Фото: en.wikipedia.org
США в ближайшее время могут разместить ударное оружие в космосе. Такое мнение высказал директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Владимир Ермаков в ходе пресс-конференции в пресс-центре МИА «Россия сегодня». Иран же, по его оценкам, не выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). «Иран остается наиболее прозрачным в плане осуществления своей ядерной деятельности», — отметил дипломат.
Во-первых, по словам Владимира Ермакова, Иран заинтересован в сохранении договора, потому что для него это основа, на которой выстраиваются отношения с другими государствами. Во-вторых, у Ирана, на его взгляд, не самые эффективные ядерные технологии (есть страны, которые гораздо ближе к созданию ядерного оружия). Эта тема, по его мнению, излишне политизирована и дипломат призвал не спекулировать по поводу выхода Ирана из ДНЯО накануне конференции.
Говоря о других договорах, составляющих систему контроля над вооружениями, Владимир Ермаков отметил важность ДСНВ как последней опоры системы контроля за стратегическим вооружением. Если он не будет продлен, не останется механизмов верификации и транспарентности. «США считают, что продлить договор можно быстро и время ещё есть», — рассказал дипломат и призвал учесть, что в России согласование подобного документа может занять большее время (напомнил о необходимости одобрения в Совете Федерации). Тем не менее, он заверил, что продление ДСНВ обсуждается и можно рассчитывать на позитивную договорённость.
При этом Россия настаивает на том, что в новый договор должны быть включены и союзники США по НАТО (Великобритания и Франция), потому что в двустороннем формате возможности для сокращения стратегических вооружений, согласно российской позиции, исчерпаны. В возможности включения Китая в договор, на чем настаивают США, дипломат усомнился. Позиция Китая в том, что их ракетно-ядерный потенциал гораздо ниже, чем в США. «Опускать уровень США до Китая, или Китай поднять до США — непонятно», — пояснил Владимир Ермаков.
Космос будет становиться все более милитаризованным. С самого начала его освоения он использовался в военных целях, а все космические программы изначально были двойного назначения. Россия, по словам дипломата, понимает, что нет возможности остановить этот процесс, и выступает против ударных вооружений в космосе, которые могут спровоцировать гонку вооружений. «Принятие на национальном уровне политического решения о неразмещении ударного оружия в космосе первыми могло бы стать основой для юридически обязывающего международного документа», — полагает дипломат и обращает внимание, что сейчас в этой инициативе участвуют два десятка стран.
Во время пресс-конференции Владимир Ермаков ответил на вопросы журналистов.
«Международная жизнь»: Есть ли у МИД стратегия на случай, если предстоящая обзорная конференция по ДНЯО закончится так же безрезультатно, как и прошлая?
Владимир Ермаков: Мы не видим никакой трагедии в том, что произошло 5 лет назад. Тогда состоялся полноформатный обзор в рамках договора. Были подтверждены приверженность договору, его целостность. Все страны участницы, по сути, именно об этом говорили. То, что не было итогового документа, да, наверное, это недостаток прошлой обзорной конференции. Но среди позитива, естественно, было сохранение и по некоторым аспектам укрепление договора. Если не будет принят итоговый документ, мы просто будем работать по укреплению договора. По выполнению наших обязательств. Следить за тем, чтобы другие участники договора выполняли свои обязательства. Ведь никто, нигде, никогда не брал на себя обязанность на обзорных конференциях прорабатывать какие-то итоговые полноформатные договоренности. Несколько раз это получалось, но и ситуация в мире была другая, противоречия не были столь острыми. Замахиваться сейчас на какой-то документ и строить по этому поводу иллюзии, что вдруг прибудут делегации государств и там разрешат весь комплекс проблем, накапливавшийся многие десятилетия, наверно, не стоит – это вредно. Именно такие иллюзии могут способствовать подрыву договора, а не его укреплению. Давайте посмотрим, как будут развиваться события, как пойдет дискуссия на самой обзорной конференции. И мы для себя всегда оставляем пространство для маневра и подчеркиваем, что достижение, согласование итогового документа — это не является самоцелью. Целью является подтверждение обязательств государств по этому договору. Обмен мнениями по наиболее острым вопросам. И выстраивание дальнейшего алгоритма действий в рамках договора. Для этого не требуется подписание документа. Это нормальный процесс, который идет в течение уже пяти десятилетий.
За 50 лет функционирования договора прошло уже девять обзорных конференций: четыре из них закончились без принятия документов, согласованных рекомендаций, пять — 1975, 1985, 1995, 2000 и 2010-го заканчивались принятием согласованного документа и рекомендаций.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs