Фото: rithmeurasia.org.
В Международном дискуссионном клубе «Валдай» в рамках проекта ThinkTank состоялся вебинар «Будущее Шанхайской организации сотрудничества», организованный совместно с аналитическим центром Observer Research Foundation (ORF).
Открывая обсуждение, почетный научный сотрудник ORF Нандан Унникришнан отметил, что семинар проводится очень своевременно – вскоре после окончания работы саммита ШОС. По словам индийского эксперта, было бы крайне актуально оценить современное состояние этой организации и сравнить позиции Москвы и Дели по поводу ее ближайших перспектив.
Программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачев рассказал о стратегических перспективах развития ШОС с точки зрения России. По его мнению, в глазах официальной Москвы эта организация изначально была важным инструментом стабилизации международной политики в восточной части Евразии. Это неизбежно требовало включения в процесс не только традиционных партнеров России в Центральноазиатском регионе, но и Китая, что и произошло в начале 2000-х годов. В течение последующего десятилетия эта политическая линия полностью доказала собственную правоту. Изначально объединение задумывалось как площадка для предотвращения перерастания межгосударственных противоречий в конфликты, однако теперь возник вопрос о том, по какому пути необходимо развиваться дальше. Во-первых, существовал и продолжает существовать большой соблазн двигаться по пути традиционного развития международных институтов, предполагающего расширение сфер взаимодействия и углубление интеграции по всем наиболее перспективным направлениям – от экологии и борьбы с инфекционными заболеваниями до противодействия террористической угрозе. Но есть и иной путь, предполагающий развитие изначальной идеи Евразии – круглого стола, в рамках которого не существует какой-либо доминирующей группировки сил. Если признать этот вариант оптимальным, то для этого необходимо было расширение ШОС, предполагающее включение в неё дополнительных участников международной политики – от западных границ России до Юго-Восточной Азии. Пусть даже вступление в эту организацию Индии и Пакистана замедлило развитие ШОС по пути создания функциональных бюрократических агентств. Однако в этом нет ничего трагического: если участвующие государства будут неспособны обсуждать между собой в многостороннем формате важнейшие вопросы международной политики, то вряд ли они будут в состоянии развивать ШОС по пути интеграции.
«Международные институты переживают сейчас очень непростые времена. Происходит глобальное перераспределение сил, и в большинстве ситуаций мы не можем сказать, что какое-либо государство может играть лидирующую роль в рамках этих институтов. Все успешные опыты регионального сотрудничества были реализованы после Второй мировой войны на Западе. В первую очередь, это Европейский союз и НАТО. В обоих случаях существовал один или два наиболее сильных лидера, которые могли контролировать процесс принятия решений, и, таким образом, своим политическим, военным и экономическим весом обеспечивать развитие этих институтов. Сейчас мы видим ситуацию, когда существование таких единоличных лидеров невозможно. Более того, в ШОС мы создали ситуацию, когда не может быть даже двух лидеров. Со вступлением Индии мы сделали традиционную жизнь сложнее, но с точки зрения перспектив развития мы сделали ее интересной и правильной», - считает Т. Бордачев.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в России Асоке Кумар Мукерджи в своем выступлении обсудил ряд вопросов, интересующих Дели в рамках актуальной международной повестки. По словам дипломата, ШОС имеет огромное значение как региональная антитеррористическая структура. Кроме того, он выразил надежду на то, что членство в ШОС будет способствовать разрешению острых пограничных разногласий между Дели и Пекином, а также приведет к заключению соответствующего соглашения по территориальным вопросам. Г-н Мукерджи также отметил, что считает важным развивать экономическое сотрудничество между странами ШОС, особенно в вопросах транспортной логистики и цифровизации, а также в вопросах борьбы с эпидемиями и природными катастрофами.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов посвятил свое выступление противоречиям внутри Шанхайской организации сотрудничества. В частности, он отметил, что Россия изначально добивалась спокойствия и отсутствия конфликтов в Евразии, тогда как Китай рассматривал ШОС как экономический рычаг для реализации собственных логистических проектов. Переломным этапом для организации стало вступление в ее ряды Индии и Пакистана, поскольку в результате деятельность ШОС в области укрепления стабильности и безопасности оказалась затруднена. Это происходило не только из-за противоречий между Дели и Пекином, но и по причине крайне сложных отношений между Дели и Исламабадом. Например, фактически парализована деятельность Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Это связано с тем, что у Индии и Пакистана совершенно противоположные взгляды на то, кто именно разжигает террористическую активность: в Исламабаде обвиняют Дели в поддержке экстремистов в Белуджистане, тогда как индийская сторона обвиняет пакистанских соседей в поддержке террористов в Кашмире. Таким образом, под сомнением оказался традиционный подход деятельности ШОС, согласно которому предполагалось, что меры доверия должны предшествовать урегулированию территориальных претензий. Поэтому эксперт не исключил, что не «шанхайский дух» взаимного доверия и сотрудничества не удастся сохранить, а сама ШОС постепенно станет «призрачной» организацией без какого-либо реального влияния.
Заместитель декана Школы международных отношений им. Джиндала Шрипарна Патхак рассказала о взглядах официального Дели на взаимодействие между Индией и КНР в рамках ШОС. По ее оценке, Пекин занимает центральное место в ШОС и активно занимается лоббированием своих интересов в ущерб индийским. Такое положение дел не может не способствовать некоторому скептицизму индийских политиков в отношении организации.
Г-жа Шрипарна Патхак отметила, что для Китая полезность ШОС определяется следующими вопросами: обеспечением собственной энергетической безопасности; охраной границ; сдерживанием исламского радикализма в Синцзян-Уйгурском автономном районе; обеспечением ключевой связи с важнейшими евразийскими рынками. В свою очередь, Индия стремится развивать отношения со странами Центральной Азии (где её позиции могут войти в противоречие с интересами Пекина), а также искать новые пути сотрудничества с Россией. Тем не менее, перспективы сотрудничества сохраняются в вопросах обеспечения мира в Евразии, а также борьбы с террористической угрозой, особенно на афганском направлении, но для достижения эффективных результатов нужны новые формы сотрудничества, позволяющие снизить напряженность в отношениях двух стран. Эксперт также отметила, что определяющее влияние не только на экономику и здравоохранение, но и на мировую политику оказала пандемия коронавируса. Одним из первых обеспечить положительные темпы экономического роста удалось Китаю. По мере того, как КНР будет пытаться стать мировым экспортером, в том числе и в области вакцин, у него получится всерьез оспорить позиции международной системы, в которой до недавних пор доминировали Соединенные Штаты и их союзники.
Старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин напомнил, что механизм принятия решений в ШОС носит консенсусный характер. Это позволяет остальным участникам объединения эффективно защищать свои интересы, несмотря на значительный перевес позиции Пекина. Шанхайская организация сотрудничества сохраняет свое значение и для самой КНР, в особенности, если учесть сложные отношения между Китаем и США, значительно ухудшившиеся в период президентства Дональда Трампа. Этой заинтересованностью китайской стороны в ШОС могут воспользоваться другие её участники, более активно и успешно продвигая на международной арене собственную актуальную повестку.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs