В Москве прошла онлайн-конференция, на которой ведущие ученые Сколтеха высказали свои прогнозы относительно сроков и возможности получения противокоронавирусной вакцины, а также рассказали о том, когда стоит ожидать конца пандемии COVID-19.
Для начала необходимо понять, что коронавирус – это не новый для человечества патоген. Представители данного семейства «живут» с нами давно, вызывая безобидные простуды по типу ОРВИ.
Впервые коронавирусы были открыты в середине 1960-х годов. Сначала стало известно о двух таких вирусах, потом это число выросло до четырех, тогда ученые сообщали, что короновирусы просто циркулируют в нашей популяции и вызывают обыкновенную простуду. Источником же называли хищные или плотоядные растения.
Первый серьезный случай, связанный с эпидемией коронавируса был зарегистрирован в 2002 году. Вирус представлял собой острое заболевание дыхательных путей, но в тоже время был похож на корь, свинку, грипп и собачью чумку. Ученые определили вирус как «тяжелый острый респираторный синдром» (ТОРС) (более распространенное название Severe Acute Respiratory Syndrome (SARS). Эпицентром эпидемии стали страны Юго-Восточной Азии. Первый заболевший был зарегистрирован в ноябре 2002 года в китайской провинции Гуандун. Эпидемия быстро распространилась на соседние Гонконг и Вьетнам, а в конце февраля 2003 года на другие страны и континенты. По данным ВОЗ, за время эпидемии в 30 странах мира было зарегистрировано порядка 8500 случаев заболевания SARS, более чем 900 умерших, наибольшее число жертв было зафиксировано в Китае (348 случаев) и в Гонконге (298 случаев). Также летальные исходы были отмечены в Канаде, Сингапуре и на Филиппинах.
Изначально ученое сообщество в качестве источника ТОРС подозревало хищные млекопитающие растения. Однако вскоре стало ясно, что вирус «обитает» в популяции летучих мышей и достаточно буквально пары мутаций, чтобы он мог инфицировать уже человека.
По словам вице-президента Сколковского института науки и технологий по биомедицинским исследованиям Михаила Гельфанда, работы о том, что в популяциях летучих мышей циркулируют коронавирусы, потенциально опасные для человека публиковались еще в 2003 году. «Все труды того времени сводились к одному: пещерные летучие мыши являются наивероятнейшим источником патогенов в теле человека. Однако ни одно правительство, ни одна страна не позаботились о том, чтобы что-то с этим сделать», – подчеркнул ученый.
Следующая эпидемия, связанная с коронавирусом была зарегистрирована в 2012 в Саудовской Аравии. Middle East respiratory syndrome coronavirus (MERS) или «коронавирус ближневосточного респираторного синдрома», также передавался человеку от животных, в частности, от летучих мышей и верблюдов.
К лету 2015 года случаи заболевания были зарегистрированы в 23 странах, включая Саудовскую Аравию, Йемен, Объединённые Арабские Эмираты, Францию, Германию, Италию, Грецию, Тунис, Египет, Малайзию, Южную Корею. По данным ВОЗ на 12 июня 2015 года, в мире было зафиксировано около 1300 случаев заражения вирусом MERS, скончались 455 человек.
Новый тип коронавируса впервые был зарегистрирован в конце декабря 2019 года в городе Ухань провинции Хубэй (Центральный Китай). Первые случаи пневмонии неизвестного происхождения были обнаружены у местных жителей, посещавших рынок Хуанань. Уже 31 декабря власти Китая информировали о заболевании Всемирную организацию здравоохранения, а с 22 января 2020 года Ухань был закрыт на карантин, аналогичная мера была предпринята в прилегающих к нему городских округах. Вирус был зафиксирован во всех провинциях Китая. 11 февраля заболевание получило название нового коронавирусного заболевания (COVID-2019).
Согласно мнению главы российского офиса ВОЗ Мелиты Вуйнович, главным отличием эпидемий SARS и MERS от бушующей сегодня пандемии СOVID-19, является то, что в предыдущих случаях болезнь проходила долго и с осложнениями, а новый вирус переносится быстро, провоцируя легкое заболевание. Вирусу важно выжить, чтобы выжить, ему не надо убивать хозяина. Он хочет переноситься дальше.
Создание вакцины от коронавируса COVID-19
По словам профессора Сколтеха, доктора биологических наук, PhD Принстонского университета, заведующего сектором молекулярной эволюции ИППИ РАН Георгия Базыкина, необходимо понимать, что на создание новой вакцины обычно уходят годы. «За пару месяцев невозможно создать новые лекарства от пандемии, однако можно использовать уже существующие. В декабре, когда все это только начиналось, было сказано, что через 3 месяца будет создан осознанный вакцинный кандидат. Сейчас действительно существует некоторое количество технологий, которые позволяют это сделать, однако, во-первых, не факт, что их удастся «развернуть» в больших масштабах, а, во-вторых, они могут вообще не сработать. Мы находимся в самом начале пути. Отсюда далеко до того чтобы иммунизировать 7 млрд человек или хотя бы получить столько доз вакцины. Конечно, в первое время мы можем иммунизировать только сотрудников здравоохранения, но даже это сейчас крайне сложно представить», – заметил спикер.
Сегодня звучит уже новая оценка: противокоронавирусная вакцина будет создана в течение 18 месяцев. По мнению ученых, это самый минимальный срок, при условии того, что все этапы разработки пройдут эффективно и успешно. Новый препарат должен будет пройти несколько стадий клинических испытаний. Первый этап направлен на то, чтобы доказать безопасность вакцины. Испытания проходят на нескольких десятках здоровых добровольцев. Вторая и третья стадия нацелены на то, чтобы доказать эффективность нового средства. Тестирования проводятся уже на больших по численности группах, соответственно занимают больший промежуток времени.
«Не нужно ждать быстрых решений. Никакой вакцины ближайшие две недели точно не будет! Как же можно помочь в производстве препарата? В первую очередь необходимо сделать более открытыми, прозрачными и адекватными процессы сертификации и все клинические испытания, не снижая качества работы. А также не ограничивать эти процессы как внутри страны, так и за ее пределами», – заявил М. Гельфанд.
Сегодня мир действительно вступил в гонку за создание лекарств и вакцины от COVID-19, каждое государство спешит быть первым и стремится найти решение. «Если несколько стран независимо друг от друга займутся разработкой вакцины, то может быть одна из них окажется успешной намного раньше, чем если бы страны работали совместно. Другая сторона вопроса заключается в том, что если успешная вакцина все-таки будет выведена, то ее не будет хватать не только всему миру, но и внутри страны, которая ее получила», – подчеркнул Г. Базыкин.
Когда наступит конец пандемии?
Никто не знает, как будет устроен выход из COVID-19. Например, прошла эпидемия, связанная с коронавирусом, а именно атипичная пневмония (ТОРС) закончилась путем эпидемиологических мер. Другие же коронавирусы живут с нами все время, вызывая безобидные простуды по типу ОРВИ. Академик РАН, ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов заявил: «На мой взгляд, переболеют более 70-80% населения планеты, однако половина из них этого даже не почувствует».
В свою очередь Г. Базыкин предположил 2 сценария развития событий. Первый будет реализован, если еще какое-то время не будут приниматься конкретные меры, он будет связан с большим ростом числа случаев заражения, за которым последует резкий скачок смертности. Такая ситуация может продлиться примерно 2 месяца, а затем также резко может пойти на спад. Иной вариант возможен, если удастся очень эффективными карантинными мерами локально перекрыть передачу вируса. Тогда эпидемия прекратится в течении «немногих» месяцев с минимальными потерями. «Для России оптимистичный прогноз продолжительности ограничительных мер составляет 2-3 месяца, но я думаю, что скорее всего он продлится намного дольше. Необходимо понимать, что до создания противокоронавирусной вакцины полностью снять карантинные меры не получится, потому что будет присутствовать вероятность возникновения второй волны распространения заболевания», – заметил ученый.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs