Фото: thesouthafrican.com
Южно-Африканская Республика, Претория
27 июля Международный валютный фонд (МВФ) вынес решение о предоставлении ЮАР кредитной линии в размере 4,3 млрд. долл. США (70 млрд. южноафриканских рэндов) в рамках поддержки экономики страны с учетом финансовых последствий пандемии COVID-19. Случай беспрецедентный, так как после падения режима апартеида в 1994 году республика ни разу не обращалась к кредитной организации такого уровня. При этом возникает резонный вопрос - чего следует ожидать южноафриканцам? Каковы условия и как это может в перспективе отразиться на главной союзнице России в Африке?
Отмечается, что МВФ предоставил кредит через т.н. «инструмент быстрого финансирования» (RFI), предназначенный для поддержки стран, испытывающих острую необходимость в выправлении экономической ситуации по причине серьезного кризиса, к примеру, такого как пандемия коронавирусной инфекции. В результате МВФ обеспечил оперативный процесс вынесения решения и последующего финансирования (правительство ожидает получение средств уже в этом месяце), якобы «без жестких условий». Южноафриканскому руководству потребовалось только представить Фонду доказательства, что экономика страны находится в кризисе, аргументировать «дорожную карту» дальнейшего использования кредита и план действий для решения вопроса платежного баланса. Конечно же, в тесном взаимодействии и под чутким руководством МВФ.
Вместе с тем, в случае с ЮАР, проблема последующей выплаты взятого кредита определенно возникнет – экономику страны, по предварительным оценкам, ожидает в этом году падение минимум на 7% (Прим. авт - большинство экономистов считают, что этот прогноз крайне оптимистичен и говорят о сокращении по крайней мере на 10%, хотя даже эта цифра выглядит сомнительной на фоне темпов распространения коронавируса в ЮАР), а дефицит бюджета увеличится примерно до 15% ВВП. Это означает, что правительству для начала выплаты кредита в 2023 году, придется снова занимать средства, но уже у других кредиторов. С учетом того, что все мировые рейтинговые агентства, включая Moody’s, держат рейтинг страны на «мусорном» уровне, существует значительный риск, что как местные, так и иностранные инвесторы не проявят должного интереса к долгу республики.
Согласно пресс-релизу МВФ, министр финансов Тито Мбовени заверил организацию, что ЮАР намерена предпринять «определенные шаги» для стабилизации финансовой системы страны. В текущих условиях это означает только одно – правительство пойдет на сокращение государственных расходов, «заморозку» индексации заработной платы в государственном секторе и постепенную приватизацию государственных предприятий.
Президент ЮАР С. Рамафоза (слева) и министр финансов Т. Мбовени. Фото: GCIS
Конечно, южноафриканский минфин уже неоднократно в ходе бюджетных речей (в октябре прошлого года и июне этого) заявлял о важности проведения вышеуказанных реформ, но постоянно сталкивался с жестким противостоянием со стороны наиболее консервативного крыла правящей в стране партии «Африканский Национальный Конгресс» (АНК), которое назвало такие планы «антинародными».
Сейчас же экономическому блоку удалось «перейти Рубикон» и решение о получении кредита может вызвать серьезный конфликт как внутри правящей партии, где фактически происходит борьба между либеральным и консервативным крылом, так и внести глубокий раскол между АНК и партнерами по т.н. «правящему альянсу», в который также входят Южно-Африканская коммунистическая партия и профсоюзное движение «КОСАТУ». Оба партнера правящей партии в республике, ни при каких условиях не смогут согласиться на выполнение «драконовских» для их сторонников условий МВФ. Более того, консервативные силы видят в обращении к Фонду прямую угрозу суверенитету страны.
Такая внутриполитическая ситуация в совокупности с экономическими перспективами затруднит выполнение обязательств, взятых южноафриканским правительством перед МВФ, если не сказать больше.
Директор-распорядитель МВФ К. Лагард и президент ЮАР. Фото: GCIS
Согласно заявлению Казначейства республики, полученные средства планируют использовать для поддержки системы здравоохранения и пограничной службы, поддержки бедных и малоимущих слоев населения, стимулирования программы по созданию рабочих мест, и поддержки экономических реформ в секторе госкомпаний. МВФ требует, чтобы ЮАР начала постепенную выплату кредита в 2023 году, что потребует от южноафриканцев уже на данном этапе заложить прочную основу для накопления средств в бюджете с целью его погашения.
Юаровские эксперты указывают, что наиболее существенным недостатком взятого кредита является тот факт, что он номинирован в иностранной валюте. Таким образом, правительству в случае обесценивания национальной валюты придется выплачивать дополнительные проценты по взятому кредиту. Учитывая состояние экономики ЮАР, это немаловажный и довольно реальный риск. Констатируется, что если южноафриканское руководство не сможет использовать средства МВФ разумно на фоне ухудшения экономического положения страны и продолжающейся пандемии, то это неизбежно затянет республику в долговую яму.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs