отрезвила китайскую сторону.
Россия ценит свои отношения с Китаем. В российско-китайских отношениях действует принцип взаимности: например, стороны не комментируют позиции друг друга в территориальных спорах с третьими странами. Однако не исключено, что Пекин, в дополнение к развитию взаимовыгодных торгово-экономических отношений, со временем может изменить официальную позицию по Крыму, - если Россия, например, будет готова более активно поддержать возвращение Тайваня в «китайскую гавань».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «МИД КНР потребовал от Украины не политизировать взаимодействие китайских компаний с Крымом», https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10902921
[3] «Чжунго юйлунь ин до тин элосы хэ пуцзин», Хуанцю шибао, 05.03.2014, http://opinion.huanqiu.com/editorial/2014-03/4878080.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs