ГЛАВНАЯ > Рецензии

США-Куба: все громче эхо холодной войны?

10:56 20.10.2020 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Институт Латинской Америки Российской Академии Наук совсем недавно выпустил в свет новую интересную книгу, посвященную анализу сложных и весьма противоречивых взаимоотношений между Соединенными Штатами Америки и Республикой Куба. Она интересна еще и тем, что её автор – представитель новой плеяды молодых ученых ИЛА РАН, кандидат исторических наук, специалист по кубино-американским отношениям Магомед КОДЗОЕВ (Кодзоев М. А-М. США – Куба: эхо холодной войны. М.: ИЛА РАН, 2020. – 274 с.).

По мнению автора книги, в XXI веке мир переживает становление качественно иной системы международных отношений. Новый мировой порядок представляет собой гораздо более сложный механизм взаимодействия государств и других участников мировой политики: возникло ранее невиданное количество вызовов и угроз, конфликтогенность международных отношений повысилась. В этих обстоятельствах отношения между Соединенными Штатами и Кубой, несмотря на временную «оттепель» 2014-2017 годов, стали обостряться. Произошло резкое ужесточение антикубинских санкций. Вместе с тем, в американском политическом истеблишменте параллельно продолжают существовать влиятельные группы интересов, отстаивающие право Острова Свободы на участие в глобальных политических и экономических процессах, а также выступающие за улучшение американо-кубинских связей. Как отмечает М. Кодзоев, изучение перспектив двусторонних отношений и оценка их современного состояния помогает найти ответы на многие вопросы политической науки, ведь опыт противостояния двух стран содержит в себе целый ряд теоретических и практических знаний.

Первым делом обратим внимание на Оглавление книги. Оно включает в себя Введение и три главы – «Американо-кубинский конфликт в свете теории мировой политики», «Республиканско-демократические кубинские качели в XXI веке» и «Шансы на возобновление нормализации». На мой взгляд, в главах читателя, прежде всего, привлекут такие параграфы или разделы, как «Ключевые аспекты трансформации конфликта», «Кубинский вектор внешней политики Вашингтона», «США во внешней политике Кубы», а также «Частичная нормализация в исполнении администрации Барака Обамы» и «Кубинская политика Дональда Трампа». Интересны и размышления автора в разделе «Возможные сценарии развития отношений» и в Заключении. Венчает книгу Магомеда Кодзоева обширная Библиография, которая свидетельствует о том, что в своей работе автор проштудировал и осмыслил большое количество первоисточников, различных текстов из СМИ и литературы.

17 декабря 2014 года войдет в историю как дата, с которой началась нормализация американо-кубинских отношений, отмечает автор. Мировые СМИ не переставали сообщать о том, что закончилась целая эпоха, последний «осколок» холодной войны – полувековое противостояние – остался в прошлом. Для многих специалистов-международников и журналистов по всему миру это стало сенсационным событием. Все происходившее приковывало внимание, вызывало живейший интерес. Хотелось верить в то, что две страны, исторический путь и национальный дух которых всегда вызывал безусловное уважение, найдут пути примирения. Тем самым они значительно снизили бы напряженность в международных отношениях, обогатили бы практику урегулирования столь укоренившихся конфликтов. 

В 2015 году лидеры государств – Барак Обама и Рауль Кастро – каждым своим новым шагом давали понять, что намерены довести дело нормализации до конца. Они демонстрировали решимость, что не могло не вызывать симпатий. Казалось, растянувшийся на более, чем полвека межправительственный конфликт закончился, и два народа – американский и кубинский – наконец, смогут открыть двери друг другу и сотрудничать во имя прогресса и процветания. Как сообщает Кодзоев, это было временем надежд, создававшим впечатление, что дипломатия в Западном полушарии обретает здравый смысл. Соединенные Штаты как будто старались доказать, что мирное сосуществование возможно (по крайней мере, на одном из направлений их внешней политики). 

Пристально наблюдая за тем, что происходило в американо-кубинских отношениях, признается автор, иногда было сложно разглядеть обратную сторону внешней политики Вашингтона. В то же самое время в отношениях США с Венесуэлой, Россией, Китаем, Сирией происходило ровно противоположное. В период правления президента Барака Обамы мир был полон конфликтных ситуаций, и многие народы продолжали испытывать тяжелые последствия международной обстановки, в первую очередь ставшей результатом действий США. И всё же в адрес Кубы администрация Обамы публично не проявляла откровенной агрессивности. Сохраняя дипломатический такт, она в известной степени не нарушала суверенитет соседней страны. В своей стратегии глава Соединенных Штатов проявлял осторожность, пускал в ход собственное обаяние и, в известной мере, коварство (ведь дипломатия почти всегда коварна), признает Магомед Кодзоев, и продолжает, –Барак Обама казался ему убедительным, как будто рассчитывал на исчерпание торгово-экономического эмбарго (блокады, как именуют его кубинцы), введенного Вашингтоном много десятилетий назад. 

В свою очередь, кубинское руководство прекрасно отдавало себе отчет в том, что «мягкая сила» сверхдержавы в любой момент может смениться «жесткой». Гавана осмотрительно принимала примирительные инициативы и жесты Вашингтона и вела сдержанную, но одновременно открытую линию на нормализацию отношений. Как оказалось, не зря. Барак Обама и Рауль Кастро на некоторое время смогли создать платформу стабильности и относительно мирного сосуществования в период, когда планета в самых разных своих уголках содрогалась от конфликтов и кризисов. Но уже с приходом к власти республиканца Дональда Трампа, обещавшего ужесточить политику в отношении Кубы, временная «оттепель» между двумя странами закончилась.

«Наука всегда требует от исследователя некоторой отстраненности, – пишет М. Кодзоев. –Однако необходимо признать, что в ходе написания данной книги сложно было оставаться беспристрастным. Российскому исследователю всегда нелегко сохранять хладнокровие, когда речь идет о братском, мужественном и талантливом Острове Свободы. Побывав там хоть раз, люди уже никогда не остаются равнодушными по отношению к прекрасному народу и замечательной культуре этой латиноамериканской страны».

И все же, с бесконечной надеждой найти выход, который хотя бы теоретически способен был помочь разрешению противоречий двух сторон, автор, по мере сил, стремился следовать научному принципу объективизма. Нужно признать, что в книге Магомеда Кодзоева впервые комплексно рассмотрена более чем вековая эволюция американо-кубинского конфликта в контексте теории конфликтологии. Предложены хронологические рамки целостного процесса развития двустороннего противостояния, выходящие за пределы периода между 1959 года и началом XXI века. В ходе исследования, отмечает автор, стало очевидным, что конфликт, подобный американо-кубинскому, невозможно урегулировать, не рискуя при этом сохранить в латентной фазе все его принципиальные противоречия, которые только и ведут к нарастанию напряженности. Поэтому много внимания в книге уделено потенциальным возможностям торгово-экономического и культурно-образовательного, а также гуманитарного сотрудничества между конфликтующими сторонами. 

В последней главе книги содержится авторский прогноз относительно возможного будущего американо-кубинских отношений. Конечно, история часто принимает непредсказуемый оборот, но, судя по всему, имеются все-таки основания для оптимизма. Вполне вероятно, что Вашингтон и Гавана еще вернутся к теме нормализации отношений… 

К концу первого десятилетия XXI века появилась надежда на то, что длительный конфликт Вашингтона и Гаваны может быть разрешен. «Я верю, что мы можем направить американо-кубинские отношения в новое русло», – заявил тогда президент США Барак Обама в одном из своих выступлений. В 2014 году в этом направлении был осуществлен, как писал Питер Корнблу (США), «самый важный прорыв в том, что до тех пор оставалось тяжелейшей головоломкой» во внешней политике Белого дома.

История XX века несколько раз ставила человечество на грань трагедии, когда поспешность в принятии решений главами государств могла привести к фатальным последствиям. Таких примеров было, к счастью, немного, и одним из них в октябре 1962 года оказался Карибский кризис, когда чуть не началась большая ядерная война, которая могла стать роковой для человечества. Несколько позже исследователь Карл Дойч (США) в свое время писал: «В век ядерного оружия, если мы не уничтожим войну, то война, вероятно, уничтожит большинство из нас. В наше время исследование причин войн и способов их сдерживания, контроля и, наконец, запрещение войн становится выражением стремления человечества к жизни». Достигнув полной нормализации отношений, считает Магомед Кодзоев, США и Куба продемонстрировали бы не только взаимопонимание и зрелость внешнеполитических методов, но и фактически первыми испытали бы механизм разрешения длительных асимметричных конфликтов. Между тем, пишет автор, следует иметь в виду: очевидная предпочтительность мирного решения еще не гарантирует, что стороны пойдут именно по этому пути. Всегда существует вероятность провала процесса сближения и новой эскалации.

Как напоминает автор историю вопроса, Вашингтон всегда считал Западное полушарие территорией своих исключительных интересов. «Принципы 1823 года», известные как «доктрина Монро», обусловили право США в одиночку «держать континент под собственным контролем». В середине XIX века правительство президента Джеймса Полка, а затем и Франклина Пирса пыталось выкупить остров у Испании. В то время «администрация Соединенных Штатов с вожделением поглядывала в сторону Кубы». В 1898 году, напоминает Кодзоев, северный сосед, осуществляя так называемую политику «зрелого плода», совершил интервенцию и фактически оккупировал этот Антильский остров. В 1901 года владычество Вашингтона было закреплено в так называемой «поправке Платта». С этого времени и вплоть до прихода к власти правительства Фиделя Кастро Куба, так или иначе, находилась в постоянной зависимости от США. 

Куба изначально была и до сих пор остается важным направлением внешней политики Вашингтона. Вернемся в современность.

После демократа Обамы республиканец Дональд Трамп – третий президент США с начала XXI столетия, – резко изменил взаимоотношения США с Кубой, практически превратив их в крайне враждебные, констатирует и приводит многочисленные факты, подтверждающие свое заключение Магомед Кодзоев.

Тем временем, кубинское руководство прекрасно видит возрастающую угрозу и понимает, что Белый дом на этот раз не ограничится одними жесткими заявлениями. Так и происходит: блокада Острова ужесточается чуть ли не каждый месяц. Однако ухудшение американо-кубинских отношений в период правления Трампа вовсе не означает, что идея их нормализации в Вашингтоне забыта. Зависимость внешней политики США в отношении Кубы от внутриполитической ситуации, отмечает автор, несомненна. В среде американского политического истеблишмента далеко не все так однозначно, как может показаться. Автор книги излагает свое видение нескольких возможных сценариев развития американо-кубинских отношений в будущем. Кодзоев уверен, что до конца нынешнего президентского срока Дональда Трампа никаких принципиальных изменений не произойдет. Победа или поражение действующего президента США на предстоящих выборах многое решает в вопросе отношений этих двух государств. Однако очень важно иметь в виду, что существуют и другие факторы. В случае, если Латинская Америка снова совершит резкий поворот «влево» и, как в начале нынешнего века, в течение нескольких лет к власти в ключевых странах региона придут левые и левоцентристы, то положение Кубы улучшится, а влияние США уменьшится.

Давая оценку своей работе, сам автор делает следующие выводы: «…Хотя представленная мной книга нацелена на то, чтобы дать сбалансированный анализ ключевых факторов, ведущих либо к обострению американо-кубинского конфликта, либо к его декомпрессии, факторов, которые детерминируют генезис и эволюцию развивающегося на наших глазах процесса, автор отдает себе отчет в том, что значение этого конфликта и его исторического опыта, собственно говоря, относится к самым общим проявлениям гегемонизма США в отношении малых стран и народов. Исторический опыт Кубы продемонстрировал, что созданная там политико-экономическая система, при всех издержках, способна противостоять давлению «гегемона» не только в условиях поддержки, оказываемой альтернативным центром мировой политики (как это было в пору существования СССР), но даже и без таковой, как это произошло после распада Союза и его геополитического лагеря, справедливо отмечает в заключение автор. 

Книга Магомеда Кодзоева, на мой взгляд, – одна из удачных попыток объективно проанализировать затянувшийся конфликт США и Кубы в условиях формирующегося и меняющегося миропорядка. Эта работа ученого заинтересует, на наш взгляд, всех, кому интересна и близка Куба, кому интересна внешняя политика США и Кубы, история и настоящее состояние взаимоотношений между этими двумя соседними странами.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати