Европейский Союз переосмысливает свое присутствие, влияние и интересы в Арктике и, в соответствии с этим, нуждается в адекватных инструментах для эффективных действий в северных широтах. Одним из них можно считать принятую 27 апреля 2016 г. Комиссией (ЕК) Комплексную арктическую политику, процесс обновления которой был инициирован в декабре 2019 г. Устойчивое развитие региона и международное сотрудничество, смягчение последствий изменения климата и охрана хрупкой полярной экосистемы – три ключевых столпа политики Союза в регионе. О «перекалибровке» арктической политики ЕС, обусловленной ускоренным изменением климата и усилением геоэкономической и геополитической конкуренции в макрорегионе, говорит назначение в апреле 2020 года нового специального посланника по арктическим вопросам, которым стал Майкл Манн, бывший посол ЕС в Рейкьявике, имеющий длительный опыт работы в Арктике, а также публикация Европейским парламентом (ЕП) в июле анализа сбалансированной политики Союза в регионе на фоне отсутствия внешнего признания интеграционной группировки как весомого арктического актора.
По мнению ЕП, актуализированный вариант арктической доктрины должен быть амбициозным и интегрированным в «большую политику» Союза, получать адекватное финансирование и способствовать активному включению молодого поколения в решение арктических проблем. Также парламентарии считают, что им необходимо активнее участвовать в решении отдельных вопросов, таких как привлечение к совместной работе российских коллег и ассоциаций коренных народов Арктики. 28 сентября 2020 года Арктический центр при Университете Лапландии (The Arctic Centre at the University of Lapland) объявил о проведении по заказу Комиссии нового исследования политики ЕС в отношении Арктики по различным направлениям. Целью исследования является сбор информации о положительном и отрицательном ее воздействии на Арктику, то есть о так называемом «арктическом следе» Союза как крупной экономики загрязнителя, технологического и исследовательского центра, а также анализ актуальности различных действий ЕС. В ходе реализации проекта, финансируемого Комиссией (Службой инструментов внешней политики), в соответствии с рамочным контрактом между ЕК и консорциумом во главе с консалтинговой компанией EPRD (Office for Economic Policy and Regional Development Ltd.), был рассмотрен широкий спектр политических мер Союза, в том числе: политика в области климата и энергетики, циркулярная экономика и противодействие загрязнению пластмассами, биоразнообразие, рыболовство, судоходство, добыча и использование природных ресурсов, поддержка регионального развития, участие ЕС в международном арктическом сотрудничестве. Окончательный доклад, в котором будут отражены результаты независимого исследования, не обязательно отражающего точку зрения ЕС, планируется подготовить к лету 2021 г. Арктика сегодня – это дом для 700 тыс. граждан Евросоюза, продолжающего наращивать усилия по обеспечению безопасности, стабильности, устойчивости и процветания своих самых северных территорий. Арктический регион сталкивается с серьезными демографическими, экологическими и экономическими проблемами. В настоящее время в европейской Арктике реализуются при поддержке ЕС десятки проектов, сосредоточенных на решении широкого круга вопросов, от масштабных научных исследований и инициатив в области «зеленой» энергетики до поддержки арктических малых и средних предприятий (МСП) и космической политики Союза. Среди наиболее значительных примеров того, что делает ЕС в высоких широтах, можно привести проект по поддержке пожилых людей, живущих в северных районах (в том числе с серьезными заболеваниями) – RemoAge – сотрудничество между партнерами из Швеции, Норвегии, материковой Шотландии, Западных островов, Шетландских и Фарерских островов и Северной Ирландии. RemoAge – один из более чем 100 проектов, включенных в программу «Северная периферия и Арктика» (Northern Periphery and Arctic)129 на 2014-2020 гг., осуществляемых при поддержке Европейского фонда регионального развития (ERDF). Старшее поколение в отдаленных и малонаселенных районах европейских арктических регионах сталкивается с двумя проблемами: большие расстояния и ограниченные ресурсы. Чтобы преодолеть эти препятствия, RemoAge поддерживает пожилых людей с помощью пакетов услуг, включающих предоставление семейных опекунов, медицинского персонала, а также цифровые решения, предлагающие прямую, персонализированную помощь в их повседневной жизни. Европейский союз финансирует несколько программ, помогающих МСП развивать и расширять свою деловую деятельность. Один из них – «Северные злаки – новые рынки для меняющейся окружающей среды» (Northern Cereals – New Markets for a Changing Environment, CEREALS), проект транснационального сотрудничества, направленный на то, чтобы помочь фермерам в отдаленных регионах лучше адаптироваться к изменению климата и повысить эффективность своей деятельности для увеличения местного производства зерновых. Меняющиеся в сторону потепления погодные условия, улучшенные сорта и технологии создают новые возможности для этого в приполярных районах. Передача знаний партнерам, в том числе из Исландии, Северной Норвегии, Фарерских островов, Шотландии и Канады, имеет решающее значение для проекта, который уже способствовал росту числа фермеров, производящих ценные зерновые продукты в этих регионах, тем самым повышая занятость на местах, доходы и потребительский выбор в сельской местности. 19 октября Комиссия приняла программу работы на 2021 г., направленную на то, чтобы сделать Европу более здоровой, справедливой, процветающей и отвечающей требованиям цифровой эпохи. Она содержит новые законодательные инициативы по всем политическим руководящим принципам деятельности Комиссии под руководством У.фон дер Ляйен. Реализуя приоритеты, изложенные в программе, ЕК будет продолжать направлять усилия на преодоление кризиса и повышение жизнестойкости европейской экономики и общества. Для достижения цели «Более сильная Европа в мире» ЕК анонсирует презентацию обновленной политики ЕС в отношении Арктики, описывая регион как «особенно подверженный климатическим изменениям и экологическому давлению, а также его экономическому воздействию и влиянию на безопасность». Брюссель как потребитель ресурсов, добываемых в Арктике или доставляемых через нее, намерен использовать свое экономическое влияние, чтобы деятельность фирм на этом рынке соответствовала европейским экологическим и социальным стандартам. 10 ноября 2020 завершились общественные консультации о путях продвижения арктической политики Европейского Союза, инициированные 20 июля Еврокомиссией и Европейской службой внешних связей (EEAS). Обратная связь с многочисленными заинтересованными сторонами в Европе и за её пределами позволят ключевым операторам арктической политики ЕС глубже осмыслить разнообразные проблемы и перспективы развития региона перед лицом новых вызовов и возможностей, в том числе амбиций Союза в рамках «Европейской зеленой сделки» (The European Green Deal) – плана действий по повышению эффективности использования ресурсов путем перехода к чистой безотходной экономике, восстанавливающей биоразнообразие и сокращающей загрязнение окружающей среды при одновременном создании новых рабочих мест и повышении уровня и качества жизни. Обсуждение обновленной арктической политики проводилось с участием широкого круга заинтересованных сторон: государств-членов ЕС; арктических и других государств, проявляющих интерес к арктическому региону; местных муниципалитетов; международных организаций; неправительственных организаций; коренных народов и местных общин; финансовых учреждений; социальноэкономических партнеров; научных кругов, гражданского общества. 13 ноября свой взгляд на арктическую политику Евросоюза высказали даже представители церкви. Комиссия епископских конференций ЕС (COMECE) призвала строить обновленную арктическую политику на основе неукоснительного соблюдения прав человека (в том числе представителей коренных общин, уважая их естественную среду обитания), социальной и экологической ответственности предприятий на фоне климатических изменений, истощения ресурсов и неизбежного обеднения местного населения. Католические епископы подчеркивают необходимость учета «человеческого измерения», прежде всего охрану здоровья, безопасность и социально-экономическое развитие как коренных жителей, так и работников-мигрантов. Опираясь на широкий спектр экспертных знаний и мнений по анализу сильных и слабых сторон существующей политики, полученных в ходе этих консультаций, Комиссия рассчитывает подготовить отвечающий современным реалиям обновленный подход, включающий пересмотр/дополнение отдельных задач нынешнего варианта Комплексной политики ЕС в Арктике и роли Союза в арктических делах, определить и разработать новые аспекты политики. При этом борьба с изменением климата и его последствиями, а также защита окружающей среды и содействие устойчивому развитию останутся ключевыми целями, достижение которых не представляется возможным без науки, инноваций и действенной поддержки многостороннего сотрудничества. Профильный директорат Еврокомиссии (по вопросам окружающей среды, рыболовству и морским делам, руководитель – мальтиец Кармену Велла) и Европейская внешнеполитическая служба рассчитывают на то, что полученные материалы позволят принять обоснованное решение о возможных будущих действиях.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs