Фото: Global Look Press
Оксфордский словарь английского языка (OED) определяет инфодемию как распространение разнообразной, часто необоснованной информации о кризисных событиях, которая неконтролируемо транслируется в СМИ и усиливает общественное беспокойство. Термин был придуман еще в 2003 году во время эпидемии атипичной пневмонии SARS, однако особенно интенсивно он стал использоваться спустя 17 лет для описания распространения фейков о COVID-19. Всемирная организация здравоохранения, используя этот термин, заявила, что инфодемия не менее опасна, чем сама пандемия коронавируса.
Особенно остро ситуация с дезинформацией сказалась на странах Латинской Америки: люди не доверяли сообщениям из официальных источников, отказывались идти в больницы и не соблюдали меры социального дистанцирования и профилактики.
В МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-конференция с представителями латиноамериканских СМИ, на которой журналисты поговорили о самом феномене инфодемии, а также о том, какими методами бороться с фейками в XXI веке.
Современное общество страдает от преизбытка информации, который непременно ведет к возникновению фейковых новостей. Одним из средств борьбы с информационной пандемией является повышение ответственности среди журналистов, считает директор телеканала TeleSUR (Венесуэла) Патрисия Вилегас Марин. По ее словам, основные проблемы в освещении короновирусной тематики, помимо дезинформации, это фрагментация и осознанное сокрытие данных. Например, в начале пандемии СМИ сосредоточились только на негативных фактах: писали о смертях, искали виновных в возникновении инфекции, говорили о неудачах других стран на поле борьбы с коронавирусом, оставив в стороне остальные важные проблемы (в частности, кризис в Венесуэле пропал с первых полос не только латиноамериканской, но и зарубежной прессы). «Современные средства массой информации не должны гнаться за подписчиками и сенсацией. Информация – это не товар», – подчеркнула Патрисия Вилегас Марин.
По словам журналиста Cambio21 (Чили) Маркоса Боркоски, фейки в основном прячутся в анонимности. В условиях неопределенности и нарастающей тревоги люди чаще доверяют контенту, который приносит успокоение и предлагает «простые решения». «Фейковые сообщения отличаются чрезмерной эмоциональностью. Зачастую в них рисуется либо слишком радужная, либо, наоборот, чересчур мрачная картина. К сожалению, в условиях инфодемии у большинства людей «отключается» критическое мышление, а на это накладывается переизбыток информации, усталость, паника и недоверие к институтам власти. Сегодня для многих как никогда сложно отличить реальность от вымысла», – отметил чилийский журналист.
Действительно фейковые сообщения чаще всего представляют собой микс правдивых и ложных данных, из-за чего людям еще сложнее разобраться в ситуации. Главный редактор газеты El Meridiano (Колумбия) Раомир Бенитес Туиран рассказал, чтодезинформация нашла большое количество своих потребителей среди колумбийцев. Весной 2020 года многие информационные агентства утверждали, что вирус не сможет выжить при высоких температурах, поэтому жители Колумбии безответственно относились к мерам дистанцирования и профилактики заболевания. В реальности это оказалось ложью. На данный момент в Колумбии 855 тыс. заболевших, умерло 26 712 человек, что, как подчеркнул журналист, является во многом, результатом инфодемии.
Чтобы бороться с фейками газета El Meridiano запустила хештег #правдабезпристрастия. «Сейчас новости можно публиковать молниеносно, но мы решили не торопиться. В редакции мы внимательно изучаем и сравниваем информацию из официальных источников. Мы хотели показать, что не готовы публиковать любую информацию ради увеличения подписчиков», – объяснил Раомир Бенитес Туиран. Этот тезис поддержал директор информационного агентства AN Panamá Орландо Мендьета. «В журналистских материалах должна присутствовать глубина анализа, которую не могут дать сообщения из Twitter. Мы должны взаимодействовать с обществом. Выступать неким мостиком между простыми людьми, медиками и правительством, а для этого современным журналистам необходимо разбираться в терминологии, проверять источники информации и быть объективными», – заметил представитель панамского СМИ.
Альтернативный вариант борьбы с инфодемией применили в Перу. Директор El Peruano & Andina Феликс Альберто Пас Кирос рассказал, что информационное агентство публиковало только ту информацию, которую передавали высокопоставленные лица, например, президент Перу Мартин Вискарра или ведущие медики страны. На портале также регулярно размещались документы и резолюции, которые принимало правительство Перу.
Главный редактор отдела вещания на испанском языке Sputnik (Россия) Мигель Бас подчеркнул, что сегодня, чем абсурднее новость, тем больше внимания она получает. «Так было всегда, но с таким количеством фейковых сообщений мы еще не сталкивались. Главная ценность журналистов – помнить о том, что мы должны давать правдивую информацию. Мы не продаем ложь», – сказал он. Подчеркнув, что самыми надежными источниками информации о нынешней пандемии COVID-19 являются сайты государственных органов здравоохранения и ВОЗ.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs