ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польские «сибиряки» в информационной войне против России

09:53 03.06.2020 • Владислав Гулевич, журналист-международник

История становится излюбленной темой Варшавы для современных политических манипуляций. Непростую историческую тему поляков, сосланных в царское и советское время в Сибирь, Польша также пытается превратить в стойкий идеологический мем и элемент антироссийской пропагандистской палитры. Первая жертва такого подхода - историческая правда, похороненная под ворохом искаженных фактов.

Польская историография выделяет два «ссыльных» периода в истории поляков: царское время и советское, времён правления Сталина. Таким образом, охватывается практически целиком вся история взаимоотношений Польши с Россией. Датой появления первых ссыльных поляков в Сибири называется XVII в., при этом сама ссылка превращена в национальный символ страданий, причинённых Россией Польше.

В качестве конститутивных элементов подобного дискурса выступают следующие:
- термин Sybiracy («сибиряки», с ударением на предпоследний слог) как обобщающее название всех ссыльных поляков, даже тех, кого сослали в Среднюю Азию, центральную Россию или на Кавказ;
- приписывание судьбе польских ссыльных особого трагизма, уклон в эмоциональную беллетристику вопреки сухим фактам, оперирование преувеличенными цифрами при определении численности сосланных;
- сокрытие фактов жестокого поведения лидеров польских протестных выступлений в Сибири, например, Кругобайкальского восстания 1866 г. (угрозы убийством полякам, отказавшимся участвовать в восстании, нападения на гражданские объекты и т.д.) (1).
- искусственное создание и продвижение т.н. политики «исторической памяти», стремление закрепить «травматичность» данной страницы истории в сознании польских граждан, и одновременно внушить современным россиянам чувство вины за действия царского и советского правительства.

Процесс становления этой темы как части польской идеологической культуры и политики начался еще в XIX в. Нынешнее польское руководство делает всё, чтобы данный проект дополнял современную антироссийскую истерию в Польше. В стране действует Союз «сибиряков» (Związku Sybiraków) с отделениями по всей стране, (2), выпускается журнал «Ссыльный» (Zesłaniec), наследник журнала Sybirak 1934/39 годов. С 2003 г. президентом Польши создана и вручается государственная награда Крест ссыльных Сибири. Какие реальные исторические факты при этом Варшава старательно предает забвению?

Полностью игнорируются факты добровольного переселения поляков в Сибирь. В XIX в. польский крестьянин имел в Сибири земли больше, чем в Царстве Польском. Жизнь в Сибири была для этого социального класса с экономической точки зрения даже более обеспеченной. Польские историки признают, что не знают точной численности добровольных переселенцев, но соглашаются, что она была значительной. Предполагаю, что не знают, потому что исследователь, который займётся этой темой, не сможет рассчитывать на государственную поддержку, поскольку его исследование будет невольным контраргументом нынешней государственной идеологии Союза «сибиряков».

Другие игнорируемые факты – наделение все тех же ссыльных поляков пособиями, возможный карьерный рост ссыльных на новом месте, постепенное повышение их социального статуса, что подтверждается документами. Некоторые ссыльные богатели, обзаводились обширным хозяйством и наёмными работниками, занимались солидной торговлей, иные выбивались в уездные чиновники, педагоги и научные светила. Брат будущего польского диктатора Юзефа Пилсудского Бронислав прославился этнографическими исследованиями на Сахалине (в Южно-Сахалинске ему установлен памятник). В названиях горных объектов, растений и животных запечатлены фамилии польских исследователей Чекановского и Годлевского. Были и другие представители польского народа, сыгравшие немалую роль в российской и советской истории, науке и культуре: Потоцкий, Пржевальский, Циолковский, Малевич, Нижинский, Дзержинский, Рокоссовский и многие другие.

Не будем разбирать политические, моральные и иные исторические вопросы в этой статье, эти аспекты подробно рассматривались в различных зарубежных и российских исследованиях. Но голода, с чем старательно связывают в польском сознании Сибирь, ссыльные все таки не испытывали, об этом говорится в мемуарах самих ссыльных. Для поляка (как и для ссыльных русских) ссылка означала то, что приходилось жить с определенными ограничениями не в Польше, а в Сибири. В случае антигосударственных деяний по законам того времени польских дворян лишали дворянства, но за то же самое лишали титулов и дворян русских – таково было время. Со временем снимались ограничения на передвижение и ссыльные могли ездить по всему региону, что практически уравнивало их в правах с местными жителями (4). Многие поляки отказались возвращаться из Сибири в Польшу. Среди них, напрмер, – составитель якутского словаря, языковед Эдуард Пекарский.

Несмотря на несомненные трудности и проблемы ссыльной жизни, эти факты не дают однозначных оснований называть царскую ссылку национальной «дорогой слёз и льда», как это подчеркивается в польской историографии, в ссылке находились представители самых различных национальностей на тех же условиях. При этом не следует забывать, что большинство ссыльных были участниками польских восстаний XVIII-XIX вв., отмеченных убийствами российских солдат, чиновников, православных священников и крестьян, не сочувствовавших восставшим. И такие деяния, какие бы цели они не преследовали, имели и имеют одинаковую оценку во все времена и у всех народов.

В сталинский период эти процессы проходили уже в иной идеологической атмосфере, на фоне военного противостояния Польши и Советского Союза и бурной активности польской разведки на территории СССР совместно с разведками фашистской Италии, нацисткой Германии и милитаристской Японии. Здесь о комфорте заключённых говорить не приходится, но факт остаётся фактом: в сталинских лагерях осуждённые поляки обладали теми же правами, как бы ничтожны эти права ни были, что и прочие осуждённые. Утверждения о чрезмерно жестоком отношении лагерной администрации конкретно к полякам не подтверждаются фактами, но при этом помогают создавать Варшаве идеологический императив антироссийской политики в настоящее время.

Так на фоне уничтожения советских военных памятников польские неправительственные организации при поддержке польской дипломатии пытаются увековечить память ссыльных поляков на территории России с прицелом превратить эту тему в инструмент взращивания чувства ресентимента в российской польской диаспоре и российских католиках, и формирования протестных настроений в российском обществе, особенно в молодёжной среде. В некоторых регионах наблюдались даже попытки завязать контакты в СМИ и местных администрациях с целью информирования широкой аудитории об этой «исторической проблеме» в разработанном идеологическом русле.

Думается, что ответом на эти действия должна стать доступность информации на польском языке о реальном положении польских «сибиряков», в т.ч. перевод на польский трудов российских авторов и документов прошлого. Но это явно не входит в планы уполномоченных «исследователей» истории.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://zapadrus.su/2012-04-11-14-59-43/2013/1863/677-2013-01-18.html

2) https://www.sybiracyzg.pl

3) https://m.youtube.com/watch?v=5p1_45w893g&feature=youtu.be

4) https://inosmi.ru/history/20190929/245904863.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати