ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Экономический форум тюркских государств: что день грядущий нам готовит?

12:59 07.05.2024 • Мария Колесникова, кандидат политических наук, доцент МГЛУ

В последние годы в рамках функционирования Организации тюркских государств (ОТГ) множатся платформы для выстраивания многостороннего взаимодействия. Очередным новым форматом, который, как ожидается, должен закрепиться на продолжительную перспективу, стал Экономический форум тюркских государств (ЭФТГ), впервые прошедший в начале мая с.г. в Баку. Мероприятие было организовано Ассоциацией малых и средних предприятий и клубов и Ассоциацией франчайзинга Азербайджана при партнерском содействии ОТГ и ряда других экономических отраслевых структур, действующих на пространстве тюркского мира. Основными целями форума, объединившего более 1000 участников из 15 стран, заявлены изучение инвестиционных возможностей, привлечение иностранных инвесторов и компаний, а также укрепление связей между тюркоязычными странами.

Сам факт проведения ЭФТГ наводит на мысль об усилении экономической составляющей в тюркоцентричных проектах, продвигаемых в том числе при деятельном участии Турции.

Выступая на церемонии открытия посол Турции в Азербайджане Д. Багчи отметил: «Страны-члены Организации тюркских государств обладают значительным потенциалом для увеличения показателей совместного товарооборота, который превысил 42 млрд. долларов»[1] по итогам 2023 года. При этом совокупный ВВП стран ОТГ оценивается в более чем 1,5 трлн. долларов, а численность населения составляет более 160 млн. человек и весьма динамично увеличивается в силу преобладания молодежи.

В последние годы страны ОТГ расширяют сотрудничество в сфере «зеленой» энергетики, туризма, образовательной и молодежной политики. Дан старт и инвестиционному сотрудничеству в новом формате: создается Тюркский инвестиционный фонд, достигнуты договоренности о реализации совместных деловых инициатив в области сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. Поступательно развивается сотрудничество в информационно-коммуникационном секторе: в числе прочего намечены прокладка оптического кабеля через Каспий, строительство DATA-центров, формирование регионального цифрового хаба. Наращивается взаимодействие в сфере космических исследований: запланированы совместные проекты по запуску оптических низкоорбитальных аппаратов и спутников связи (в частности, подписано соответствующее соглашение между Космическим агентством Министерства цифрового развития и транспорта «Азеркосмос» и турецким оператором спутниковой связи Türksat)[2].

Об основных темах Бакинского форума можно судить по названиям панельных дискуссий: «Экономическое сотрудничество между тюркоязычными странами и его влияние на мировую экономику», «Маршрут Шелкового пути: должен ли он проходить через Китай или Индию?», «Роль свободной экономической зоны Азербайджана», «Роль тюркских женщин: развитие женского предпринимательства», «Экономическое сотрудничество в тюркоязычных странах: брендинг и франчайзинг». Значимо, что ЭФТГ проходит в преддверии летнего неформального саммита ОТГ в городе Шуша (Азербайджан), где, вероятно, ряд озвученных майских экономических инициатив будут вновь представлены на обсуждение. Одной из таких, наиболее тиражируемых в СМИ по итогам форума, может стать предложение о маркировке продукции, производимой в странах ОТГ, меткой «Made in Turan»[3]. С этой идеей выступил председатель правления Ассоциации франчайзинга Азербайджана Д. Мовсумов.

В контексте «туранской темы» следует отметить, что несмотря на то, что ее продвижение зачастую приписывается многими обозревателями Турецкой Республике, в публичном пространстве она фигурирует преимущественно на стороне партнеров Анкары по ОТГ, среди которых наиболее выделяются Азербайджан и Казахстан. Так, например, в Баку даже функционирует офис информагентства «Туран», а Астана «на полях» мероприятий ОТГ ранее выступила с инициативой создания одноименной ОЭЗ в целях повышения эффективности торгово-экономического взаимодействия стран тюркского мира. Впоследствии власти Казахстана приняли решение о переименовании находящейся на территории республики специальной экономической зоны «Turkistan» в «Turan»[4], что было закреплено соответствующим указом осенью 2023 года. При этом едва ли приходится говорить о некоем давлении со стороны Турции. Скорее наоборот, судя по заявлениям в открытой печати подобные шаги – исключительно инициатива самих стран. Более того, ввиду по-прежнему сохраняющихся сложностей в национальной экономике Анкара признает значимость выхода за рамки исключительно тюркской компоненты и прагматичного привлечения сторонних партнеров (в частности, приглашение принять участие в ЭФТГ получили ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Япония, Катар, Россия и Египет).

Отечественные исследователи справедливо отмечают, что Реджеп Эрдоган, неоднократно разъясняя мотивы внешнеполитической активности страны иностранным журналистам, в своей популистской риторике использует скорее термины глобалистских амбиций, нежели неких «туранистских идеалов». Основной акцент турецким лидером традиционно делается на «уникальном историческом опыте сопряжения западной и восточной традиции»: «Географически мы располагались в сердце Азии, Европы и Африки <...> у нас глубокие и длительные культурные связи с обширным пространством, простирающимся от Судана до Индонезии, от Центральной Азии до Африки, от Дальнего Востока до Европы. На этих землях, которые всего пару столетий назад входили в состав Османской державы, сейчас 45 различных государств. На этих территориях проживают наши братья и сородичи — в разных европейских странах более 5,5 млн. человек с турецкими корнями. Для нас невозможно оставаться равнодушными к тому, что происходит в Европе, Северной Африке, на Кавказе, в Центральной Азии или на Балканах»[5].

В целом, в настоящее время на обширном пространстве тюркского мира в экономическом плане наиболее выделяются две крупные структуры: ОТГ и ЕАЭС. Сам факт их существования и развития, несмотря на определенную разницу в нюансах деятельности с одной стороны, подталкивает к неизбежной конкуренции, а с другой - является в некоторой степени сдерживающим фактором в лучших традициях политики реализма, основанной на балансе сил. На среднесрочную перспективу наиболее вероятно, что пути сосуществования двух этих структур будут зависеть от специфики выстраивания отношений между Россией и Турцией.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://www.azernews.az/business/225463.html

[2] https://caliber.az/post/237499/

[3] https://24.kg/english/293154_Made_in_Turan_Brand_under_which_Azerbaijan_going_to_unite_Turkic_states/

[4] https://uchet.kz/news/sez-turkistan-pereimenovali-v-sez-turan/

[5] https://fmp.elpub.ru/jour/article/view/105/105

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати