Фото: Eurasiancommission
Меры, принятые Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и национальными правительствами, позволили нивелировать негативное влияние пандемии COVID-19 на экономики стран ЕАЭС. По официальной оценке ЕЭК, снижение совокупного ВВП по Союзу в 2020 году составило 3,9%, в то время как в Евросоюзе, по данным ОЭСР, ВВП сократился на 6,4%. Данная статистика наглядно демонстрирует, что ЕАЭС справился с вызовами пандемии лучше, чем Европейский союз. Об этом директор департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссииАскар Джаппаркулов заявил во время тематической сессии ЕЭК «Пандемия COVID-19 и устойчивое развитие в региональном интеграционном объединении: опыт ЕАЭС».
Несмотря на то, что наихудшего сценария для экономик стран ЕАЭС в период пандемии удалось избежать, коронавирус всё же внёс серьёзные коррективы в развитие Союза, причем эффекты от его воздействия проявились в каждой стране по-разному. «В целом, если в первом квартале прошлого года экономический эффект от пандемии не ощущался, то уже в последующих кварталах мы наблюдали серьезные негативные последствия», – отметил чиновник.
Спровоцировав резкое снижение цен на сырье и так называемые промежуточные товары, коронакризис тяжело ударил по России и Казахстану: их экспорт в прошлом году снизился на 20,6% и 19,1% к уровню 2019 года, при этом в Армении и Кыргызстане спад составил всего 3,9% и 1,1%. Кроме того, кризис негативно сказался на пассажирообороте. В 2020 году число прибывших в Россию из Армении по сравнению с 2019 годом сократилось на 71,7%, из Кыргызстана – на 68,8%, из Казахстана – на 67,4%. Это нанесло колоссальный ущерб транспортной отрасли, по оценке ЕЭК, пассажирооборот всех видов транспорта по отдельным странам Союза сократился на 33,1-67,6%. Негативные последствия пандемии также повлияли и на объемы внешней и внутренней торговли. К примеру, товарооборот с третьими странами в прошлом году, по сравнению с 2019 годом, снизился в среднем на 15%, а взаимоторговля – на 11%.
В итоге пандемия коронавируса привела к снижению ВВП всех стран-участниц Евразийского экономического союза на 3,9%: от минимальных 0,9% в Беларуси до 7,5% в Армении и 8,6% в Кыргызстане. Для сравнения: ВВП Европейского союза упал на 6,4% (в Германии – на 5,4%, Великобритании – на 10%).
Однако 2020 год принес и положительные результаты. Впервые с момента создания Союза на взаимную торговлю между Москвой и Минском пришлось более половины – 52% – всего товарооборота между странами-участниками ЕАЭС, в то время как торговля между двумя главными экономиками ЕС – Германией и Францией – обеспечила в 2020 всего 5,2% совокупного объема торговли внутри Евросоюза. «Несмотря на все сложности, в странах ЕАЭС мы также наблюдали рост показателей в таких важных отраслях экономики, как обрабатывающая промышленность, где рост составил 0,4% к уровню 2019 года, и сельское хозяйство, которое добавило 2,3%. Драйвером роста стала также область фармацевтики», – подчеркнул департамента макроэкономической политики ЕЭК.
По его словам, даже в таких жестких экономических условиях государства-члены Союза успешно справились с вызовами пандемии. «В целом, на мой взгляд, принятые национальные и совместные меры в ЕАЭС позволили нивелировать негативное влияние коронакризиса», – заключил Аскар Джаппаркулов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs