Мы живем во взаимозависимом и взаимосвязанном мире. Так же как перемещаются товары и услуги, проникают через границы и угрозы. К наркотрафику, терроризму, распространению оружия массового уничтожения сегодня прибавилась эпидемия коронавируса. Она, по словам Сергея Лаврова, должна побуждать людей к размышлению о том, куда двигаться дальше. Этими словами министр иностранных дел открыл цикл лекций Фонда Горчакова в режиме онлайн.
Мир, по мнению главы российского МИД, движется сегодня к более демократичной системе отношений, становится полицентричным. Регионы, которые не играли раньше важной роли в мировой политике, вслед за экономическим и финансовым развитием приобретают политическое влияние. Это можно сказать, прежде всего, об Азии, но также в перспективе о Латинской Америке и богатой ресурсами Африке. Развитым странам, на взгляд министра, больше не удастся сдерживать развивающиеся: «Попытки затормозить объективный процесс формирования многополярного мира обречены на провал». В пример он привел «Группу 20», которая заменила «большую восьмерку» благодаря своей эффективности в решении текущих проблем.
При этом Россию беспокоит тенденция «западных» государств исключать из лексикона словосочетание «международное право», употребляя вместо нее фразу «порядок, основанный на правилах». Замена слов характеризует, по мнению Сергея Лаврова, стремление «Запада» перенести за рамки международных универсальных институтов, таких как ООН, те вопросы, по которым он не хочет договариваться. «Запад перестал искать компромиссы», — констатировал дипломат. Хотя современный мир, как считает министр, только повышает значимость принципов, закрепленных в ООН. Он подчеркнул, что только в Организации Объединенных Наций многосторонность действительно воплощена, что и подтверждает уникальность этой площадки для принятия международных норм. «Не пытайтесь создавать ущербную структуру в попытке заменить многостороннюю дипломатию», — призвал глава МИД РФ.
Нежелание искать компромиссы нашло отражение и в состоянии международной архитектуры безопасности, в разрыве важнейших договоров по ограничению и контролю за вооружениями. Следующей жертвой «бескомпромиссной» политики США, по словам Сергея Лаврова, может стать Договор по открытому небу (ДОН), подписанный в 1992 году и разрешающий наблюдательные полеты невооруженных аппаратов над территориями участников договора. Американские власти обвиняли Москву в запрете полетов у границ Абхазии и Южной Осетии, квалифицируя это как нарушение договора. Сергей Лавров напомнил, что Россия пыталась договориться с Грузией о взаимном открытии воздушного пространства. Тбилиси, по его утверждению, сначала принял предложение, а затем в одностороннем порядке вышел из договоренности.
Российский министр считает обвинения США ни чем иным, как попыткой оправдать американскую политику, направленную на разрыв всех соглашений, которые могли бы хоть как-то связывать действия США в военной сфере. Такого же подхода, по мнению российского дипломата, Вашингтон придерживался при выходе из ДРСМД, а также при отказе подписать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). При этом Сергей Лавров сомневается, что за США последует и Европа, европейские политики, на его взгляд, осознают ценность договора. Что касается реакции России на возможный выход США и их союзников из ДОН, глава МИД добавил: «Насколько добавленная стоимость договора будет сохраняться после выхода США, пока неизвестно, надо будет посмотреть».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs