В современной румынской историографии антисоветское (антикоммунистическое) подполье в Румынии 1944-1948 годов превращено официальной пропагандой в антисоветский и антироссийский культ.
Невзирая на отсутствие идеологического совпадения понятий «советский» и «русский», Бухарест намеренно их уравнивает, потому что если эти понятия разлучить и развести по сторонам, культ антикоммунистического подполья потеряет свою русофобскую направленность, т.е. свой основной современный смысл.
В отличие от Польши, в Румынии участие советских силовых структур в ликвидации антикоммунистического подполья было мало заметным и заключалось преимущественно в оказании поддержки на уровне советников. Тем не менее, румынский официоз силится представить дело так, будто Румыния – такой же масштабный случай сопротивления «советской оккупации», как и Польша. Это, судя по замыслу, должно послужить дополнительным инструментом идеологического укрепления официально объявленного военно-стратегического сотрудничества Варшавы и Бухареста.
Нет смысла отрицать трагизм периода правления режима Чаушеску, но сейчас румынскому антикоммунистическому подполью старательно придаётся чрезмерная историчность и несвойственная ему значимость. Создаётся миф, будто это было чуть ли не уникальным явлением послевоенной Европы. Для информационного обрамления этого мифа применяются искусственно усложнённые идеологемы. Например, что подполье – это многомерное историческое явление, разворачивавшееся одновременно на военно-политическом, экономическом, культурном и духовном уровнях. И все ради того, чтобы «бросить камень» в сторону современной России, которая уже много лет идет своим демократическим путем развития.
Придумана специальная типология, согласно которой антикоммунистическое подполье в Румынии разделено на взаимосвязанные формы – сопротивление в виде военизированных партизанских отрядов, гражданских групп, зарубежных диссидентов, интеллектуальных слоёв, ответственных за разработку контр-идеологии, студенческих протестов, диссидентских кругов и т.д. Таким образом, создается очередной многомерный фейк в идеологических целях.
Отдельным пунктом выделяют даже т.н. неформальное сопротивление – внутреннее противодействие индивида просоветскому строю на уровне психологии и ментальности (1)! Каким образом и в каких единицах следует измерять степень этого сопротивления в душе индивида? И где та граница, с которой такое сопротивление начинается и где оно заканчивается? Ответа на эти вопроса не существует, да, судя по всему, это румынских «историков» и не интересует.
Такая притянутая за уши типология позволяет растянуть хронологию подполья чуть ли не до конца 1980-х и делать вид, будто оно имело беспрерывный характер. Это, в свою очередь, позволяет разделить его на временные периоды, придать видимость научности и исторической солидности.
Количество жертв коммунистического правления в Румынии оценивается почти в полмиллиона человек, но не приводится никаких доказательств, что их было именно столько (2). Социалистический строй в Румынии сохранялся на протяжении сорока пяти лет. Получается, что в год румынские коммунисты уничтожали как минимум по сто тысяч сограждан, что, конечно же, неправда.
Все пенитенциарные учреждения автоматически рассматриваются как часть репрессивно-карательного аппарата румынской компартии, как будто там сидели только противники коммунизма, и ни одного уголовника, и как будто есть в мире государства, способные существовать без тюрем.
Замалчивается численность жертв антикоммунистического подполья, которое по своим характеристикам было, скорее, бандподпольем, поскольку промышляло тем же, чем промышляли антикоммунистические движения тех лет в других странах Восточной Европы – бандитизмом, грабежами, налётами на госучреждения, расправами над правоохранителями и инакомыслящими.
Жертв бандподполья задним числом массово записывают в коллаборационистов, провокаторов и осведомителей, чтобы оправдать их убийство антикоммунистами. Казнённый бандитами Лазарь Чернеску (Lazar Cernescu), памяти которого в послевоенные годы посвящали стихи, сегодня объявлен информатором. Незаслуженным героем называют Ольгу Банчик (Olga Bancic) – бессарабскую еврейку-партизана, казнённую фашистами в 1944 г.(3).
Случай с Банчик симптоматичен. В 1930-х она томилась в румынских застенках из-за участия в несанкционированной акции протеста. Её биография доказывает, что предвоенная Румыния вовсе не была островком демократии и свободомыслия, растоптанным «советскими оккупантами».
О том же свидетельствует факт массового расстрела политических заключённых в Жилавской тюрьме в ноябре 1940 г. боевиками «Железной гвардии» - фашистской организации антисемитского и русофобского толка.
Героизация антикоммунистического бандподполья создает предпосылки для оправдания союзника Гитлера маршала Иона Антонеску, отдавшего приказ о нападении на СССР 22 июня 1941 г. для захвата совместно с вермахтом Молдавии и части Украины.
Большинство членов бандподполья были бывшими военнослужащими румынской армии, виновными в преступлениях румынской военщины, и несогласными с антифашистским курсом новой румынской власти. Они ждали третьей мировой войны и надеялись, что Румыния вновь войдет в нее на известной стороне (4).
Во Второй мировой потери Румынии только военнослужащими составили почти 800 тыс. человек, не считая мирных жителей. Сколько румынских жизней готово было бросить в топку третьей мировой антикоммунистическое бандподполье? Румынские историки на этот вопрос не отвечают.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
2) https://www.contributors.ro/rezistenta-anticomunista-in-romania/
3) https://m.romanialibera.ro//aldine/history/demitizarea-asa-zisilor--eroi--comunisti-131407
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs