Неожиданная и стремительная вспышка эпидемии нового коронавируса в мире стала катализатором серьёзных изменений в экономической, политической и социальной сферах в большинстве государств на нашей планете. Назревшие проблемы получили быстрое развитие, а на первый план вышли вопросы эффективного использования имеющихся ресурсов и технологических достижений. Наряду с санитарно-эпидемиологической обстановкой наиболее серьёзный удар получила мировая экономика. Глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева предсказывает худший экономический спад со времён Великой депрессии. В текущем году, по оценкам указанного финансового института, более чем в 170 странах будет наблюдаться отрицательный рост доходов на душу населения.
О том, какое влияние будет иметь пандемия COVID-19 на экономику и жизнь латиноамериканских государств, в интервью журналу «Международная жизнь» рассказал ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки Российской академии наук Николай Школяр.
«Международная жизнь»: Николай Андреевич, как повлиял коронавирус на возникновение экономического кризиса в мире и Латинской Америке в частности?
Николай Школяр: Эта эпидемия, охватившая весь Земной шар, коснулась практически всех стран мира. Государства Латино-Карибской Америки, в которых проживает 654 миллиона человек, не стали исключением. Стремительное распространение COVID-19 послужило толчком глобального циклического экономического кризиса, приближение которого предсказывали многие мировые эксперты. Вспомним предшествующие годы. Накануне возникновения коронавируса мир находился в нестабильной, напряжённой, нервозной обстановке, спровоцированной политикой США. В многочисленном перечне конфликтов разного плана, которые инициировал Дональд Трамп с момента его вступления в должность президента США, досталось и странам латиноамериканского региона. Это шантаж Мексики в связи с пересмотром Североамериканского соглашения о свободной торговле, со строительством стены на границе и потоком эмигрантов в США из стран Центральной Америки через мексиканскую территорию. Это открытое давление на Венесуэлу и попытка смены власти в этой стране. Это откат назад в наметившемся потеплении отношений с Кубой. Это откровенное недовольство американских властей самостоятельной внешней политикой президента Аргентины Альберто Фернандеса.
Агрессивная настроенность США в отношении других стран, включая прямое военно-политическое давление на Иран и Северную Корею, развязывание американцами торговой войны с внешнеторговыми партнерами, в первую очередь с Китаем, лишь расшатывали мировую экономику, а коронавирус стал детонатором её глобального циклического кризиса. Он не просто придал ускорение приближавшемуся кризису, а создал абсолютно новую ситуацию в отношениях между странами и людьми. В этих условиях мир ждут новые формы взаимоотношений.
«Международная жизнь»: Какие последствия распространения эпидемии коснутся Латинской Америки в наиболее значительной степени?
Николай Школяр: Последствия коронавируса отражаются на экономике всего мира, в том числе и государств латиноамериканского региона. Наиболее сильно они проявятся в ряде факторов. Во-первых, это отразится на общем показателе развития национальных экономик, то есть ВВП стран Латино-Карибской Америки. Общий уровень падения мировой экономики в 2020 году по сравнению с предыдущим годом оценивается на уровне 3 процентов. В ближайшие месяцы ожидается резкое сжатие частного потребления с отрицательным влиянием на производство, занятость и инвестиции. Естественно, размер этого сокращения для каждой страны индивидуален и скорее всего зависит от её устойчивости, запаса резервов и вовлечённости в мировую экономику. Сокращение ВВП можно ожидать в каждой из латиноамериканских стран. По итогам года в Мексике прогнозируется падение на 4,5 процента, а в Бразилии ВВП сократится на 3,5 процента.
Во-вторых, резкое сокращение инвестиций и отток капитала. Во время любого кризиса наблюдается бегство капитала в наиболее развитые страны. В данной ситуации отток капитала из развивающихся латиноамериканских стран, главным образом в США, сопровождается сокращением производства и падением конкурентоспособности национальных валют. Анализируя текущую обстановку, можно спрогнозировать, что отток капитала составит половину совокупного объёма прямых иностранных инвестиций в ЛКА в 2018 году — 146 миллиардов долларов. Параллельно увеличатся инвестиции крупных латиноамериканских финансово-промышленных групп в США и страны Европы.
Важнейшим последствием пандемии коронавируса для стран Латино-Карибской Америки являются ограничения передвижения товаров и людей в регионе и мире в целом. Сокращение международной торговли, вызванное эпидемией, отрицательно скажется на экспорте латиноамериканских стран, который в 2018 году составлял более 1 триллиона долларов. Основным покупателем продукции латиноамериканских стран являются США, где ожидается резкий спад ВВП и последующее усиление политики протекционизма, что приведёт к ограничениям импорта. Особенно это коснётся Мексики, которая имела самую большую из стран региона долю — 2,3 процента в международном экспорте, а 81 процент товарного экспорта этой страны приходился на Соединённые штаты. Падение экспорта в свою очередь ведёт к ограничению валютных поступлений и сокращению импорта, что уменьшает налоговые поступления в бюджет.
Изоляция между странами уже привела к серьёзному спаду в туристической отрасли стран региона. Ещё до недавнего времени невозможно было представить пустой пляж Копакобана, опустевший комплекс Мачу-Пикчу, закрытые отели Канкуна. Согласно данным мексиканского издания El Economista, на 31 марта в штате Кинтана-Роо был закрыт 71 отель на 12 тысяч гостиничных номеров. Это реальность, за которой скрывается прекращение деятельности целой индустрии, потеря рабочих мест, рост безработицы и социальной напряженности.
Самоизоляция в мире отрицательно сказывается на экономике стран Латинской Америки, на падении цен на нефть, сокращении экономической деятельности, бегстве капиталов, повышении курса американского доллара. Из латиноамериканских государств более всего пострадают нефтедобывающие страны (главным образом Бразилия, Венесуэла, Мексика, Эквадор). Они вынуждены сокращать нефтедобычу, так как в среднесрочной перспективе в прежнем объёме спроса на данный ресурс больше не будет.
Помимо влияния на экономику, стоит ожидать социальные и политические последствия коронавируса. На волне общественного недовольства нельзя исключать приход к власти в некоторых странах региона популистов, у которых отсутствует экономическая и социальная ответственность или авторитарных руководителей, обеспечивающих общественное спокойствие силой.
«Международная жизнь»: Какие основные экономические тенденции можно определить сейчас для региона?
Николай Школяр: Решения в странах Латино-Карибской Америки, ориентированные на борьбу с коронавирусом, связаны с ограничением миграции населения, что серьёзно сдерживает экономическую активность. Учитывая большое количество бедных в странах ЛКА, пропитание которых зависит от ежедневного заработка, повсеместное закрытие сферы услуг и торговли в большинстве стран региона невозможно. Чрезмерные ограничения, даже в целях сохранения здоровья, могут вызвать общественный протест. В условиях самоизоляции в странах региона развиваются различные виды занятости, возможности работы и образования через Интернет. Стали больше уделять внимания здравоохранению и социальным программам.
Пока явных сигналов изменения экономической политики стран Латинской Америки не наблюдается. Им сейчас не до этого, все заняты выживанием. Однако, учитывая стихийные волнения, возникшие на социальной волне и приведшие к политическому кризису, например, в Чили, можно предположить, что коронавирус подтолкнёт эту и другие страны региона к переходу от неолиберальной модели к усилению государственного регулирования в экономике.
«Международная жизнь»: Как Вы оцениваете меры по борьбе с COVID-19, которые применяются в латиноамериканских странах?
Николай Школяр: Первый случай заболевания коронавирусом в Латинской Америке зафиксирован в Бразилии 26 февраля, то есть на несколько месяцев позже чем эта эпидемия охватила Китай и страны Европы. За это время власти латиноамериканских государств имели возможность познакомиться с особенностями эпидемии и мерами, принимаемыми в других странах. Большинство государств ЛКА пошли по пути отмены занятий в школах и университетах, введения режима самоизоляции и закрытия наземных границ с соседними странами. Встречаются и отличия в принятии ограничительных мер. В Аргентине, Эквадоре и Колумбии ввели временное закрытие портов и аэропортов, а в Бразилии и Мексике пока воздерживаются от этого решения.
Несмотря на применяемые меры, эпидемия распространяется по региону высокими темпами, проникая во все латиноамериканские страны. К концу прошлой недели в Бразилии было зарегистрировано 16474 заболевших коронавирусом и 839 умерших, в Мексике — 3181 и 174, Чили — 5972 и 57, Эквадоре — 4965 и 272, Аргентине заболевших 1795 и 71 умерший.
«Международная жизнь»: Какую роль играют для континента в этих условиях США, государства Евросоюза, Китай и Россия?
Николай Школяр: Масштабы эпидемии, охватившей США и страны Европейского союза, показали их неготовность к развитию такого сценария. Поэтому в настоящее время им не до оказания существенной помощи странам Латинской Америки. Китай, победивший COVID-19 у себя дома, активно делится своим опытом борьбы с пандемией. Так, в конце марта китайские эксперты по этой теме с помощью видеоконференции поделились своими знаниями со специалистами из 25 стран ЛКА. Китай направил в ряд государств региона медикаменты, оборудование и группы своих экспертов. Китайцы поставили в Аргентину две с половиной тысячи диагностических тестов, тысячи защитных халатов, перчаток, а также маски и термометры. Российская корпорация «Проект техника» планирует отправить мобильные госпитали в ряде стран региона.
«Международная жизнь»: Можно ли ожидать по мере преодоления последствий коронавируса какие-то коренные изменения в подходах латиноамериканцев к дальнейшему сотрудничеству с внерегиональными партнёрами?
Николай Школяр: В силу того, что пик эпидемии COVID-19 ещё не преодолён, вакцина не разработана и адекватных лекарств не существует, сохраняется высочайшая степень неопределенности в мире, из-за которой затруднительно предвидеть изменения в приоритетах внешней политики ЛКА. Скорее всего, дальнейшее сотрудничество латиноамериканских стран с внерегиональными партнёрами будет носить более прагматичный характер, нацеленный на получение практической выгоды.
«Международная жизнь»: В складывающейся ситуации, какую нишу могла бы занять Россия в ЛАКБ?
Николай Школяр: Москва проявляет солидарность со странами Латинской Америки в их борьбе с коронавирусом, и в случае обращения их правительств найдёт возможности оказать им помощь на примере той, которая уже оказывается Италии или Сербии. Если думать о будущем отношений со странами региона, то можно рассматривать перспективы сотрудничества в сфере здравоохранения, жизнеобеспечения, телекоммуникаций и образования. Как я уже отмечал, эпидемия коронавируса приведёт к изменению многих форматов жизнедеятельности, переводя их полностью или частично в интернет-пространство. Это коснётся двусторонних и многосторонних отношений. Меньше будет зарубежных поездок, а больше виртуального общения, подготовки контрактов и решения вопросов на дистанции.
Учитывая накопившийся в России багаж знаний в сфере культуры, науки и образования, а также наличие специалистов и технологий для их передачи, наша страна могла бы занять самую важную нишу – содействие формированию интеллекта будущих поколений, в том числе и в странах латиноамериканского региона.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs