Фото: milaviainter.com
На площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай» состоялась интерактивная конференция «США - Латинская Америка – Россия: повестка конструктивного сотрудничества в эпоху пост-COVID-19». Этот форум был организован Посольством Российской Федерации в Республике Гватемала совместно с Американской торговой палатой «AmCham», Американо-российским деловым советом, Центральноамериканским парламентом, Секретариатом Центральной Америки по экономической интеграции, Региональным координатором экономических и социальных исследований Аргентины при поддержке Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Модератор мероприятия, президент Американской торговой палаты в Российской Федерации Алексис Родзянко предложил обсудить конструктивную повестку сотрудничества. «Впервые за период после окончания холодной войны наложены беспрецедентные ограничения на передвижения по миру, причем в глобальном масштабе. Используется даже термин «великая изоляция». Одновременно мы видим практически повсеместное желание преодолеть этот вызов. Никогда еще человечество не нуждалось так остро в соединении усилий всех стран, народов и континентов, чтобы преодолеть возникший перед ним вызов. И в этом смысле сотрудничество между США, Россией и Латинской Америкой имеет особое значение», - пояснил он.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков констатировал, что впервые в своей новейшей истории человечество столкнулось лицом к лицу с угрозой нового типа – инфекцией действительно глобального масштаба. Пандемия имела негативные последствия для всего западного полушария и, конечно, для России. К драматическим и даже трагическим последствиям она привела в Латино-Карибской Америке. К сожалению, постоянно обновляющаяся статистика распространения заболевания не дает пока повода для оптимизма. Теперь это общая реальность, и политики должны с ней считаться.
По словам дипломата, Россия изначально выступала в защиту принципов многополярного мира, и последствия эпидемии только подтвердили верность этой концепции. Вызывает сожаление, что даже в этих условиях усилия, направленные на развитие сотрудничества, встречают негативное отношение наших коллег на международной арене и попытки противодействия. В этом контексте откровенно неконструктивной становится политика Соединенных Штатов, направленная на подрыв роли международных организаций, которые, напротив, должны координировать борьбу с последствиями COVID-19, оказывать поддержку социальным службам и восстановлению экономики. К сожалению, Вашингтон не отказался от принципа глобальной гегемонии в своей внешней политике, и это не может не создавать проблем в ближайшем будущем.
«Правда, даже в этих сложных условиях диалог России и США по спорным вопросам продолжается с высокой интенсивностью и даже усилился, и это хорошо. С.Рябков напомнил, что лидеры наших государств за последние месяцы провели восемь телефонных разговоров. Среди обсуждавшихся тем, помимо пандемии, была сделка «ОПЕК плюс» и стабилизация цены на нефть на глобальном рынке. Кроме того, плодотворно развиваются контакты между нашими странами по вопросу противодействия коронавирусной инфекции. В рамках этих контактов Россия в апреле 2020 года направила самолет с необходимой медицинской помощью и оборудованием в Нью-Йорк, а в мае и июне из США в Россию военными авиабортами поступили аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ). «Мы высоко оценили этот жест американского руководства, и считаем его примером нормальной практики и солидарности во взаимоотношениях между странами», - заявил заместитель министра иностранных дел России
В то же время, по словам С.Рябкова, общего изменения характера отношений между Россией и США в лучшую сторону не произошло. Вашингтон по-прежнему не отказывается от попыток смещения неугодных правительств, примером чему могут служить Венесуэла, Сирия и Иран. Политико-военная ситуация в мире такова, что это не может не беспокоить Москву. Хотя двусторонние контакты в целях стратегической стабильности и активизировались в последние месяцы, действия Соединенных Штатов на международной арене продолжают носить деструктивный характер. В частности, президент США Дональд Трамп инициировал выход из Договора по открытому небу, тем самым предприняв очередной шаг на пути к разрушению сложившейся системы международных договоров. Кроме того, США пока не определились по поводу судьбы Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), тогда как Россия готова продлить этот документ без предварительных условий.
Со своей стороны, в Москве готовы развивать диалог с Вашингтоном на антитеррористическом треке, а также по вопросам о мирном урегулировании ситуации в Сирии и разрядке напряженности на Корейском полуострове. «Мы готовы к контактам и по другим вопросам, которые вызывают разногласия в Москве и Вашингтоне. Позиция нашей страны вполне ясна. Она подразумевает торговое и инвестиционное сотрудничество, энергетическую и технологическую кооперацию при безусловной защите общих интересов. Совершенно неприемлемы для нас аресты российских граждан в третьих странах с ведома и одобрения Вашингтона и тем более конфискация российской дипломатической собственности в США. Но мы реалисты, и понимаем, что говорить о тесном сотрудничестве наших стран в год выборов в Соединенных Штатах вряд ли возможно», - заявил С.Рябков.
Коснулся дипломат и политики, которую Соединенные Штаты проводят в Латинской Америке. По словам С.Рябкова, на этом континенте Вашингтон стремится перезапустить «доктрину Монро», согласно которой права на политические и экономические контакты с местными режимами имеет только США. Этому отчасти способствуют социальные диспропорции, экономические просчеты и разногласия, существующие между странами Латино-Карибской Америки, которые уже привели к серьезному ущербу от коронавируса.
В свою очередь, отношения России со странами Латино-Карибской Америки отличает высокая интенсивность и позитивная динамика, включая и диалог на уровне глав государств по вопросам интеграционного и технологического сотрудничества, сотрудничества в области энергетики, инфраструктуры, телекоммуникаций, транспорта. В Москве понимают, что этот регион требует к себе особо деликатного подхода в силу экономических особенностей, культурной близости образующих его стран и потенциальной взрывоопасности. Москва выстраивает свою дипломатическую линию на этом континенте на прагматической основе и прочном базисе взаимопонимания и не смотрит на них сквозь призму геополитического подхода, заставляя выбирать себе ближайших партнеров и союзников.
В 2019 году вошел в строй флагманский проект кооперации России со странами Латино-Карибской Америки. Речь идет о российско-никарагуанском проекте строительства и оснащения биотехнологического научного и производственного комплекса в Манагуа – институте Mechnikov, на котором запущено производство вакцины против гриппа. В перспективе – производство препаратов инсулина и интерферона, что имеет особое значение для развития медицины в Латинской Америке и взаимодействия в этой сфере между странами региона. В этом смысле, подчеркнул дипломат, пандемия открывает новые возможности для сотрудничества в посткарантинный период.
Программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик отметил, что Россия в условиях кризиса, вызванного пандемией, продолжит концентрировать свои усилия на участии в евразийских интеграционных проектах, одновременно продолжая сотрудничество с глобальными финансовыми институтами.
«Москва будет участвовать в развитии новых проектов и институтов, важных для регионального экономического развития: Нового банка развития БРИКС, Евразийского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Среди важнейших вопросов, которые требуют своего решения – развитие логистики, использование национальных валют, национальных и региональных платежных систем, а также принятие мер, необходимых для поддержки человеческого капитала», - отметил эксперт.
По словам Я.Лисоволика, дальнейшее место России в архитектуре мировой экономики будет зависеть от того, насколько успешными будут ее усилия по развитию региональных проектов, в том числе Евразийского экономического союза. «Это очень важный проект, который приносит выгоду всем его участникам. Не менее важно, что ЕАЭС стремится к сотрудничеству с другими региональными организациями и объединениями – АСЕАН и МЕРКОСУР», - добавил ученый.
Программный директор клуба «Валдай» также сообщил, что инициативы России, предпринятые ею в качестве председателя БРИКС в 2020 году, могут способствовать активизации сотрудничества стран Латинской Америки с государствами-участницами «пятерки». Одновременно Российская Федерация продолжает развивать конструктивное сотрудничество с Международным валютным фондом и Всемирным банком. «Все эти контакты будут способствовать преодолению негативных последствий пандемии», - пояснил он.
Выступление президента Американо-российского делового совета Дэниела Рассела носило отчасти примирительный характер. Он, в частности, заметил, что торговые инвестиции недооцениваются в официальной статистике США и России, а три четверти компаний Соединенных Штатов, работающих в Российской Федерации, рассматривают ее рынок в качестве стратегического или ключевого. «Даже несмотря на непростую геополитическую обстановку в последние пять-шесть лет, введение санкций и необходимость исполнения регуляторных предписаний, контакты поддерживаются, и наши предприниматели ждут рост российского бизнеса, возможно, в среднесрочной перспективе», - констатировал он.
Активизация бизнес-контактов невозможна без отмены ограничений на транспортное, в том числе авиационное сообщение. Однако Сергей Рябков призвал не испытывать по этому поводу излишнего оптимизма. «В настоящее время российское правительство пытается найти баланс интересов всех сторон. Тем не менее, до открытия контактов с другими странами могут пройти недели. Пока можно совершить поездку в Россию через главные узловые пункты, включая Лондон и Стамбул», - констатировал он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs