ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Прерванный полёт авиаконцерна «Мотор Сич»: Китай намерен истребовать с Украины 3,5 миллиарда долларов

10:01 13.12.2020 • Даниил Денисов, журналист

5 декабря китайская компания Skyrizon («дочка» Beijing Xinwei Technology Group из КНР), которая приобрела в 2016 году акции украинской компании «Мотор Сич», заявила, что будет судиться с Украиной в международном арбитраже. Причиной является арест, который наложен Украиной на акции, приобретённые в 2017 году, и который не даёт китайцам возможность распоряжаться купленным авиастроительным предприятием. Сумму компенсации китайский истец оценивает в 3,5 миллиарда долларов США.

В этой истории, начавшейся вовсе не три года назад, а намного раньше, Украина явила себя миру стороной, которая не только с упоением уничтожает собственную промышленность, но с которой и чрезвычайно опасно вести инвестиционный бизнес. Стороной, которая постоянно декларирует придуманный тезис «весь мир с нами», но делает всё, чтобы оказаться ответчиком в многочисленных международных судах по всему миру.

"Чому бідні - бо дурні. Чому дурні - бо бідні"

Предприятие «Мотор Сич», биография которого началась ещё 113 лет назад, в союзные времена являлось одной из ведущих мировых корпораций по разработке, производству, ремонту и сервисному обслуживанию авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок.

В 1953 году на заводе в Запорожье приступили к изготовлению реактивных двигателей РД-45, РД-500, что стало началом эры газотурбинных двигателей. Представителями нового поколения являются турбовинтовые двигатели АI-20 (1957 год) и AI-24 (1962 год) разработки выдающегося конструктора Александра Ивченко. Различные модификации этих двигателей эксплуатируются и в наше время.

После распада СССР «Мотор Сич» был приватизирован и стал акционерным обществом. Предприятие с начала 1990-х контролирует Вячеслав Богуслаев, который был главой правления, гендиректором, а затем почётным президентом компании, занявшейся с момента обретения Украиной независимости модернизацией, в основном, советских разработок. Сам Богуслаев, некогда спасший запорожские моторы от распила на металлолом, делал всё от него зависящее, дабы уникальное предприятие не развалилось, а «Мотор Сич» оставался успешным проектом. Компания некоторое время, по заданной прежде инерции, поставляла авиационные двигатели и оказывала услуги по их модернизации в более чем 100 стран, а завод с 29 тысячами персонала имел стабильную прибыль и многомиллионные контракты.

По состоянию на 2010 год ПАО «Мотор Сич» производило и сопровождало в эксплуатации 55 типов и модификаций двигателей для 61-го вида самолётов и вертолётов.

При этом доля российского рынка в объёме экспорта предприятия доходила до 70%. В основном Москва закупала двигатели для вертолётов и военных кораблей классов «корвет» и «фрегат».

В ноябре 2011 года, усилиями премьра Николая Азарова, запорожские двигателестроители подписали с «Вертолётами России» крупнейший в постсоветской истории контракт стоимостью в 1,5 миллиарда долларов сроком на 5 лет.

После госпереворота на Украине в 2014 году российский рынок, приносивший 50% чистой прибыли предприятию, рухнул для «Мотор Сич» в десять раз. В 2015 году новые власти Украины полностью разорвали военно-техническое сотрудничество с Россией и тем самым уничтожили существовавшие со времён СССР прочнейшие прежде связи, пережившие, казалось бы, испытания двух мировых войн и развал Союза.

Поначалу предприятию «Мотор Сич», попавшему под рестрикции, ещё обещались некие «большие контракты» от украинских силовиков и даже невиданные инвестиции в создание полного цикла производства вертолётов. Однако уже в июле 2018 году всё стало окончательно ясно, когда глава МВД Арсен Аваков объявил о взятом кредите на 475 миллионов евро вовсе не для запорожской компании, а для закупки 55 вертолётов от Airbus Helicopters из Франции.

В итоге, завод «Мотор Сич» стал испытывать тяжелейшие времена - многократное падение доходов, увольнение тысяч сотрудников и отказ от продукции запорожских авиастроителей на европейских рынках.

После жесточайшего падения объёмов производства по основным статьям, легендарный завод начал активно рекламировать никак не вертолётные моторы, но побочную продукцию типа детских санок и металлической бижутерии.

Впрочем, совсем недавно, 8 октября 2020 года в Офисе президента Зеленского, который «ратует» за отечественный ВПК не меньше, чем его предшественник Порошенко или тот же Аваков, сообщили, что Великобритания поможет переоснастить военно-морские силы Украины, предоставит заём на 10 лет на сумму 1,25 миллиарда британских фунтов. При этом «Украина сможет наблюдать и учиться у Британии», обеспечивая модернизацию и строительство собственных кораблей на своих верфях.

Возможно, в этих морских планах Зеленского найдётся местечко и для Запорожского авиаконцерна «Мотор Сич». Не взлетим, так поплаваем.

Перебитые крылья

Но вернемся к недавней истории. Ещё в сентябре 2014 года Порошенко подписал указ №744 «О решении СНБО о защите Украины и усилении её оборонной способности», поставивший крест на поставках продукции «МоторСича» в российскую военную авиацию и имевший самые тяжелые последствия для украинского предприятия. Указ Порошенко породил окончательное разрушение научно-технических разработок компании, ноу-хау и профессиональных навыков его специалистов, конкурировавших по своему потенциалу с ведущими мировыми специалистами авиационного машиностроения.

После этого, вместо реализации обещанной правительством программы «Национальный вертолёт Украины», заказчики «Мотор Сича» либо заключали с компанией символичные контракты на ремонт вертолётного парка, либо вообще стали обращаться к иностранным поставщикам и исполнителям. Удивительный факт – в разработанной кабинетом Гройсмана государственной стратегии возрождения авиастроения на период до 2022 года «Мотор Сич» даже не упоминался.

Тогдашний первый вице-премьер и министр экономики Степан Кубив побывал в Китае на форуме «Один пояс, один путь». По итогам форума он даже заявил, что первый авиационный двигатель, собранный в рамках сотрудничества между «Мотор Сич» и китайским партнёром, может быть продемонстрирован уже в конце 2017 года. Сам проект по созданию в китайском Чунцине совместного предприятия и грядущие китайские инвестиции в украинский авиапром должны быть названы, по словам Кубива «одним из приоритетов украинского правительства». Впрочем, о своих реляциях этот чиновник очень скоро пожалел, потому что последовало грозное предупреждение из-за океана, а Служба безопасности Украины (СБУ) даже возбудила уголовное дело по поводу вроде бы готовящегося вывоза завода в Китай.

В тот же период, в 2016 году, Богуслаев инициировал сделку по продаже 50% (по другим данным – 75%) компании в пользу китайской Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co и её дочерней компании Skyrizon.

 

В итоге, когда численность персонала завода сократилась уже на треть, ключевой акционер «Сича» Вячеслав Богуслаев за 100 миллионов долларов продал 56% акций ПАО «Мотор Сич» китайской Beijing Xinwei, главным акционером которой является предприниматель и миллиардер Ван Цзин. Кроме этих ста миллионов, китайские инвесторы обязались по сделке вложить в развитие компании ещё столько же через год, а до 2020 года – 150 миллионов долларов.

Согласно украинскому госреестру, с конца 2017 года акционерами компании стали 8 других фирм из офшоров, семь из них – с пакетом менее 10%.

В 2017 году Ван Цзин решил консолидировать доли в оффшорных компаниях, чтобы получить доступ к управлению «Мотор Сич» на правах владельца контрольного пакета.

«Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я продал свои акции», - очень буднично рассказывал позднее Богуслаев, объясняя закономерность совершенной сделки в условиях потери основного заказчика авиадвигателей и рухнувшего производства.

При этом экс-глава «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук в интервью «Стране» рассказал, что по странным причинам власти с давних пор предпринимали все способы, чтобы добить стратегическое предприятие. Вероятно, с прицелом на его приобретение.

«В 2005 году тогдашний глава СНБО Пётр Порошенко вместе со своим тогдашним бизнес-партнёром Григоришиным пытался «отжать» у Богуслаева 25% «Мотор Сичи». Тогда вопрос удалось решить только после личного вмешательства президента Виктора Ющенко. Но Порошенко интереса к предприятию не потерял, и после того, как стал президентом, пытался давить на Богуслаева, чтобы заполучить «Мотор Сич». Многочисленные дела СБУ, лишение предприятий оборонных заказов – всё это звенья одной цепи», - утверждает Бондарчук, добавляя, что уникальные технологии «Мотор Сича» вскоре «загубят окончательно».

Отказ турбины

Сделка по продаже основного пакета акций «Мотор Сич» вызвала настоящий переполох в украинском правительстве и спецслужбах Украины. Продажа предприятия вызвала даже международный скандал с участием официальных лиц Вашингтона.

Более трёх лет с 2017 года в СБУ расследуется дело по статье «диверсия» Криминального кодекса Украины «по факту подготовки и проведения действий, направленных на ослабление государства посредством разрушения стратегического предприятия ПАО «Мотор Сич». По данным СБУ, «представители иностранной компании сооружают современный завод по изготовлению авиадвигателей, на который планируется перенести украинское производство и перенести технологии. При этом скрываются конечные бенефициарные собственники компании-покупателя».

СБУ, вдруг спохватившись, заявляет о том, что группа компаний «Мотор Сич» на протяжении двух лет, оказывается, «помогала Российской Федерации в проведении подрывной деятельности против Украины путём поставок продукции военного назначения и финансировала деятельность поддерживаемого Россией вооруженной группировки ДНР».

Трудно понять – причем здесь Россия, но в результате, в 2017 году на 56% акций ПАО «Мотор Сич» накладывается арест, сделка блокируется, несмотря на отсутствие законных оснований для её аннулирования. 23 апреля 2018 года СБУ проводит обыски в административных помещениях заводоуправления, отделе ценных бумаг ПАО «Мотор Сич» и по местам проживания отдельных физических лиц компании.

Летом 2019 года подлючается «тяжелая артиллерия» - в скандал входит главный управляющий всей независимой Украиной, а значит и «Сичем». Из Белого дома звучит недвусмысленный окрик, а советник американского президента Джон Болтон в ходе своего визита в Киев предостерегает украинское руководство от продажи «Мотор Сич» Китаю. Болтон тогда даже собирался лично встретиться с Богуслаевым. Переговорить и переубедить. Но что-то и тогда пошло не так.

Затем в украинских СМИ прошла информация, будто бы неофициальный советник президента Трампа и основатель ЧВК Blackwater Эрик Принс желает приобрести «Мотор Сич» на паях с американскими инвесторами. Не вышло и это – возможно, передумали.

На этом фоне 13 декабря 2019 года восьмидесятилетний Вячеслав Богуслаев в очередной раз стойко подтвердил нерушимость своей сделки 2016 года – основной пакет принадлежит китайским инвесторам, извините.

Наконец, 29 августа 2020 года не смог не вмешаться Госдеп США, который выразил обеспокоенность планами Китая инвестировать в украинскую промышленность и приобрести крупнейшего изготовителя двигателей для авиатехники – завод «Мотор Сич».

«Секретарь Помпео высказал озабоченность США относительно губительных инвестиций КНР в Украину, включая усилия Пекина по приобретению изготовителя двигателей «Мотор Сич», - прозвучало в заявлении Госдепартамента США.

Любая «озабоченность» главных стратегических партнёров Украины, которая, не приведи Господь, может привести к потере «двухпартийного консенсуса» в её отношении, вызывает в Киеве панические настроения. Антимонопольный комитет и государственная украинская машина судорожно пытается найти хоть какую-то зацепку, чтобы переиграть или хотя бы изменить условия продажи компании.

Однако, эти усилия тщетны уже четвёртый год подряд, и технологический гигант может уйти в руки геополитического противника Вашингтона. Со всеми вытекающими последствиями.

Стоя отдают долг, на коленях просят его простить (Китайская пословица)

«Компания «Мотор Сич» быстро приходит в упадок, и мы как инвесторы несём огромные убытки. И всё это потому, что произошли непредвиденные обстоятельства, которых вообще не должно было произойти. А источник всех этих обстоятельств находится далеко не на коммерческом уровне. На сегодня мы так и не знаем, что послужило причиной того, что наши законные права и интересы были безосновательно нарушены, и более того, мы даже не получили никаких чётких объяснений», - заявил в начале сентября украинской прессе Ван Цзин, совладелец Beijing Skyrizon.

Это заявление прогнозируемо не нашло отклика в Киеве, и обстановка вокруг единственного в стране производителя авиадвигателей стала стремительно ухудшаться.

4 сентября 2020 года китайские инвесторы ПАО «Мотор Сич» направили Министерству юстиции Украины Notice of Investment Dispute – уведомление об инвестиционном споре, где указали, что расценивают действия украинских властей в отношении актива инвесторов из КНР как противоречащую двустороннему межправительственному Соглашению попытку экспроприации их инвестиций.

Китайские инвесторы обратили внимание, что акции АО не принадлежат государству ещё с 2000 года, а с 2015 года АО «Мотор Сич» исключено из списка стратегических предприятий Украины. В мае 2017 года тогдашний вице-премьер Кубив заверил китайских инвесторов во всесторонней поддержке Украиной их сотудничества с «Мотор Сич», но всего через 2 месяца после этого по инициативе СБУ было открыто уголовное производство.

В конце сентября китайские инвесторы разослали письмо депутатам Верховной Рады. В своём обращении инвесторы просили нардепов приложить все усилия «для прекращения произвола»: «Мы просим инициировать создание следственной комиссии в ВР и таким образом защитить десятки тысяч работников «Мотор Сичи» от увольнения, а также сохранить государству 3,5 миллиарда долларов, которые в противном случае Украина будет обязана выплатить».

Встретив хладнокровное безразличие законодателей и наблюдая за неуклюжими попытками СБУ обернуть ситуацию таким образом, чтобы уголовными делами выставить виновными в сделке украинское руководство предприятия, китайские совладельцы уведомили Киев, что против Украины инициирован международный арбитраж.

«5 декабря 2020 года китайские инвесторы ПАО «Мотор Сич» направили украинскому правительству обращение в международный арбитраж против государства Украина, согласно Соглашению между Правительством Украины и Правительством КНР о поощрении и взаимной защите инвестиций», - говорится в официальном сообщении представителей контрольного пакета акций компании.

Цена вопроса известна – 3,5 миллиарда долларов США. Шансов выиграть процесс для Украины очень немного, тем более что разгневанное руководство Beijing Skyrizon сразу объявило, что вести дело будут сразу три крупнейшие глобальные международные юридические компании - WilmerHale, DLA Piper и Bird&Bird.

Громкие фамилии в составе консультантов и партнёров этих компаний обещают в предстоящей судебной тяжбе большие проблемы для Украины. Так, партнёром DLA Piper, представляющей интересы корпораций из списков Global 1000 и Fortune 500, является Даг Эмхоф, являющийся супругом никому иной, как Камале Харрис – «Человеку 2020 года» и вероятному новому вице-президенту США. Другим партнёром компании, к примеру, является экс-директор ФБР Роберт Мюллер, которого должны помнить на Украине по очень громким расследованиям в отношении сотрудничества с Киевом Пола Манафорта.

На разработках Гэри Борна – выдающегося мирового авторитета в области коммерческого арбитража – базируется большинство двусторонних и многосторонних соглашений о защите инвестиций и инвесторов. Борн является председателем Группы международной арбитражной практики нанятой китайскими инвесторами компании WilmerHale.

Что дальше? Решение в пользу китайского инвестора будет означать серьёзные осложнения для Украины и в отношениях с США, уменьшение американской помощи, не говоря уже об окончательной потере украинского авиастроения. Кроме этого на кону иск величиной в 7,7% доходной части госбюджета Украины 2020 года. Сами же Штаты до сих пор не сделали ни шагу, чтобы помочь Украине в ее споре с Китаем.

Окончательно отказать китайцам в праве на акции, которые они уже купили – это огромный скандал с Китаем на внешнеполитическом уровне, выплата гигантских компенсаций, найм дорогих западных юристов. И опять же никаких гарантий по иску.

Попытка заморозить ситуацию в том состоянии, в котором она находится последние три года – этого не позволят теперь не только Китай, но и США. Кроме того, такая позиция не исключит судебных разбирательств с неизбежными огромными издержками и возможную перспективу проигрыша в конечном итоге.

Как бы ни было, украинская власть, затаившись, не подаёт пока никаких признаков активности. Если не считать, конечно, обысков в «Мотор Сич».

Можно ещё продолжать пользоваться рецептом мягкой эвтаназии, который выписан за океаном технологиескому сектору украинской экономики, деградируя и превращаясь в «аграрную супердержаву». Да вот только землю тоже разрешили распродавать. Ну, просто куда не кинь…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати