Фото: chips-journal
Сегодня в России, как и во всем мире, закрыты главные музеи и арт-галереи, отменяются крупнейшие ярмарки и биеннале, от вынужденной самоизоляции страдают художники, а культурные институты вынуждены искать себя в новом онлайн-формате.
По словам директора Мультимедиа Арт Музея (МАММ) Ольги Свибловой, карантин нанес сильный удар по искусству. «Вся система сыпется: возникла «интерференция» и все начали беспорядочно делиться всем, что у них есть, не понимая, что тем самым мы «съедаем» друг друга. Искусство – это драгоценность и для того, чтобы его увидели необходимо правильно распределить время и договориться об очередности выкладки уникального контента», – отметила она.
Сейчас музеи всего мира переживают не лучшие времена. Хуже всего дела обстоят в США: Метрополитен-музей прогнозирует дефицит годового бюджета в размере 100 миллионов долларов, а Музей современного искусства Сан-Франциско к концу финансового года может потерять более 40% прибыли. В Европе аналогичная ситуация: Национальный музей современного искусства в Риме (MAXXI) уже сообщил о недополученной выручке в размере 2,5 млн. евро. На фоне этого в странах Запада участились случаи увольнения сотрудников музеев. Однако О. Свиблова подчеркнула, что МАММ, наоборот, готов принимать на работу новых сотрудников, которые будут отвечать за новые проекты online. «Онлайн-формат, о котором мы сегодня так много говорим, на самом деле очень сложная вещь, для реализации которой требуются большие ресурсы. Например, в середине апреля у нас должна была открыться масштабная выставка, посвященная Победе в Великой Отечественной войне. К этому проекту мы готовились год: у нас были интересные архитектурные решения, мы «видели» материал, но в связи с карантинными мерами, проект должен переквалифицироваться в онлайн. И чтобы его смотрели нам просто необходимо помощь специалистов. Поэтому мы не сокращаем штат, а увеличиваем», – сообщила искусствовед.
В свою очередь директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов считает, что до недавнего времени онлайн-площадки, посвященные искусству воспринимались только как нечто экспериментальное. В прошлом году на базе музея была открыта программа Garage Digital, которая должна была объединить художников, программистов и искусствоведов с целью изучения и поддержки новых языков визуальной культуры, возникающих в результате влияния новейших технологий и медиа на повседневную жизнь. По словам директора музея, в центре внимания разработчиков программы находится не только цифровое искусство, но и новейшие технологии – код, нейронные сети и анализ больших данных, компьютерная графика, 3D-печать и другие типы производства.
«Сейчас работа в режиме онлайн значительно активизировалась: многие художники, которые раньше только думали создать что-то виртуально, теперь активно этим занимаются – платформа ожила, став полноценной зоной высказывания, новой искренности. В основном у наших проектов была молодая аудитория, но сейчас значительно выросла категория старше 45 лет», – заметил директор Музея современного искусства «Гараж».
Также он рассказал, что кафе музея «Гараж» переформатировалось в «базу раздачи горячих обедов». Музей оказывает гуманитарную помощь и кормит людей, которые оказались в непростой ситуации в связи с пандемией коронавируса: малообеспеченные и многодетные семьи, а также художники, которые сейчас лишены возможности зарабатывать.
Во многих странах власти уже поддержали граждан, оказав денежную помощь. Так, например, на фоне пандемии в Германии выделили более 1,1 трлн. евро на поддержку экономики страны. Часть этих денег пошла на пособия работникам предприятий, вынужденных сократить производство. В Берлине поддержку от местных властей получили более 150 тысяч человек, среди которых немецкие художники и фрилансеры. оставшиеся без работы. По заявлению спикеров, сейчас Департамент экономической политики и развития города Москвы также решает вопрос об оказании такой поддержки. «Если мы не поможем нашим художникам, то у нас в стране просто не будет искусства», – заявила О. Свиблова.
По словам исполнительного директора Московского музея современного искусства (ММОМА) Василия Церетели, пандемия застала музей врасплох, в этом году ММОМА исполняется 20 лет и директор поделился, что планировалось сделать много интересный проектов именно офлайн. Также он подчеркнул, что упущенная выручка музея за 2 месяца уже составила примерно 30 млн. рублей, что для него значительная потеря. Однако В. Церетели признался, что даже в такой ситуации все-таки хочется оставаться оптимистом: «Сейчас у нас есть уникальная возможность самообразовываться и приобщаться к искусству. Все большие институции представляют уникальный контент, я рад, что сейчас у меня есть возможность посещать музеи Парижа. Еще очень интересно наблюдать за разными кураторами и художниками, которые сейчас активно показывают особенности своей работы».
На прошлой неделе знаменитый японский художник Такаси Мураками на своей инстаграм-странице открыл мастерскую для подписчиков. «Все музеи запустили эфиры из мастерских. Очень интересно наблюдать, что происходит в недрах, куда обычный зритель никогда не был допущен. Важно рассказывать, как устроена художественная жизнь, подобные эфиры помогают приобщиться к миру искусств. В свою очередь мы создали новый «карантинный» сайт, на котором будем транслировать все то, что вы так любите на Винзаводе – современное искусство, возможность выбрать книгу, музыку, и, конечно, вдохновение», – отметила основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко.
Как работают музеи на Западе?
Галерея Уффици во Флоренции предлагает вблизи посмотреть на главные шедевры из собрания музея, а также почитать о них или послушать аудио. Среди них «Женщина с вуалью» Рафаэля и «Рождение Венеры» Боттичелли. Парижский Лувр открыл несколько виртуальных экскурсий и предоставил «посетителям» музея возможность вблизи рассмотреть знаменитую Мона Лизу. Национальный музей Прадо в Мадриде запустил инициативу «The Prado with you»: кураторы проекта в прямом эфире рассказывают о коллекции и тех частях музея, куда гостей обычно не пускают.
Однако как отметил А. Белов, на зарубежных платформах достаточно скучный контент. По его мнению, особенно растерялись американские и английские музеи, которые ориентированы на очень взрослую публику и меценатов. «Сейчас приятно наблюдать за французами. Они, как и всегда, на своей волне: большую часть контента выкладывают именно на французском, переводя на английский не больше 10% – мне это крайне симпатично. В этом новом формате, французы какие-то совершенно искренние, и это приводит в настоящий восторг», – отметил директор Музея современного искусства «Гараж».
По его словам, сейчас все устои в мире обнулились, и именно это дает возможность российским музеям современного искусства создать свое независимое пространство. «Россия должна работать с локальной аудиторией и на своем языке. Сегодня не время пытаться быть международно-интересными, мы должны быть актуальны для своего народа. На мой взгляд, это наш шанс работать лучше и интересней», – подчеркнул А. Белов.
Онлайн-платформы могут стать дополнительным каналом взаимодействия с аудиторией для музеев и художественных галерей в будущем. Однако, по словам спикеров, уже сейчас ясно, что ничто не заменит работу лицом к лицу, а также возможность увидеть произведение своими глазами. «Искусство – это ненасыщаемая потребность, она дает людям почувствовать себя вместе. Пространство музея – особая атмосфера и эмоции. Люди ходят в музей не для того, чтобы лучше понять, что такое лессировка или особенности композиции. Они приходят, чтобы встретиться с произведениями искусства, наполнить свою жизнь энергией», – заявила Ольга Свиблова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs