Проблема мусульманских беженцев рохинджа превращается для Мьянмы и её соседей во внешнеполитический вызов. Большинство покинувших Мьянму рохинджа осели в Бангладеш (1 млн.), спровоцировав гуманитарный кризис в местах своего компактного проживания. Разрешить этот кризис самостоятельно Бангладеш не в состоянии в силу ограниченных финансовых возможностей. Поэтому привлечение третьих стран в процесс урегулирования вопроса рохинджа неизбежно.
В мьянманской политике традиционной влиятельной силой является армия - генералитет имеет влияние на многие силовые ведомства. Без координации усилий между мьянманским правительством и силовиками урегулирование кризиса едва ли возможно. И международная дипломатия вынуждена учитывать этот нюанс.
Сложившаяся кризисная ситуация, в первую очередь касается соседей Мьянмы - стран АСЕАН и Австралии, так как основные потоки беженцев рохинджа направлены, кроме Бангладеш, в Индию, Таиланд, Малайзию, Сингапур и Индонезию. Они проникают в эти страны как сухопутным (Малайзия, Таиланд), так и морским путём (Индонезия, Сингапур) через Андаманское море. Учитывая эту ситуацию, Австралия, со своей стороны, обеспокоена возможностью превращения соседней Индонезии в резервуар для беженцев со всеми вытекающими из этого последствиями.
Андаманское море обладает важным стратегическим значением в рамках проекта Индийско-Тихоокеанского региона (ИТР), инициированного США и их союзниками. Понятие ИТР, по замыслу Вашингтона, должно заменить термин «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР), подчеркнув бóльшую роль Индии в регионе.
При этом нестабильность в Андаманском море, вызванная потоками беженцев из Мьянмы, может распространиться на Бенгальский залив, омывающий восточное побережье Индии. Бенгальский залив даёт Индии выход на страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) - регион, за который Дели и Вашингтон конкурируют с Пекином. До полного контроля над регионом одной из сторон далеко: Вьетнам сближается с Индией и США, Лаос и Камбоджа открываются навстречу Китаю. Таиланд выверено старается уравновесить американское влияние влиянием китайским, и одновременно не останавливается в развитии отношений с Индией.
Андаманское море отделено от Бенгальского залива цепью островов и соединено с Малаккским проливом, связывающим Индийский и Тихий океаны. В Андаманском море расположены Никобарские и Андаманские острова, в англоязычной литературе их называют «одними из стратегически самых важных островов» (one of the most strategically located island chains in the world). Индия намерена превратить их в пункты постоянной дислокации своих военно-морских и военно-воздушных сил.
Самый северный из Андаманских островов расположен всего в 50 км. от островных территорий Мьянмы. Самый южный из Никобарских островов – в 180 км. от неспокойного индонезийского штата Ачех, где активны местные исламисты. Андаманское море составляет значительную часть исключительной экономической зоны Индии и играет заметную роль в поставках товаров из Азии в другие части света. Без контроля над Андаманским морем Индия не может считаться влиятельным игроком в проекте ИТР.
Вооружённые группы рохинджа внесены мьянманским правительством в список террористических организаций (1). Многие эксперты считают, если не будут найдены пути разрешения гуманитарного кризиса, их радикализация при соучастии различных внешних сил – вопрос времени. Ни Индии, ни её партнёрам превращение Бенгальского залива в регион с энтропийными тенденциями ни к чему.
Министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди в ходе проведённой в удалённом формате встрече глав МИД стран АСЕАН призвал Мьянму создать безопасные условия для возвращения сотен тысяч рохинджа из Бангладеш (2). Марсуди выразил общее видение стран АСЕАН данной кризисной ситуации. У Индонезии есть свои проблемы с исламским терроризмом в штате Ачех. Понятно, что наплыв в страну обездоленных рохинджа может привести к рекрутированию беженцев в ряды исламистов.
Бангладеш в контакте с АСЕАН дважды начинал процесс добровольного возвращения рохинджа в Мьянму, и оба раза - неудачно. Беженцы, опасаясь за свою безопасность и социальное благополучие, возвращаться отказываются. Уровень бедности штате Ракхайн (место компактного проживания рохинджа) достигает 78%, в то время как в других частях страны средний показатель составляет 37,5% (3).
Пекин также заинтересован в урегулировании этой гуманитарной проблемы. Китайская дипломатия активно содействует контактам между Мьянмой и Бангладеш для поиска путей решения кризиса. Для Китая ЮВА – регион перспективного развития совместных экономических проектов и одно из звеньев инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь». Экономический коридор Китай – Мьянма простирается от китайского Куньмина до мьянманского Ракхайна.
В Ракхайне Пекин готов построить морской порт, вложив $1,3 млрд. Если этот инвестиционный проект будет реализован, Пекин получит через Мьянму выход в Индийский океан, что сократит маршрут поставок вглубь континентального Китая товаров, доставляемых по Индийскому океану. Появление и, тем более, консервация в регионе очагов дестабилизации не отвечает интересам Китая.
Углубление китайско-мьянманских отношений – естественная реакция на давление, оказываемое Западом и Индией на мьянманские власти в связи с проблемой рохинджа. Введённые Вашингтоном санкции против мьянманских силовиков и политиков заставляют их обращаться за инфраструктурно-экономической поддержкой к Пекину. Если же вопрос с рохинджа будет урегулирован, политика Нейпьидо может стать менее ориентированной на Китай и более многовекторной. С определенной уверенностью можно предположить, что это и есть главная цель стараний Индии и США в этом противоречивом конфликте.
1) https://asiasociety.org/australia/rohingya-crisis-joint-diplomatic-challenge-asean-and-australia
2) https://thediplomat.com/2021/01/indonesia-urges-myanmar-to-create-safe-conditions-for-rohingya-repatriation/
3) https://www.cfr.org/backgrounder/rohingya-crisis
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs