Великолепный золотой гребень, изображающий скифских воинов в битве, является одним из сокровищ Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Золотое украшение известно во всем мире как «гребень Солоха».
Золотой гребень — один из самых значительных памятников эллино-скифского искусства. В нём органично соединились античные технические приёмы и манера исполнения со скифской тематикой. Изображённая на венце гребня сцена выглядит как эпическое сражение трёх скифских воинов.
Местом изготовления такого произведения ювелирного искусства могли быть территории, граничащие с землями скифов или фракийцев. Прежде всего, это Боспорское царство или греческая Македония, которая вероятней всего, и была родиной гребня с учетом тесной торговли между народами. Если это было так, то древнегреческий мастер работал над будущим скифским чудом для скифского аристократа в сокровищнице всего античного мира — Амфиполисе.
Гребень был найден в 1913 году при раскопках кургана Солоха в Нижнем Приднепровье (Запорожская область). Учёные связывают изображение на гребне с династической историей Скифии второй половины V в. до н. э.
Найденный курган был, предположительно, местом погребения царя Октамасада и его брата Орика, о чем говорили две усыпальницы. Но в одной из них было устроено захоронение знатной женщины, и она оказалась разграбленной ещё в древности. Во второй, исследованной в 1913 году, был захоронен скифский царь, его оруженосец, слуга, пять коней и конюший, и она была нетронута.
Скифы были древним кочевым народом, который жил по большей части в евразийских степях Казахстана, русских степях Сибири, Урала, Поволжья, Южных регионах и Северном Причерноморье. Скифы господствовали в Понтийских степях примерно с VIII в. по III в. до н. э.
Считается, что скифы были иранского происхождения. Они говорили на языке скифской ветви иранских языков и исповедовали вариант древнеиранской религии. Скифы широко применяли конницу в боевых действиях и быстро заняли место доминирующей державы, сместив киммерийцев в Понтийских степях в VIII веке до н. э. За это время они и родственные им народы стали господствовать во всей Евразийской степи от Карпатских гор на западе до плато Ордос на востоке, создав то, что было названо первой центральноазиатской империей кочевников.
Базировавшиеся на современной территории юга России, они называли себя сколоти (греческое: Σκολότοι) и подчинялись власти воинской аристократии, известной как цари. Скифы играли важную роль в обеспечении Великого Шелкового пути, обширной торговой сети, соединявшей Грецию, Персию, Индию и Китай, что способствовало процветанию этих цивилизаций тоже. Невероятно искусные мастера по металлу изготавливали портативные декоративные предметы для правителей, составляя славную историю скифского ремесла. Эти предметы представляли собой чрезвычайно самобытный вид скифского искусства.
Название древних скифских народов сохранилось в регионе, известном как Скифия. Слово ”скифы” иногда использовалось для обозначения многих групп, которые, на самом деле, не были связаны с первоначальными скифами, включая гуннов, готов, тюркские народы, аваров, хазар и других кочевников.
Древнегреческий историк Геродот передаёт несколько легенд о происхождении скифов и их царей. Он замечает, что, по их рассказам, они ведут свой род от сына Зевса Таргитая, первого царя скифов, имевшего троих сыновей, от которых и произошли три разных скифских племени. При этом Геродот упоминает об атрибутах царской власти, которые были почитаемы скифами, — плуг, чаша, секира, ярмо.
Геродот приводит и другую версию происхождения скифов. По ней, первыми людьми на скифской земле были Агафирс, Гелон и Скиф, родившиеся от греческого героя Геракла и местной полудевы-полузмеи, обитавшей в священной местности Гилея. Старшие братья были изгнаны матерью, так как не смогли выдержать испытание, завещанное им отцом натянуть его лук и опоясаться его поясом. Это удалось лишь младшему брату Скифу, от которого и произошли скифские цари. Сегодня до нас дошло немногое из их великой истории, чью память продолжает верно хранить Эрмитаж.
Подготовлено на основе материалов GreekReporter.com
Подписывайтесь на https://t.me/kochenkov_news
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs