ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

«Что будет с Договором по открытому небу?»

10:17 30.07.2020 •

Начальник Национального центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков объяснил позицию, которую занимает Россия в связи с решением администрации президента США выйти из Договора по открытому небу (ДОН).

 

Сергей Владимирович, Национальный центр по уменьшению ядерной опасности занимается реализацией данного соглашения, не могли бы вы прокомментировать ситуацию, сложившуюся в настоящее время вокруг этого Договора?

Действительно, обстановка вокруг Договора по открытому небу существенно обострилась.

В первую очередь, это связано с деятельностью США.

Декларируя важность контроля над вооружениями, на деле администрация президента Трампа настойчиво работает  на слом сложившейся системы международной безопасности. США последовательно выходят из любых международных соглашений, хоть как-то ограничивающих их деятельность.

Это касается и международных договоров в сфере контроля над вооружениями.

Первым был Договор по ПРО.

Не так давно американцы вышли из Договора о ракетах средней и меньшей дальности.

Теперь они взялись за Договор по открытому небу.

Известно, что за любыми действиями американской администрации на внешнем контуре всегда просматриваются две стратегические цели - обеспечение доминирования США и финансовые интересы.

К примеру, сразу после выхода США из Договора по ПРО, американцы развернули масштабные работы по созданию стратегической системы противоракетной обороны. На создание системы уже потрачены сотни миллиардов долларов американских налогоплательщиков. Результат, проводимой США работы по созданию системы ПРО, не очевиден. В условиях появления гиперзвуковых ракетных систем американский ВПК потребует новых сотен миллиардов долларов для доведения возможностей созданной системы до приемлемого уровня эффективности. А это как раз и требуется американскому ВПК.

Напомню также о том, что уже через несколько дней после выхода США из Договора о РСМД американцы провели летные испытания ракеты, которая по своим характеристикам подпадала под запреты указанного Договора. Очевидно, что работы по созданию запрещенных Договором ракет неправомочно проводились американской промышленностью задолго до выхода США из этогомеждународного соглашения.

Что касается Договора по открытому небу, то 22 мая этого года правительство США заявило о том, что через шесть месяцев они выйдут из Договора по Открытому небу.

В качестве предлога были использован тезис о, якобы, имевших место нарушениях России. Это заявление американского правительства не нашло широкой поддержки даже в самих Соединенных Штатах.

Если говорить о других государств-участников Договора, то позиция США вызвала у большинства государств, крайне негативную реакцию.

Лишь ближайшие американские «друзья» из прибалтийских государств, Польши, Украины и Грузии поддерживают и оправдывают действия Д.Трампа.

Попытаемся разобраться, в чем истинные причины таких действий американской администрации.

Задолго до объявления решения о выходе из Договора по открытому небу США начали работу по формированию у американских и европейских граждан и истэблишмента мнения о ненужности Договора и возможности его компенсации снимками из космоса.

Возникает вопрос, а действительно ли это так?

Безусловно, группировка военных спутников и спутников дистанционного зондирования земли США исчисляется десятками единиц и дает огромное количество информации об объектах расположенных в Российской Федерации, Китае, Европейских, и Азиатских государствах.

Однако, в силу погодных условий спутники не могут  круглогодично давать информацию в оптическом диапазоне. К примеру, практически вся европейская часть с ноября по март месяц находится под облаками. А это означает, что спутниковые фотоаппараты в эти периоды времени для контроля территорий могутиспользоваться ограниченно.

Кроме того, у американцев имеются спутники радиотехнической разведки, однако в силу своей специфики они не могут компенсировать недополучаемую в такие периоды информацию. А вот Договор по открытому небу такие возможности предоставляет, обеспечивая проведение фотосъемки с самолетов наблюдения на малых высотах.

Относительно упоминаемых американцами нарушений Россией Договора следует отметить следующее. В качестве основных поводов, которые выдвигает администрации США, в качестве основания для выхода США из договора являются:

Первое. США и их союзники считают незаконным тот факт, что власти РФ ввели лимит в 500 км в отношении полетов над Калининградской областью. Этот регион представляет особый интерес для США и НАТО, подозревающих, что в последние годы Россия заметно активизировала там свою военную деятельность.

Россия была вынуждена пойти на разрешенное Договором действие, после того как ряд западных стран, прежде всего Польша своими хаотичными полетами в рамках Договора создали такие условия, которые приводили к необходимости на длительное время перекрывать все регулярное гражданское и коммерческое воздушное движение в регионе.

Наблюдательный полет Польши над территорией Калининградской области
(OS-12-249, май 2012 года) – 1594 км.

Между тем, в ходе совместного наблюдательного полета США, Латвии и Литвы, который был проведен в период с 18 по 21 февраля  2020 года, российская сторона не стала препятствовать проведению воздушной инспекции Калининградской области с дальностью, незначительно превышающей параметр в 500  км., тем самым подтвердив свою готовность к поиску компромисса, по вопросу о максимальной дальности полетов над этим регионом.

Второе разногласие носит политический характер.

США и их союзники считают нарушением договора тот факт, что Россия отказывает иностранным государствам в проведении полетов в десятикилометровой полосе вдоль границы с Абхазией и Южной Осетией. Российская сторона опирается на пункт договора, согласно которому «полеты проводятся не ближе 10 км от границы государства, не являющегося его участником». При этом Россия признает Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, а Тбилиси, Вашингтон и члены НАТО нет, настаивая на территориальной целостности Грузии.

Граница Российской Федерации с Абхазией и Южной Осетией.
Протяженность Государственной границы России с Республикой Абхазией – 255,4 км, с Южной Осетией – 70 км.

Но и по этому вопросу российская сторона выразила готовность разрешить ситуацию. Мы предлагаем разрешить полеты в 10 км. зоне, в случае если Грузия позволит инспекторам из России совершить облеты ее территории.

Но официальный Тбилиси, заручившись поддержкой США и Великобритании, продолжает блокировать предложение России.

Третье. В 2019 году у Вашингтона появилась новая претензия к Москве.

Спорный инцидент произошел в сентябре 2019 года.

На территории России в то время происходили масштабные военные учения «Центр-2019», в которых участвовали и иностранные контингенты из стран-членов ОДКБ, Китая, Индии и Пакистана.

США запросили разрешение совершить облет района, где проходили маневры. Но из соображений безопасности, российская сторона вынуждена была ограничить проведение второй части американского наблюдательного полета, совпадающей с активной фазой учений, в которой была задействована боевая и транспортная авиация.

Американским инспекторам предлагались различные варианты выхода из ситуации: например, совершить вторую часть миссии в другой день и при этом увеличить общее время наблюдения (обычно ограниченного 96 часами). Однако наши предложения были проигнорированы, и в итоге Вашингтон обвинил Москву в очередном «грубом нарушении» договора.

Претензий к американцам у нас значительно больше. О них мы рассказали 6 июля 2020 года на конференции в рамках ОБСЕ, посвященной обсуждению последствий выхода США из Договора. В нашем докладе показали, что облик США, как государства-участника, которое добросовестно выполняет Договор, не соответствует действительности. Напомнили США о  имевших место не допуске российского самолета наблюдения на территорию США, запрете наблюдения островных территорий, установлении такого режима полетов российского самолета, когда экипаж работает 14-18 часов и другие.

С нашими претензиями к США по Договору по открытому небу можно ознакомиться на официальном сайте Министерства иностранных дел.

Из практики могу сказать, что при реализации Договоров в сфере контроля над вооружениямиимеют место разного рода спорные ситуации, как правового, так и технического характера. Ведь в его реализации участвуют 34 государства-участника, и у каждого из них есть свое понимание тех или иных положений Договора. Но эти вопросы спокойно решаются в рамках консультативной комиссии по открытому небу.

Это означает, что действительные причины выхода США из Договора по открытому небу не те, которые декларируются американцами.

Представляется, что основных причин как минимум две.

Первая. Желание американцев поставить под контроль весь космос (системы связи, навигации, контроля космического мусора, дистанционного зондирования земли и др.), и на этом хорошо зарабатывать в будущем, продавая соответствующие материалы.

Вторая. Не допустить имеющую техническое преимущество в Договоре Россию для контроля США. Нужно напомнить, что обстановка вокруг Договора по открытому небу стала ухудшаться не сегодня. Это произошло в ходе освидетельствования российских самолетов наблюдения Ан-30Б с цифровой аппаратурой наблюдения в сентябре 2013 года, когда были предприняты первые попытки американцев ограничить Российскую Федерацию.

Российский самолет открытого неба Ан-30Б

В частности в 2013 году во время проведения международного освидетельствования цифровой аппаратуры США, единственные из государств- участников, отказались подписывать отчёт о допуске самолёта к выполнению полётов по Договору, ссылаясь на указания из Вашингтона. При этом американцы даже не удосужились найти какой-нибудь предлог для оправдания своих действий. И только спустя восемь месяцев они были вынуждены признать итоги освидетельствования.

Преимущества Российской Федерации в получении информации значительно возросли и стали очевидны. Между тем в США неоднозначно отнеслись к планам России по модернизации своего авиапарка в рамках ДОН. Уже в то время несколько конгрессменов (от Демократической и Республиканской партий) обратились к президенту Бараку Обаме с призывом «не дать русским исследовать территорию США при помощи нового шпионского оборудования».

Авторы обращения однозначно давали понять, что в интересах США было бы вообще рассмотреть вопрос о выходе из соглашения.

Как говорилось в то время в американских СМИ, против выдачи России разрешения на использование новейшей аппаратуры выступали помимо законодателей и спецслужбы.

Однако, тогда Госдепартаменту удалось настоять на том, что по правилам Договора Россия имеет право модернизировать камеры, и убедить руководство страны в важности соблюдения этого многостороннего Договора.

Еще больше ситуация обострилась после успешной международной сертификации российских самолетов наблюдения Ту-154 М Лк-1 в 2016 году и Ту-214 ОН в 2018 году.А первый наблюдательный полет с отечественной цифровой аппаратурой наблюдения над США осенью 2017 года еще больше подстегнул противников «открытого неба» в штатах.

Российские самолеты открытого неба Ту-154 М Лк-1 и Ту-214 ОН

Стало понятно, что на направлении внедрения в ДОН передовых технологий мы опережаем наших партнёров примерно на 6–7 лет.

Что касается собственно Договора по открытому небу, то в современных условиях он является одним из важнейших инструментом обеспечения международной безопасности. Российская Федерация всегда выражала приверженность этому соглашению и делала все возможное для его выполнения.

Мы и сегодня готовы к диалогу с нашими партнерами, решению вопросов, но только  на основе взаимности. И это не тот диалог, к которому нас призывают. Выполнять ультимативные требования и поступаться вопросами нашей безопасности ради сохранения Договора мы не готовы. Будем оценивать готовность партнеров полноценно выполнять обязательства по Договору. В случае если наши права будут пытаться ограничить, будем принимать симметричные и адекватные меры.

Действиям американской стороны дал оценку заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев «Выход США из ДОН стал очередным шагом по разрушению системы международной безопасности. В Вашингтоне посягнули на заложенные в Договоре и даже отраженные в самом его названии цели – обеспечение открытости, транспарентности и доверия в военной области».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати