ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Новая реальность современного музея: пути развития в эпоху всеобщей цифровизации

13:28 12.09.2020 • Александра Борисова, стажёр

Мировая пандемия повлекла за собой ряд вынужденных изменений в большинстве сфер общественной жизни, связанных, прежде всего, с цифровизацией многих привычных большинству из нас практик.

Развлекательная индустрия, сферы культуры и образования пострадали от ограничений и самоизоляции наиболее ощутимо. Но перенос активности этих сфер в онлайн принес не только неудобства, но и ряд положительных изменений. Этому вопросу была посвящена конференция "Музеи мира: новая реальность онлайн и офлайн", прошедшая в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня".

Список участников конференции интересен прежде всего тем, что помимо представителей мирового музейного сообщества в нем также присутствуют и руководители медиаплатформ. Модератором дискуссии выступила искусствовед и историк архитектуры Федерика Росси.

Куратор культурных проектов мультимедийного сервиса Okko Алена Винокурова в своем докладе поделилась опытом организации на базе онлайн-кинотеатра Okko культурной площадки для интеграции программ музеев в онлайн формат.

Проект позволил людям из любой части страны и любым уровнем познаний в искусстве бесплатно получить доступ к культурному контенту, предоставленному партнёрскими музеями. Программа содержит бесплатные лекции, театральные постановки, экскурсии и музейные коллекции. Также Okko совместно со Сбербанком выпустили ориентированные на широкий круг зрителей фильмы-экскурсии по Третьяковской галерее. По словам докладчицы, подобный культурный контент оказался довольно востребован среди пользователей сервиса: в период карантина Третьяковскую галерею посетило более миллиона человек.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил с речью о том, что образует современный музей. По мнению Пиотровского, музей — это всегда больше, чем просто набор экспонатов, музей — это ещё и специально организованное пространство, формирующее настроение и восприятие посетителей. В период пандемии оффлайн музеи превратились в настоящую роскошь, поскольку доступ к ним заметно усложнился, а доступ к культурному контенту в онлайн формате, напротив, стал доступен большему количеству людей. Михаил Пиотровский отметил, что существует проблема низкого уровня подготовки посетителей перед походом в музей: «Мы можем приучить людей внимательно относиться к тому, что они видят в музее и готовиться. У нас было много встреч музейных директоров, все примерно говорят, что люди не готовятся к приходу в музей. У всех есть сайты, но сайты практически никогда не посещаются перед тем, как пойти музей. Сайты должны готовить людей, и потом люди должны обращаться к нашим электронным ресурсам, а по середине реальный визит. Тогда они будут медленно, спокойно читать музей, знать музей».

Руководительница службы информации и коммуникации Русского музея Мария Дмитренко, отметила тот факт, что медиаплатформы музеев помогают привлечь новых посетителей в оффлайн пространство и наладить с ними обратную связь. Хорошо налаженный механизм обратной связи с аудиторией музея помогает не только привлечь новых посетителей, но и заинтересовать их в дальнейших посещениях музея и принятии активного участия в его жизни.

Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак и генеральный директор ЦВЗ "Манеж" (Санкт-Петербург) Павел Пригара в совместном выступлении разделили скептические настроения Михаила Пиотровского относительно замещения оффлайн музеев цифровыми платформами, однако отметили, что дистанционный формат как таковой стирает границы между крупными городами и регионами, что позволяет молодым людям, занимающимся искусством жить в родных городах. По словам Лошак, молодые люди хотят «чувствовать пространство и нести свою миссию внутри этого пространства».

Также опытом поделились и представители зарубежных музеев и медиаплатформ. Генеральный директор Пинакотеки Брера и Национальной библиотеки Брайденсе Джеймс Брэдберн (Милан) рассказал о том, что в условиях ограничений главная задача музейных институций — сохранить ценность этого опыта. Покупая подписку музея, посетители становятся активными членами музейного сообщества, обретают голос. Мировое музейное сообщество, по мнению Бредберна, должно помочь людям открыть для себя новые горизонты в восприятии искусства.

Генеральный директор ИТ-стартапа Cuseum Брендон Сиеко (Бостон, США) поделился наблюдениями относительно необходимости перемен в области производства контента и культурных институтов. Приоритетным направлением данных сфер последние несколько лет являлась именно цифровизация, и «организованный хаос» мировой пандемии ускорил принятие необходимых мер.

«Именно пандемия оказалась тем стрессовым фактором, который заставил привлечь все ресурсы и этот организованный хаос оказался абсолютно нужным, необходимым, в какой-то момент времени он должен был случиться. Новый контент появлялся и должен был быть для того, чтобы удовлетворить тот спрос, который возник во время пандемии. Не только новые игры, социальные сети, но и «музеи из дома» оказались востребованы».

В целом, несмотря на некоторые опасения относительно грядущих перемен, все участники конференции были настроены достаточно оптимистично, дискуссия завершилась комментариями руководителей музеев относительно постепенного успешного возращения к посещению музейных пространств оффлайн.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати