Gatestone Institute: Инвестиционная сделка между ЕС и Китаем: "плевок в лицо правам человека"
Европейский союз заключил спорное торговое соглашение с Китаем. Пакт подвергся широкой критике, потому что европейские лидеры в своем явном стремлении достичь соглашения пожертвовали заботой о правах человека, положив ее на алтарь финансовой выгоды. Действительно, ровно через неделю после подписания соглашения Китай начал массовые репрессии против демократических активистов в Гонконге.
Так называемое Всеобъемлющее соглашение об инвестициях (CAI), заключенное 30 декабря, было поспешно согласовано канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом Франции Эммануэлем Макроном, президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен и президентом Европейского совета Шарлем Мишелем. Остальные страны ЕС были исключены из переговоров. Как сообщается, Меркель под давлением Китая хотела достичь соглашения любой ценой до того, как 31 декабря закончится шестимесячное председательство Германии в ЕС.
Сделка - детали, которой еще не обнародованы - якобы направлена на выравнивание экономических и финансовых условий путем предоставления европейским компаниям улучшенного доступа на китайский рынок. В настоящее время Китай имеет гораздо больший доступ к европейскому рынку, чем наоборот.
Однако Китай пошел на ограниченные уступки всего в трех секторах - электромобили, телекоммуникации и частные больницы - и с множеством оговорок, которые ограничат инвестиционные возможности европейских компаний.
Более того, 19 декабря, всего за несколько дней до заключения сделки между ЕС и Китаем, последний утвердил новую систему проверки национальной безопасности для иностранных инвестиций. Новые правила позволяют Китаю блокировать иностранные инвестиции, когда считается, что они наносят ущерб национальной безопасности Китая.
Между тем в соглашении между ЕС и Китаем отсутствуют действенные механизмы обеспечения соблюдения мер по вопросам, которые, по утверждению ЕС, его волнуют, например, изменение климата и права человека, включая принудительный труд.
30 декабря фон дер Ляйен с гордостью заявила, что соглашение «отстаивает наши интересы» и «продвигает наши основные ценности». Однако 6 января, через семь дней после заключения торгового соглашения между ЕС и Китаем, китайские власти арестовали более 50 человек, в том числе американского юриста по правам человека Джона Кланси, по подозрению в «подрывной деятельности» в Гонконге.
Бывший губернатор Гонконга лорд Паттен сказал, что экономическая сделка, которая еще должна быть одобрена Европейским парламентом, представляет собой «издевательство» над амбициями ЕС: "Это плевок в лицо правам человека и он показывает бредовое представление о надежности Коммунистической партии Китая на международной арене».
«Всем европейским политикам, откуда бы они ни приехали, стоит помнить, что еврейская община всего мира открыто говорила о Синьцзяне и, в частности, обращала внимание на сходство между тем, что происходит в этом регионе сегодня, и Холокостом 1940-х годов.»
«Неужели мы скоро увидим конец принудительного труда в Синьцзяне и развитие профсоюзного движения в Китае? Забудьте об этом».
«Конечно, немыслимо, чтобы Европейский парламент мог поддержать жалкий проект соглашения, которое Европейская комиссия хочет подписать с Пекином».
«Это серьезная стратегическая ошибка в то время, когда президент Байден будет стремиться создать международное партнерство либеральных демократий, чтобы справиться с агрессивным, хамским поведением и нападками китайских коммунистов на наши международные правила».
«Мы должны стремиться не к сдерживанию Китая, а к сдерживанию коммунистической партии Китая».
В язвительном комментарии, опубликованном Financial Times, обозреватель Гидеон Рахман заявил, что сделка была «наивной» и повысит уязвимость Европы перед давлением Китая: «За последний год Китай подавил свободу Гонконга, усилил угнетение в Синьцзяне, убил индийские военных, угрожал Тайваню и ввел санкции в отношении Австралии. Тем не менее, подписав сделку с Китаем, ЕС дал понять, что ему все равно. Как говорит Янка Эртель, директор азиатской программы аналитического центра Европейского совета по международным отношениям: «Это огромная дипломатическая победа для Китая».
«Наивно полагать, что Китай будет уважать соглашение, которое он подписал. Наивно игнорировать геополитические последствия заключения сделки с Китаем прямо сейчас. И наивно полагать, что ухудшение политического климата в Пекине никогда не повлияет на жизнь в Брюсселе или Берлине».
«За последний год Китай неоднократно демонстрировал свою готовность игнорировать договорные обязательства. Его новый закон о национальной безопасности нарушает соглашение с Великобританией, которое гарантировало автономию Гонконга. Китай также ввел тарифы на австралийские товары в нарушение китайско-австралийского соглашения о свободной торговле».
«Сделка между ЕС и Китаем была лоббирована канцлером Германии Ангелой Меркель и была заключена сразу после завершения председательства ее страны в ЕС. Г-жа Меркель считается поборницей либеральных ценностей. Но ее подход к Китаю во многом обусловлен коммерцией. Она знает, что немецкая автомобильная промышленность пережила несколько тяжелых лет, а Китай является ее крупнейшим рынком»...
«Многие европейцы также считают, что США находятся на пороге новой холодной войны с Китаем - и не хотят участвовать в этом ... Желание Европы избежать военной конфронтации в Тихом океане также рационально. Но опора на американскую гарантию безопасности в Европе, подрывая американскую политику безопасности в Тихом океане, не выглядит мудрой или устойчивой политикой в долгосрочной перспективе».
«Европейцы также обманывают себя, если думают, что могут не замечать все более авторитарный и агрессивный характер Китая Си Цзиньпина. В течение последних 70 лет европейцы извлекали выгоду из того факта, что самой могущественной нацией в мире является либеральная демократия. Если авторитарная нация, такая как Китай, вытесняет Америку как доминирующую глобальную державу, тогда демократии во всем мире почувствуют последствия».
«Даже при нынешнем геополитическом порядке Китай неоднократно демонстрировал готовность использовать свою экономическую мощь в качестве стратегического оружия. Усиливая экономическую зависимость от Китая - без согласования своей политики с другими демократическими странами - европейские страны повышают свою уязвимость перед давлением Пекина. Это в высшей степени недальновидное решение для «геополитической комиссии».
Аналитики Амрита Нарликар и Самир Саран утверждали, что сделка между ЕС и Китаем серьезно ослабила собственные позиции ЕС, оттолкнув союзников и друзей:
«В сделке есть много неправильного, на что мы могли бы указать как с точки зрения процесса, так и с точки зрения последствий».
«Мы могли бы косо взглянуть на поразительную поспешность, с которой Европейский Союз - обычно громоздкая, сложная и бюрократическая машина - протолкнул эту сделку».
«Мы могли бы поднять бровь по поводу того факта, что окончательные переговоры проходили в то время, которое обычно считается самым тихим временем года: праздничные выходные, нехватка сотрудников в редакциях газет и усталые граждане, отчаянно пытающиеся перевести дух в период, который так мило описывается на немецком языке как "zwischen den Jahren" (тихое время между годами). Наши приподнятые брови, возможно, могли бы еще больше подняться, если бы мы обратили наше внимание на тот факт, что люди по всей Европе охвачены нахлынувшей второй волной пандемии коронавируса (в день подписания соглашения Германия достигла нового удручающего рекорда ежедневных смертей из-за COVID-19)».
«Мы могли бы поставить под сомнение не только сроки проведения встречи ЕС-Китай, но и выбор главных действующих лиц: в каком качестве президент Макрон присутствовал на этой встрече? Фотографии со встречи создают впечатление, что две крупнейшие экономики Европы - Германия и Франция - сидят за рулем; все внимание, которое Союз претендует уделить представительству и подотчетности для своих оставшихся 25 членов (которые будут сокращены до 24 с выходом Великобритании), - это не более чем слова».
«Мы могли бы даже - если бы мы были склонны - вежливо указать, что нас не убедила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, заявив, что «Соглашение отстаивает наши интересы и продвигает наши основные ценности. Оно дает нам рычаг для искоренения принудительного труда». Пункты, по крайней мере, в том виде, в котором они представлены в пресс-релизе ЕС, являются слабыми. Они, на самом деле, настолько слабые, что можно было бы почти захотеть разрисовать их граффити LOLOL (Laugh Out Loud On Labor standards), если бы не трагические и ужасные нарушения прав человека, о которых сообщается в Синьцзяне».
«Мы могли бы поднять все эти и многие другие вопросы в том же духе. Но они все равно не дадут нам понять суть вопроса, который носит глубоко политический характер».
«Международная торговля и инвестиции - несмотря на все тщеславие, которое многие экономисты и юристы, кажется, питают по этим вопросам, - по своей сути являются политическими. И они стали еще более политическими в контексте подъема Китая: не только из-за использования и злоупотребления многосторонними правилами нерыночных экономик (на чем обычно акцентируют внимание защитники CAI), но также из-за фундаментальной разницы в ценностях, которые должны определять цели многостороннего сотрудничества. Вопреки склонности технократов сводить ценности к трудовым и экологическим стандартам, ценности включают в себя принципы демократии первого порядка, либерализма, плюрализма и многое другое. А международная торговля и инвестиции, особенно в мире, где взаимозависимость можно превратить в оружие, стали слишком важными, чтобы их оставлять в «дисциплинарном бункере» или технократических пузырях. CAI - это не просто вопрос инвестиций или даже стандартов; это вопрос, который имеет потенциально серьезные последствия для безопасности. Он начинает кардинально менять то, кем мы являемся как общество, община и люди».
"Китай, возможно, больше, чем когда-либо в 2020 году, предоставил Европе достаточно доказательств этих различий. Он угрожает и запугивает демократическую Австралию за то, что у нее хватило смекалки настаивать на расследовании причин пандемии. В его новом законе о безопасности почти полностью отменил обещание «одна страна две системы» для Гонконга. Его авантюризм в соседних морях усилился. Его пограничный конфликт с Индией перерос на новый уровень».
«Несмотря на все эти явные провокации, ЕС мало что сделал для обновления своей стратегии. Он - почти религиозно - продолжал повторять свою мантру 2019 года: он видит в Китае своего партнера, конкурента и соперника. На самом деле это было не что иное, как возведение заграждения - и после завершения переговоров по CAI ЕС сигнализировал своему народу, своим союзникам и даже Китаю, какую сторону забора он предпочитает».
«CAI - несмотря на заявление фон дер Ляйен о том, что он поможет ЕС защищать многосторонность - вовсе не многостороннее. Это двусторонняя сделка с авторитарной державой, которая, кажется, имеет совершенно иное понимание многосторонности. Сделка происходит в особенно неподходящее время. Она сигнализирует Китаю, что теперь ЕС не только закрывает глаза на его все более агрессивное поведение, но и фактически вознаграждает его. Это говорит о том, что ЕС не уделяет должного внимания своему ближайшему союзнику - США, - которые при новой администрации Байдена ясно дали понять, что хотели бы работать вместе над Китаем. Это не успокаивает другие демократии, такие как Австралия, Япония и Индия, а также подрывает потенциал для союзов с единомышленниками. И сделка является пощечиной многосторонности: она показывает, как, несмотря на все разговоры в пользу реформирования многосторонности, ЕС на самом деле придает большее значение двусторонней сделке со страной, которая внесла значительный вклад в разрушение системы»...
«Важно отметить, что все это выбор, который сделал ЕС. Их не мог обмануть Китай. Китай просто довольно эффективно провел раунд реальной политики. Европа же, напротив, ослабила свою собственную руку, пренебрегла своими собственными ценностями и подорвала позиции своих друзей и союзников».
Бывший заместитель советника США по национальной безопасности Мэтт Поттингер написал в Твиттере, что действия ЕС показали, что корень проблем в трансатлантических отношениях лежит в европейских элитах, а не в президенте США Дональде Трампе:
«Лидеры, как политических партий США, так и правительства США озадачены и ошеломлены тем, что ЕС движется к новому инвестиционному соглашению прямо накануне прихода новой администрации США».
«Бюрократам в Брюсселе или Европе негде спрятаться. Мы больше не можем обманывать себя тем, что Пекин находится в контексте соблюдения трудовых прав, в то время как он продолжает строить миллионы квадратных футов фабрик для принудительного труда в Синьцзяне».
Председатель делегации Европарламента по отношениям с Китаем Рейнхард Бутикофер заявил, что европейские лидеры отказались от вопроса о принудительном труде: «Нелепо пытаться продать это как успех». Он добавил, что Германия позволила Китаю «вбить огромный клин между США и Европой». Он также написал в Твиттере: «Меркель, Макрон, Мишель и фон дер Ляйен до сих пор отказывались объяснять общественности свою сделку с Китаем. Пока все плохо. Но если они теперь уклоняются от вопроса, навязанного Пекином, о преследовании гонконгских демократов, то им следует считаться лидерами политической трусости».
Китайский ученый Андрес Фульда сказал, что сделка между ЕС и Китаем стала результатом «группового мышления» высокопоставленных политических лидеров в Европе и представляет собой «крупную победу для генерального секретаря Си Цзиньпина и действительно плохую новость для всех, кто стремится к более ценностной Европейской общей внешней политике и политике безопасности». Он добавил, что теоретически сделка все еще может быть отменена, но для этого потребуется: а) сопротивление европейского гражданского общества; б) критика Европейского парламента; и в) вмешательство администрации Байдена.
Европейский депутат Гай Верхофштадт написал в Твиттере, что «любая китайская подпись на правах человека не стоит той бумаги, на которой она написана!»
В своем письме для зрителя директор Hong Kong Watch Джонни Паттерсон призвал ЕС отказаться от сделки с Китаем: «Если Европа серьезно настроена стать оплотом либеральных ценностей, Европейский парламент не может позволить, чтобы интересы немецкой автомобильной промышленности преобладали над международным правом. Пока мы спорили о Brexit, стало ясно, что отношения с Китаем станут определяющим дипломатическим вопросом века. Пренебрежение Пекином норм международного права в Гонконге служит катализатором изменения альянсов - и Британии, и Европе предстоит сделать серьезный выбор».
Источник: https://www.gatestoneinstitute.org/16929/eu-china-investment-deal
The National Interest: Россия, Китай и многое другое: как Америка может справиться со своими самыми большими грядущими угрозами
Реакция на решение Джо Байдена назначить министром обороны, генерала армии в отставке Ллойда Остина, до сих пор игнорировала, возможно, самую важную проблему безопасности нашей страны: Китай. Почему? Молчание по этому поводу вызывает недоумение.
Соревнование великих держав с Россией и Китаем не ново и было фактором в администрации Обамы-Байдена в последний год ее существования. Сегодня усиливающееся давление вызывает конкуренцию между США, Китаем и Россией. Это соревнование вот-вот войдет в более опасную фазу, требующую сильного флота, усиленного передового военного присутствия и прагматической дипломатии национальных императивов.
С точки зрения Китая, старение населения, неурегулированные территориальные споры и замедление темпов роста экономики синхронизируются с тем, чтобы бросить вызов легитимности Коммунистической партии Китая (КПК). Эта легитимность была основана на обеспечении КПК процветания, измеряемого увеличением валового внутреннего продукта, который снижается по мере старения населения Китая. По причине того, как это обещание после Тяньаньмэнь нарушается, националистические призывы к разрешению тайваньского спора будут усиливаться - сценарий, который может втянуть США в войну.
Кроме того, попытки КПК принять закон об экстрадиции вызвали протесты в Гонконге, которые продолжаются и сегодня. Следствием этого стал отказ КПК от многолетней предложенной концепции мирного урегулирования гражданской войны в Китае, известной как «Одна страна, две системы».
Отсутствие новой основы для мирного урегулирования спора между КПК и Тайванем, и это экономическое давление достигнет пика к 2029 году. Именно тогда в Китае начнется неизбежное сокращение численности населения и связанные с этим темпы роста ВВП, вероятно, снизятся с сегодняшних 6,9 до 3 процента к 2030 году. Так совпало, что КПК срочно стремится развернуть полностью современные вооруженные силы к 2027 году - бюджетный приоритет в пятилетнем плане КПК на 2021–25 годы.
В то же время Россия остается неприкрытым стратегическим агитатором, стремящимся ослабить геополитический порядок, который, по ее мнению, противоречит национальным интересам. После российско-грузинской войны 2008 года Россия под руководством Владимира Путина доказала, что умеет эффективно использовать военные, экономические и дипломатические возможности - в частности, аннексия Крыма и интервенции в Сирию и Ливию. По мере того, как Китай становится более агрессивным в Азии, он потенциально отвлекает Запад, открывая возможности для продвижения Россией собственных интересов на своей периферии за счет НАТО и США.
Более того, как президент Си Цзиньпин, так и Путин протолкнули законодательные изменения, которые позволяют им эффективно править пожизненно. Это знаменует собой отход от постсоветского опыта России, а также от китайской традиции посткультурной революции избегать культа личности. Это, вероятно, означает, что Соединенные Штаты в течение некоторого времени будут знать, с кем имеют дело. Обратной стороной, с учетом того, что пожизненное правление имеет «исторический багаж» в обеих странах, является то, что Си и Путин будут вынуждены подтвердить свое длительное лидерство достижением военных, экономических или дипломатических успехов.
Подобно традиционным автократическим режимам, оба они подвержены внешнему риску, поскольку им также приходится бороться с внутренними проблемами; КПК тратит почти на 20 процентов больше на внутреннюю оборону, чем на внешнюю национальную оборону. Из-за этого они пытаются изменить реальность на суше и на море без прямой конфронтации с помощью, так называемых, гибридных операций или операций серой зоны. Опираясь на активные кампании влияния, экономическую щедрость и военное присутствие, их теория победы состоит в том, чтобы отчуждать Соединенные Штаты от союзников и партнеров по безопасности, вытеснять рыночное влияние и доступ и изображать основанный на правилах порядок, как лицемерный и служащий только интересам США.
Это подчеркивает необходимость того, чтобы Соединенные Штаты умело использовали военно-морскую государственную систему, поддерживаемую соответствующим размером, обученным и оснащенным флотом. Для достижения этой цели ВМФ должен выставить флот способный выиграть войну, одновременно ведя активное стратегическое соревнование с Китаем и Россией. Чтобы перевести ВМФ в эту новую парадигму, необходимо одновременно решить семь императивов:
-
Сформулировать стратегическое видение, выходящее за рамки политических программ, позволяющее ВМФ обеспечить более тесное сотрудничество между правительством, конгрессом и промышленностью.
-
Ускорить развертывание нового парка оборудования, в том числе с использованием беспилотных систем и их полевых испытаний, а также многообещающих новых возможностей, таких как высокоэнергетические лазеры.
-
Расширить мощности верфи, чтобы обеспечить быстрое возвращение судов в строй
-
Отдать приоритет краткосрочному развертыванию ограниченного числа кораблей на решающих театрах военных действий в Южно-Китайском море и Восточном Средиземноморье, где они будут иметь наибольшее стратегическое влияние.
-
Восстановить навыки управления основными военно-морскими кораблями, а также отработать концепции ведения боевых действий, для противодействия развивающимся военно-морским возможностям Китая и России.
-
Обеспечить безопасность и усиление интегрированных военно-морских сил, включая береговую охрану, призванную обеспечить безопасность наших исключительных экономических зон в условиях мира, а также важнейшие воздушные и морские пути, которые могут оказаться под угрозой в войне с Россией и Китаем; особенно в центральной и южной частях Тихого океана.
-
Реализовать комплексную национальную программу судостроения, чтобы восстановить конкурентоспособность страны в стратегически важной морской отрасли, включая коммерческое и военное судостроение.
Соединенные Штаты не могут избавиться от тех, кто считает их процветание и демократические принципы препятствием для своих замыслов. Неохотно нация за последние пять лет пробудилась к новой эре конкуренции великих держав, которая вот-вот вступит в новую опасную фазу. Ослабление решимости и бдительности сделало бы конфликт более вероятным и дорогостоящим.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs