ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Влияние пандемии коронавируса на дипломатическую практику

10:26 07.11.2020 • Александр Яковенко, ректор Дипломатической Академии МИД России

Следует с уверенностью констатировать, что происходит резкое снижение количества крупных мероприятий на мировой арене. Так, отменены или переведены в дистанционный режим значимые международные форумы, конгрессы и т.д. (например: ГА ООН, саммит БРИКС, министерские недели различного уровня и другие).

Наблюдается общее сокращение частоты дипломатических контактов. Это особенно выразилось весной с.г. в разгар пандемии. Некоторая стабилизация отмечалась летом, что повлекло за собой определенный рост таких контактов, в том числе и в ходе передвижений некоторых высоких делегаций за рубеж. Однако осенью в связи с резким скачком заражений Covid-19 последовало их очередное свертывание. Все это приводит к падению качества дипломатического диалога за счет вынужденного дистанционного формата общения. Таким образом, можно констатировать снижение доверительности в переговорах международных партнеров, вынужденных проводить их посредством электронной связи без личного контакта «глаза в глаза».

В этом контексте, несомненно, возрастает роль посольств и персональная ответственность послов в стране пребывания в поддержании на должном уровне работы по контактам с местными партнерами.

Не менее важной становится ответственность по интенсификации работы аппаратов министерств иностранных дел. Это обусловлено, во-первых, введением сменных графиков работы дипломатов и, во-вторых, переводом многих видов работ на дистанционную основу.

Активизируется дипломатическая работа по системе видеосвязи: посольство – МИД страны пребывания. Значительно увеличивается количество телефонных звонков.

Несмотря на все приведенные ограничения и неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, отличительной чертой остается, как правило, сохранение доверия к послам и посольствам как к субъектам международного права, представляющим иностранные державы в данном конкретном государстве.

Необходима активизация дипломатических контактов без предвзятости и предварительных условий для выстраивания надежных основ эпидемиологической безопасности. Для этого возрастает потребность большего взаимодействия дипломатов разных стран, использующих лучшие практики в борьбе с вирусом.

Уже можно констатировать вошедшее в практику изменение в протокольной службе. Это предполагает обязательное ношение масок не только в ходе протокольных мероприятий, но и во время разного рода дипломатических встреч и переговорах. Исключение делается только для министров и глав делегаций в ходе пресс-конференций по завершении таких мероприятий. В обязательную процедуру вводится тестирование всех членов делегации, отправляющихся на переговоры и информирование принимающей стороны относительно состояния их здоровья не позднее, чем за 72 часа до переговоров.

Очевидно снижение активности посольств в странах с высокой эпидемиологической опасностью в плане значительного, иногда до максимума, сокращения встреч с местными собеседниками. В том же ключе следует рассматривать и резкое сокращение протокольных мероприятий, возрастание селективного подхода к приглашенным на них. Как следствие, уменьшается число гостей на рабочие завтраки, ланчи, вечерние обеды. Предпочтение отдается их проведению, если это возможно, на свежем воздухе.

Следует исходить из того, что посольства, генеральные консульства и другие загранпредставительства вынуждены резко сокращать общественные и культурные мероприятия не только в помещениях, но и на открытых площадках. При этом соблюдать необходимую рассадку, сохраняя требуемую дистанцию между участниками. Обеспечивать всех защитными средствами.

Уже практически привычным стало проведение брифинга для местных и иностранных журналистов официального представителя МИД, который проводится без их присутствия в онлайн-режиме. В такой же форме без живого контакта осуществляется и получение вопросов от корреспондентов и ответы на них.

Поистине новым вызовом в дипломатической практике в условиях пандемии стала проблема вывоза соотечественников из-за рубежа и возвращение их на родину. В этом плане повысилась роль ситуационно-кризисных центров и координация их работы на межведомственном уровне и с загранучреждениями. Создание отдельного направления по транспортному, логистическому и ресурсному обеспечению. Как показала практика, оно превратилось в одно из наиболее трудоемких.

Пандемия вызвала масштабное уменьшение количества командировок дипломатов центрального аппарата МИД как за рубеж, так и по стране; сказалась на проведении отпусков, а также вызвала перенос на неопределенный срок многих значимых мероприятий (например: совещание послов в Москве, проведение кустовых, или региональных совещаний послов и др.).

Пандемия потребовала повышения внимания к состоянию здоровья не только командируемого на работу за рубеж дипломатического состава и административно-технического персонала, но и к сотрудникам из числа местных жителей, принимаемых на работу в загранучреждения.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати