Фото: Giovanni Cancemi
Распространение коронавируса продолжается: количество заболевших уже достигло 2 млн. человек. Медики по всему миру борются за жизни инфицированных, власти многих стран вводят карантинные меры и рекомендуют самоизолироваться, но сейчас все внимание приковано к международному научному сообществу, которое сосредоточено на изучении вируса и изобретении вакцины против него. По словам президента Российской академии наук Александра Сергеева, взоры и надежды всего мира обращены к науке: ведь именно она способна помочь человечеству выбраться из такой непростой ситуации.
Однако пока эксперты осторожны в своих оценках и не дают точного комментария, когда же мир «избавится» от COVID-19. Предполагается 2 сценария. Согласно первому пандемия закончится через 3-4 месяца после введения во всем мире строгих карантинных мер. Например, доктор медицинских наук, инфекционист Николай Малышев отмечает, что в России пик эпидемии стоит ожидать в июне-июле, после чего она резко пойдет на спад. По оценке специалиста, Россия своевременно последовала примеру Китая, введя карантинные меры, чего нельзя сказать о других странах, которые, по его мнению, «неадекватно» отнеслись к началу пандемии (США и страны Европы).
По второму прогнозу, осенью начнется вторая волна пандемии и продлится до тех пор, пока в мире не изобретут противокоронавирусную вакцину. На прошлой неделе американский журнал Science опубликовал результаты исследования, согласно которому разового карантина может оказаться недостаточно для того, чтобы побороть COVID-19 или взять пандемию под контроль. По прогнозам исследователей, вторая волна может оказаться еще опасней, также предполагается, что вспышка будет не одна, а несколько и они могут продлиться до 2025 года. Например, профессор эпидемиологии из Гарвардского университета Марк Липсич заявил: «Прогнозы о том, что эта пандемия завершится летом 2020 года, не согласуются с тем, что нам известно о распространении инфекций: когда есть зараженные люди и люди, имеющие факторы риска. Если только в обществе нет мощного коллективного иммунитета, большинство людей в этом обществе подвергаются риску заражения».
Получается, что вся надежда остается на мировое научное сообщество. Президент РАН Александр Сергеев заметил, что в России ученые и специалисты, работающие в разных государственных структурах, находятся на переднем плане борьбы с инфекцией. В том числе это и система Роспотребнадзора, и ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство), Минздрав, Министерство науки и высшего образования. Огромная работа ведется в научном центре «Вектор» в Новосибирске. Именно там с первых недель вспышки вируса в Китае были разработаны уникальные тестовые системы. По словам А. Сергеева, уже в мае там начнутся клинические испытания отечественной вакцины на людях.
Также он отметил, что РАН ведет активную работу в борьбе с эпидемией. «Во-первых, мы должны понимать, что членов академии больше 2000 человек, они работают на разных площадках, а те, кто работает в профильных институтах, принимают непосредственное участие в решение проблемы, популяризируя свою деятельность. Во-вторых, академики РАН принимают активное участие в составе рабочей группы Минздрава по развертыванию новых научных исследований коронавируса. В-третьих, мы занимаемся вопросами, связанными с экспертизой: нам приходит достаточное количество проектов, уже более 25, которые мы строго отбираем и затем рекомендуем к государственному финансированию», – сообщил ученый.
По словам А. Сергеева, важна не только медицинская, но и психологическая помощь. Войны, пандемия, экономические кризисы зачастую возникают внезапно и сильно влияют на психологическое состояние: люди чувствуют постоянную тревогу и апатию, потому что не знают, что будет через несколько недель и когда уже все закончится. В связи с этим ученый отметил, что РАН ведет работу по созданию научного центра социологии и психологии чрезвычайных ситуация и катастроф. «На мой взгляд, сейчас важен вклад не только ученых биологов, но и ученых гуманитариев, потому что психологическое состояние, в которое попало наше общество очень необычно и опасно», – подчеркнул он.
В свою очередь доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист Минздрава России по инфекционным болезням Елена Малинникова заявила, что распространение инфекционных болезней одна из наиболее значимых угроз всемирной безопасности, а их профилактика и лечение остается главной задачей Всемирной системы здравоохранения. По словам ученого, ежегодно регистрируют 2 млрд. инфекционных заболеваний, которые в 13 млн. случаев заканчиваются летальным исходом.
«В мире всегда существовала недооценка инфекционных заболеваний. Безусловно, ВОЗ ведет работу по ликвидации ряда инфекций. Существует даже целая программа по борьбе с туберкулезом, гепатитом, ВИЧ-инфекцией и малярией. Делаются громкие заявления, что к 2030 году все эти заболевания будут ликвидированы, но на мой взгляд, это звучит ненаучно и необоснованно», – заявилакадемик РАН, советник директора по научной работе ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора Виктор Малеев. Однако к настоящему времени удалось ликвидировать только натуральную оспу, но в тоже время активизировались другие ее виды. Каждый год появляются новые инфекции и возвращаются старые, например, Лихорадка Зика, которой не было более 60 лет.
Сегодня многие задаются вопросом: сохранится ли коронавирус COVID-19 в популяции, как грипп, или исчезнет навсегда? Если проводить аналогию с другими коронавирусами, то атипичная пневмония (SARS), которая на 70% была похожа на то, с чем мы имеем дело сейчас, просто исчезла в теплое время года, а затем, видоизменившись, уже не могла заражать человека. «Новые и возвращающиеся вирусы – глобальная проблема здравоохранения. Мы не можем прогнозировать эти события и начинаем действовать только тогда, когда вирус затрагивает человеческую популяцию. Мы абсолютно не застрахованы от появления новых зоонозных вирусов. Сейчас мы боремся с COVID-19 и мы его победим, но природные резервуары и зоонозные источники никуда не денутся», – заметил доктор биологических наук, руководитель лаборатории биотехнологии Института вирусологии им. Д.И. Ивановского ФГБУ «Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. почётного академика Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России Сергей Альховский. По его словам, чтобы быть готовым к таким ситуациям, нам необходимо действовать на упреждение: прежде всего, глубоко изучать природные резервуары и те процессы, которые в них происходят. Одним из первых шагов должна стать задача выявления всех зоонозных вирусов, которые обладают патогенным потенциалом. В СССР в 1970-х годах активно развивалось направление, посвященное изучению экологии вирусов, которое именно на это и направлено. Необходимо его возобновить, но уже с использованием новых технологий.
Сегодня в мире более 70 научных коллективов занимаются созданием и разработкой противокоронавирусной вакцины. В настоящее время тестируются самые разные рекомбинантные вакцины: комбинированные, ДНК-вакцины, субъединичные вакцины, вакцины на основе вирусоподобных частиц. Три вакцины в Китае и США уже переходят к клиническим испытаниям на людях. Но, как ни крути, на разработку препаратов обычно уходит год-полтора. Министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что вакцину от коронавируса в России разрабатывают семь научных центров. Также он отметил, что пока нельзя со стопроцентной уверенностью говорить, что врачи имеют в распоряжении лекарственный препарат от коронавируса, который можно применять для лечения и профилактики инфекции. Однако по оценке вирусологов, сделать вакцину вируса особого труда не составляет.
Академик РАН, директор Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН Александр Габибов отметил, что Россия готова к тому, чтобы создать вакцину от коронавируса. «Мы предложили Российской академии наук систему создания отечественной кандидатной вакцины. Эта работа также была предварительно одобрена Минздравом. Мы предлагаем использовать рекомбинантные вакцины – препараты, полученные с помощью генной инженерии. Можно сказать, речь идет о болезнетворной магической пуле для коронавируса», – заявил А. Габибов. О ходе работ также рассказал академик РАН, декан биологического факультета МГУ им. М.В Ломоносова Михаил Кирпичников. Он представил главные аргументы в пользу создания поливалентной вакцины – вакцины, которая содержит в своем составе более одного типа антигена. «Мы уже создали первые прототипы с одним антигеном SARS-Cov-2. Мы продолжаем наработку вещества для этого прототипа и ведем конструирование других прототипов с другими антигенами», – сообщил он.
Пока специалисты рекомендуют использовать лекарственные препараты, которые уже применялись для лечения SARS и MERS. Сейчас на рынке существует более 92 подобных кандидатов. Член-корреспондент РАН Николай Нифантьев отметил, что разработка вакцины требует большого количества времени, также она должна соответствовать Международному стандарту GMP: «На ближайшую перспективу химические лекарства – это, пожалуй, единственное, что будет будет защищать». После двух предыдущих эпидемий до сих пор не разработано никаких вакцин. По словам ученого, сегодня наиболее обсуждаемыми анти-коронавирусными агентами являются: триазавирин (испытывался в Китае), фортепрен, фавипиравир (хорошо действует, но имеет крайне высокую цену), дигидрокверцетин (данные из Китая показали, что препарат эффективно работает против вируса). Также он отметил, что сейчас разработанное исследователями университета штата Джорджия (США) экспериментальное лекарство EIDD-2801 является самым перспективным вариантом против COVID-19.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs