Фото: pt.wikipedia.org
Система контроля над вооружениями была основана на Договоре об ограничении ПРО, ДРСМД и ДСНВ. Первые два прекратили свое существование. «Я думаю, и третий тоже ждет не очень хорошее будущее», — заявил на Московской конференции по международной безопасности руководитель Центра прикладных политико-военных исследований МГУ Евгений Бужинский.
Безопасность России и США строилась на концепции ядерного сдерживания или гарантированного взаимного уничтожения. По Договору о ПРО 1972 года СССР и США не могли формировать полноценные региональные и глобальные системы противоракетной обороны. Защиты от ядерного удара не было, поэтому не имело смысла продолжать развивать стратегические наступательные вооружения. Можно было, не опасаясь за свою безопасность, заключить ДСНВ и ДРСМД. Первый замначальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Виктор Познихир уверен, что именно эти шаги позволили снизить риск ядерной войны.
В середине 90-х, по мнению генерала, под предлогом иранкой и северокорейской угроз США начали разрушать правовую базу стратегической безопасности. В 2002 году они вышли из Договора о ПРО и теперь отвергают ограничения на развитие этих систем. Виктор Познихир считает, что это говорит о намерении американских властей перейти от концепции ядерного сдерживания к концепции глобального доминирования. Мало того, что США развертывают глобальную систему ПРО на своей и территориях многочисленных союзников (рядом с границей РФ, например, в Японии и Польше), создают также и «космический эшелон» ПРО. Российское беспокойство усиливает то, что в американских доктринальных документах Россия (как и Китай) впервые рассматриваются в качестве противников.
По словам Виктор Познихира, анализ вероятных действий США показывает, что они могут добиться превосходства, уничтожив большинство ракет внезапным ударом и перехватив остальные системами ПРО. Евгений Бужинский заметил, что пока США пытаются обеспечить превосходство в космосе за счет средств обнаружения, перехватчиков баллистических ракет и ударных сил, Россия, Китай и Индия развивают противоспутниковое оружие. Экономика США, по словам эксперта, зависит от космической группировки спутников связи, навигации и передачи данных: «По подсчетам американских специалистов уничтожение 10% этой группировки парализует экономику».
Директор Центра военно-политического анализа при Гудзонском институте Ричард Вайтц назвал российские опасения преувеличенными: «Система ПРО разработана, чтобы перехватывать ракеты только средней и промежуточной, но никак не большой дальности (основной компонент стратегических ядерных сил)». При этом он подчеркнул, что текущий уровень расходов на ПРО ниже, чем предполагалось: «Система не так эффективна и финансово обеспечена, как того хотели бы союзники, из-за приостановки ядерных испытаний КНДР, что стало возможным благодаря помощи России и Китая». Российскую выгоду от глобальной ПРО Ричард Вайтц видит в том, что американские союзники не развивают свои ядерные арсеналы, пользуясь «зонтиком» США. По словам американского эксперта, Россия начала разрабатывать гиперзвуковое оружие, чтобы усадить США за стол переговоров, но добилась обратного эффекта. Он убежден, что вместо того, чтобы создавать гиперзвуковые, противоспутниковые ракеты и другие дестабилизирующие вооружения, Россия, Китай и США должны предотвращать распространение ядерного оружия.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs