ГЛАВНАЯ > История без купюр

Пётр Соболевский. «Термоламп» и революция в городском освещении

15:07 04.12.2025 • Петр Журавлев, журналист-международник

Пётр Григорьевич Соболевский родился в Санкт-Петербурге в 1781 году в семье известного петербургского врача и одновременно видного профессора ботаники.

В возрасте шести лет родители отдали его в элитное военное учебное заведение - Императорский сухопутный шляхетский кадетский корпус. Там дворянские дети обучались математике, истории и географии, химии и «прочим к воинскому искусству потребным наукам», а также немецкому, французскому и латинскому языкам, чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, фехтованию, верховой езде и даже танцам.

В 1798 году Соболевский успешно окончил полный курс кадетского корпуса с чином прапорщика и был направлен в лейб-гренадерский полк, располагавшийся в Ямской слободе Санкт-Петербурга. Эта воинская часть имела славную историю, особо отличившись в Семилетней войне, о чём свидетельствовала императорская награда - две серебряные трубы с надписью «За взятие города Берлина 28 октября 1760 года».

Шефом полка являлся сам император Павел I. Беспрерывные строевые смотры и караулы вскоре свели для прапорщика Соболевского всю романтику воинской службы к рутинной обыденности столичного гарнизона.

В 1804 году подпоручик Соболевский подал прошение об уходе в отставку со службы «по состоянию расстроенного здоровья» - обычная формулировка для того времени, не требующая каких-либо дополнительных обоснований.

Отличное знание иностранных языков позволило ему получить должность помощника переводчика в Министерстве коммерции.

В служебных помещениях ведомства царил полумрак. Плохое освещение приводило к ухудшению зрения у многих переводчиков, и Пётр Соболевский задумался об альтернативе тусклому свету свечи. Он вспомнил, что в своё время в одной французской газете прочитал описание способа профессора механики Парижской школы мостов и дорог Филиппа Лебона (1769-1804) по получению светильного газа в процессе сухой перегонки древесного сырья. С этого времени всё своё свободное время Соболевский стал проводить в домашней мастерской над созданием установки для производства искусственного газа. Напряжённая работа в течение почти года принесла долгожданный результат.

2 декабря 1811 года «Северная почта» опубликовала статью «О пользе термолампа, устроенного в Санкт-Петербурге гг. Соболевским и Д'Оррером»: «Многие любители наук любопытствовавшие несколько раз видеть сии опыты, удостоверились, что свет, сожиганием водотворного газа производимый, весьма ясен, не издаёт чувствительного запаха и не производит дыму, следовательно, не имеет копоти… Польза сего изобретения… и выгоды, оным доставляемыя, суть столь обширны и многоразличны, что даже при самом точнейшем исследовании кажутся они почти невероятными, и потому самому изобретению оне можно почесть одним из важнейших открытий».

В следующем номере этой газеты были сообщены интересные подробности об успешном решении Петром Соболевским нескольких сложных инженерных задач. Первая была связана с получением качественного по силе и по цвету светового излучения пламени газового рожка, вторая - с устранением вредного, отравляющего действия светильного газа. Это представлялось тем более важным, что «во всех опытах, деланных как в иностранных государствах, так и в самой России, газ сей горел всегда слабым голубым пламенем, не производящим света, и рождал тяжёлый запах, для человека весьма вредный». Третья задача касалась определения способа надёжного подведения на достаточно удалённое расстояние светильного газа от «термолампа» к внутренним и наружным устройствам освещения. В ноябре 1811 года все оригинальные технические решения были успешно реализованы, и «терпением они преодолели все трудности и наконец имели счастья достигнуть совершенного успеха».

В статье достаточно подробно описывались как устройство «термолампа», так и технологический процесс получения искусственного газа: "Чугунный цилиндр, вделанный в печь, наполнялся дровами, затем отверстие плотно замазывалось, а весь цилиндр сильно подогревался горящими дровами. Дрова в цилиндре от сильного жара превращались в угли с одновременным образованием кислоты и дёгтя, а при последующем усилении огня образовывались угольная кислота и газ (gaz hydrogene oxi-carbure), которые затем поступали в холодильник. В нём они охлаждались, при этом кислота и дёготь превращаясь в капли, стекали в приёмный сосуд, а газ, проходя через воду, очищался и поступал в хранилище…

Подогревание цилиндра продолжается до тех пор, пока отделяется газ, когда же отделение опять прекратится, то сие служит знаком, что дрова, положенные в цилиндр, превратились в уголь совершенно. Тогда по простужении цилиндра, оный надлежит открыть и уголь вынуть. Цилиндр затем наполняется вновь дровами для подогревания опять, когда отделение газа нужно будет».

Интерес для читателей газеты представляло и описание системы подвода газа к светильникам: «Из этого хранилища газ подводился через трубки разной величины к лампам, установленным в помещении или на улице». Трубки были снабжены на концах кранами, и «когда к открытому крану подносится зажженная бумага или спичка, то выходящий из трубки газ загорается, и огонь продолжает гореть у отверстия трубки, доколе газ выходить не перестает. Таким образом, его можно употребить или на освещение, или на согревание и отопление».

26 (14) декабря 1811 года Соболевский публично огласил результаты своей изобретательской работы на заседании Всероссийского общества любителей словесности, наук и художеств. Доклад в сокращении опубликовал «Санкт-Петербургский вестник», где уже в начале публикации редакция указала: «Мы спешим сообщить здесь чертёж и описание оного, надеясь удовлетворить любопытство тех, кои не могли видеть на месте сего во многих отношениях весьма полезного заведения… Термолампами называются печи, посредством которых чрез пережигание дерева в уголье освещаются и отапливаются покои…».

Стремясь как можно шире распространить своё изобретение, Соболевский подготовил популярное пособие с весьма обстоятельным названием – «Руководство к устроению термолампов, содержащие в себе подробное описание употребления их для публичного, так и домашнего освещения, применении оных к отапливанию покоев, к деланию угля и дёгтя и показание способа очищать пригорело-древесную смолу, дабы дать ей качества настоящего уксуса».

Но изобретатель не остановился на достигнутом и вскоре изготовил новую, более совершенную установку по получению светильного газа.

Сооружение «термолампа» Соболевского было запланировано, прежде всего, для освещения Монетного двора, а затем и других важных правительственных учреждений в Санкт-Петербурге.

24 (12) января 1812 года согласно указу императора Александра I титулярный советник Соболевский был удостоен высокой награды - ордена Св. Владимира 4-й степени «за попечения и труды, с коими произвёл в действие устроение термолампа, доселе в России не существовавшего».

Уже в начале 1812 года были намечены и конкретные меры по внедрению газового уличного освещения в российской столице. В февральском номере «Санкт-Петербургского вестника» за 1812 год была опубликована статья «Проект освещения водотворным газом Адмиралтейского булевара и некоторые примечания об устройстве термолампов». Адмиралтейский бульвар должны были освещать сто газовых фонарей, расставленных на равном расстоянии друг от друга.

Проект был представлен на рассмотрение Александра I, однако его реализации помешало вторжение войск Наполеона в Россию и начавшаяся Отечественная война.

Только через семь лет замысел Соболевского благодаря активной поддержке столичного генерал-губернатора М. А. Милорадовича всё же нашёл практическое воплощение. Вот что об этом писали об этом «Санкт-Петербургские ведомости»: «Года 1819, 28 октября на Аптекарском острове Санкт-Петербурга прошли испытания фонаря, питаемого водотворным газом. Сие событие станет образцом достижений русской науки. Толпа, собравшаяся поглядеть на оную демонстрацию, с восторгом и одобрением следила за тем, как происходило действие. Думается, данный вид освещения имеет дальние перспективы в России».

Вскоре газовое освещение по системе Соболевского было устроено в помещениях Главного штаба на Дворцовой площади и даже в домашнем театре генерал-губернатора Милорадовича.

Однако, бюрократия и общение с казенными ведомствами разбили надежды Соболевского на успешное массовое внедрение и продвижение изобретения. Инженер вышел в отставку и уехал в Пермь, где принял предложение известного предпринимателя Всеволода Всеволожского, владеющего рудниками и заводами на Урале. По чертежам и под руководством Соболевского были введены в процесс паровые машины, боты и печи различного назначения, созданы первые паровые суда. Но главное, получила продолжение ключевая идея ученого - построена мощная газовая установка на три печи и четыре газометра, благодаря которой все цеха стали освещаться светильным газом.

Несмотря на достижения Петра Григорьевича в области создания устройств для получения искусственного газа, он не менее известен как выдающий металлург. После Англии впервые в Европе пудлингование (способ передела чугуна в ковкий металл) в отечественной промышленности стал применять именно Соболевский. Сконструированные им пламенно-отражательные печи появились на Нижне-Тагильском, Нижне-Салдинском и Камско-Воткинском заводах. После сотрудничества с Всеволожским, Петр Григорьевич возглавил «железоделательный» Камско-Воткинский завод.

В 1824 году он возвратился в Санкт-Петербург, где перешел на работу в Горный кадетский корпус. В жизни Соболевского наступил один из наиболее плодотворных периодов в научной деятельности.

Его назначили руководителем Соединенной лаборатории Департамента Горных и Соляных дел и Горного Кадетского корпуса. По важности выполненных исследований и разнообразию тематик это был первый русский НИИ металлургии, обогащения полезных ископаемых и галургии.

Большое внимание ученый уделял изучению платины и сделал несколько крупных открытий. Он разработал способ извлечения сырой платины из руд (метало-керамический метод) и превращения ее в ковкий металл. Инженер представил новый метод получения металлических изделий из платины: очищенную губчатую платину набивали в форму, сдавливали прессом, нагревали до белого каления, опять прессовали и получали металл, поддающийся ковке. За 11 месяцев опытов Соболевский получил свыше 800 кг чистой платины. 21 марта 1827 году Петр Григорьевич представил доклад с демонстрацией изделий из благородного металла. Эта дата считается днем рождения платиновой промышленности и порошковой металлургии.

По материалам портала «Родина», сайта «Форпост Северо-запад», открытых источников

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати