Chatham House: Внешнеполитические приоритеты администрации Байдена
Демократия должна работать в первую очередь дома
Демократия США была ярко продемонстрирована и тщательно изучена всем миром на протяжении всего президентства Трампа. В предстоящие годы глобальный баланс демократических и авторитарных ценностей будет определяться не только руководством США за границей, но особенно способностью администрации Байдена наладить демократию в Америке.
Сегодня США потрясены внутренним разделением, а распределение экономических возможностей и выгод в обществе неравномерно. Доверие к руководству, избирательной системе и способности государства добиться поставленных целей серьезно пострадало.
Три шага необходимы, хотя и недостаточны сами по себе, для улучшения качества демократии в Америке. Во-первых, необходимо сохранить роль фактов и науки в формировании государственной политики. Во-вторых, важно создать комиссию для регистрации и обеспечения ответственности за самые ужасные нарушения эпохи Дональда Трампа; это должно выходить далеко за рамки более узкой темы импичмента.
В-третьих, администрация Байдена должна разработать подход и комплекс мер для обеспечения социальной и экономической справедливости, которые объединяют и интегрируют, а не разделяют и раскалывают белый рабочий класс американцев с расовыми меньшинствами Америки.
Успех в восстановлении доверия к демократии имеет значение далеко за пределами Америки. Доверие к демократическим ценностям затухает во всем мире на протяжении более 14 лет, но недавние нападения на демократию в Соединенных Штатах представляют собой особую глобальную проблему, поскольку слова и действия президента США и его сторонников имеют последствия далеко за пределами Америки.
Как напоминание о том, что поставлено на карту - жесткая конкуренция с Китаем - и США, и их партнеры должны работать над новшествами, инвестировать и, что важно, сдерживать. Но ничего из этого недостаточно, чтобы ответить на глобальный вызов мощного и компетентного авторитаризма, не заставив демократию работать дома.
Возрождение духа Америки
Самая большая внешнеполитическая проблема, с которой сталкивается новая администрация Джо Байдена, находится дома, потому что внешнеполитической команде Байдена необходимо воссоединить достижения в международной сфере с ощутимыми преимуществами для среднего американца.
Было время в Америке, когда усилия Вашингтона по содействию международной открытости, институциональному сотрудничеству и многостороннему управлению сделали именно это. Это гарантировало широкую двухпартийную поддержку внешней политики США, повысило авторитет США и репутацию за рубежом. Если Байден надеется возродить этот дух Америки, его администрация должна найти способы сделать то, что США делают за границей, снова приносить дивиденды широкому кругу своих граждан.
Это требует, чтобы его внешнеполитическая команда была более открытой, чем ее предшественники, в отношении краткосрочных и долгосрочных последствий внешней политики для различных внутренних секторов и групп. Также необходима тесная координация между внешнеполитическими и экономическими командами Байдена, чтобы гарантировать, что выгоды от любых новых торговых инициатив - какими бы желательными с геополитической точки зрения они ни были - носили инклюзивный характер внутри страны.
Один из способов - объединить инициативы со стратегически целевыми инвестициями в неторгуемые секторы внутри страны. Другой - связать их с программными инициативами, такими как законопроект Шумера-Мендеса стоимостью 350 миллионов долларов в Сенате, направленный на модернизацию производственных мощностей и инфраструктуры страны и повышение международной конкурентоспособности американских фирм.
Слово «ограничение»
Каждый год в Японии Общество знатоков Кандзи публикует «слово года», отражающее дух времени. Для внешней политики США 2021 год называется «ограничение». Хотя в течение последних трех десятилетий Соединенные Штаты пользовались огромной свободой, что бы проводить амбициозную внешнюю политику, сейчас условия изменились. Проблема заключается в том, как команда Байдена по внешней политике и союзники США приспосабливаются.
После 1990 года США заняли завидное положение, поскольку после распада Советского Союза у них не было соперника из великих держав. Вашингтон принял экспансивную стратегию глобального лидерства, поддерживая военное господство, расширяя союзы и часто полагаясь на военную силу. Внутри страны этот подход пользовался поддержкой обеих партий, в то время как за рубежом союзники по холодной войне продолжали полагаться на американское лидерство.
Теперь это другой мир, поскольку Китай превратился в мощного конкурента: он все больше бросает вызов политическому, экономическому и военному господству Америки. Внутри США появились серьезные разногласия. Президентство Трампа привело в ярость демократов, раскололо республиканскую партию и потрясло демократические основы Америки.
Помимо изменяющегося баланса сил, пандемии и напряженной внутренней политики союзники Америки также беспокоятся о продолжении лидерства США. Конечно, Соединенные Штаты остаются лидирующей страной, и объявление Байдена о способной внешнеполитической команде во многом успокоит. Но история 2021 года - это то, как Соединенные Штаты и мир приспосабливаются к растущим ограничениям.
В направлении «климатического клуба» США-ЕС
Джо Байден выиграл выборы с самым амбициозным климатическим планом, когда-либо выдвинутым кандидатом, и в его распоряжении есть целый ряд исполнительных инструментов, которые помогут вывести энергетический сектор на путь декарбонизации к 2035 году и заставить экономику США двигаться к нулевым чистым выбросам к 2050 году.
Однако для достижения этих целей требуются более решительные меры - установление цены на углерод в масштабах всей экономики, отмена субсидий на ископаемое топливо, инвестирование в низкоуглеродные технологии, - которые, в свою очередь, требуют одобрения Конгресса. Несмотря на то, что опросы общественного мнения показывают, что две трети американцев хотят, чтобы их правительство принимало больше мер по борьбе с климатической угрозой, это не остановит республиканцев, ведущих борьбу с политикой чистого нуля.
Международная дипломатия предлагает Байдену более многообещающую арену для реализации своих климатических амбиций. В силах президента вернуть США к Парижскому соглашению и представить более амбициозный проект по сокращению выбросов в преддверии COP26.
Другие страны тепло приветствуют возвращение Америки к климатической многосторонности. Но чтобы «сплотить остальной мир для противодействия угрозе изменения климата», как обещал Байден во время избирательной кампании, США необходимо создавать альянсы. Изменение климата - это область, в которой США могут найти общий язык с Китаем, но продолжающееся геополитическое соперничество омрачит ситуацию.
Более вероятным сценарием является более тесное сотрудничество с Европой, с разговорами о будущем «климатическом клубе» США и ЕС, основанном на трансатлантических ценах и тарифах на углерод. Администрация Байдена будет встречена с распростертыми объятиями в Брюсселе, если она предложит такое партнерство, но сможет ли она провести жесткую политику, необходимую для того, чтобы сотрудничество США и ЕС в области климата стало реальностью? Как скоро узнает Байден, путь к прочному международному лидерству в борьбе с изменением климата пролегает через Капитолийский холм.
Угрозы безопасности намного шире терроризма
Шокирующее нападение на Капитолий демонстрирует, как сильно изменилась национальная безопасность с тех пор, как этот термин впервые приобрел популярность после 11 сентября 2001 года. В последние 20 лет, и особенно в этом году, наиболее значительные угрозы для США больше не кроются в исламском экстремизме. По данным Центра экстремизма ADL, подавляющее большинство атак связано с местными экстремистами правого толка.
Но не только насилие со стороны экстремистов угрожает внутренней безопасности США. Прошлый год в полной мере отразил разрушительное воздействие ряда других угроз для страны, таких как пандемия, кибератаки на государственный и частный секторы, и растущая угроза изменения климата, вызывающая более разрушительные стихийные бедствия и стимулирующая миграцию, экономический спад и нестабильность.
Так что стратегия национальной безопасности, которая фокусируется только на том, что происходит в границах США, потерпит неудачу. Учитывая глобальную взаимосвязанность наших цепочек поставок, путешествий, экономики и рынков, директивные органы национальной безопасности должны сканировать земной шар, обращая внимание на угрозы, которые могут легко «пересечь границы».
Что еще более важно, бюрократия должна «созреть», чтобы смягчить эти угрозы. Существует прочный бюрократический аппарат для противодействия иностранной террористической угрозе, но в Соединенных Штатах нет такой же инфраструктуры для смягчения других, более серьезных угроз. Пришло время, чтобы ответные меры политики развивались в соответствии с угрозой.
Целостный подход к торговой политике
Торговая политика не находится в центре внимания ближайших политических приоритетов администрации Байдена, и в ближайшее время вряд ли появятся новые торговые сделки. И все же никакая другая область политики не будет столь важной для решения ключевых внутренних и международных проблем, с которыми сталкиваются США.
От оживления экономики США после кризиса, вызванного COVID, до решения проблемы изменения климата и проблем, связанных с экономикой Китая и правами человека, торговая политика станет ключевым инструментом заявленного Байденом подхода к «внешней политике для среднего класса».
Принимая более многосторонний торговый подход, администрация Байдена должна использовать торговлю как инструмент для восстановления отношений с ключевыми партнерами по всему миру. Действия новой администрации, в отношении процесса выбора следующего Генерального директора Всемирной торговой организации станут первым испытанием.
В отличие от администрации Трампа, Байден будет более тесно сотрудничать с союзниками США, чтобы противостоять Китаю, но торговая политика в отношении Китая, вероятно, изменится меньше, чем в отношении ближайших партнеров США, таких как ЕС. По мере того, как границы между внутренней и внешней политикой становятся все более размытыми, более целостный подход к торговой политике может помочь заручиться более надежной политической поддержкой торговли и заложить основы для заключения новых торговых соглашений, когда придет время.
Ядерная сделка с Ираном требует более широкой региональной приверженности
«Управление» Ираном является наиболее актуальной проблемой на Ближнем Востоке для администрации Байдена, поскольку давняя напряженность в отношениях с Ираном, его расширенная ядерная деятельность и программа по баллистическим ракетам, региональная активность и спонсорство негосударственных субъектов остаются постоянной проблемой для Соединенных Штатов.
Эти проблемы усугубились, когда президент Трамп отказался от ядерного соглашения с Ираном (СВПД) и ввел санкции, что бы надавить на Тегеран. Теперь администрация Байдена намерена решать эти проблемы, используя поэтапный процесс, при котором решающее значение имеют время, последовательность и постоянная дипломатия.
Байден дал понять, что он будет добиваться возврата к СВПД: процесс, который считается необходимым первым шагом для защиты СВПД и предотвращения дальнейшего ускорения ядерной деятельности Ирана.
Иран проведет свои президентские выборы в июне 2021 года, и для уходящей администрации Роухани быстрое возвращение к сделке восстановит утраченное экономическое и политическое доверие и, возможно, также повлияет на результаты выборов. Но этот первый шаг не успокаивает республиканских или региональных критиков и не решает проблемную региональную динамику.
Чтобы сделать СВПД устойчивым, необходимо срочно продолжить обсуждение. Более широкие и сложные региональные дискуссии требуют приверженности региональных участников, таких как Израиль, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, а также Ирана и сторон, подписавших «P5+1», для продолжения многосторонней дипломатии.
Возвращение Запада
В своей книге «Отказ от Запада» Майкл Киммейдж показывает, что концепция Запада возникла как ключевой организационный принцип внешней политики США в первой половине 20-го века, достигла апофеоза во время холодной войны, а затем потеряла популярность. Америка стала тем, что Киммейдж называет «постколумбовой республикой» - в частности, с появлением мультикультурализма, начиная с 1970-х годов. При администрации Обамы идея «либерального международного порядка» пришла на смену анахроничной идее «Запада».
Однако отчасти в качестве реакции на пост-западное президентство Трампа, а отчасти в ответ на агрессию России и подъем Китая, идея «Запада» возвращается. Как ни странно, кажется, что она особенно популярна среди внешнеполитической команды Джо Байдена, несмотря на то, что Киммейдж назвал идею «расовым, этническим, религиозным и культурным багажом».
Еще неизвестно, насколько администрация Байдена придает особое значение идее Запада. Некоторые из его команды говорят о Западе, но другие возродили идею «свободного мира» - еще одну концепцию холодной войны, но основанную на идеологии, а не на географии или развитии, и которая может также включать незападные демократии, такие как Индия. Точно так же много говорят о «сообществе демократий».
Многие в Европе приветствовали бы возвращение идеи Запада - многие европейцы мыслят даже более «цивилизационно», чем американцы. Идея Запада им льстит еще и потому, что предполагает, что Европа так же важна, как и во времена холодной войны. Но хотя повторная приверженность идее Запада может показаться укреплением трансатлантических отношений, в конечном итоге было бы ошибкой удваивать такую анахроничную идею.
Источник: https://www.chathamhouse.org/2021/01/foreign-policy-priorities-biden-administration
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs